Встречи с товарищем Сталиным (1938 год)
Георгий Байдуков
Герой Советского Союза Георгии Байдуков (1907- 1994), создавший это необычное художественное повествование, появился в детской литературе внезапно, но не случайно. В 1930-е гг. летчики- испытатели, штурманы дальнего плавания, участники северной эпопеи - челюскинцы и папанинцы стали образцами для подражания для миллионов мальчишек и девчонок. Их личные достижения были предметами национальной гордости, их победы провозглашались символами движения советского общества к коммунистическому будущему. Живые легенды - люди с биографиями заменили собой «людей- винтиков» - порождение механистической социальной модели 1920-х гг. Кумирами стали участники сверхдальних беспосадочных перелетов по Сталинскому маршруту: Москва - остров Удд (июнь 1936) и Москва - Северный полюс - Ванкувер (США, июнь 193/) - Валерий Чкалов (1904-1938), Георгий Байдуков и Александр Беляков (1897-1982). Множество увиденных необычных вещей и явлений, умение быстро принимать решения и действовать в сложных ситуациях, огромный запас впечатлений, полученных во время подготовки и осуществления экспедиций, заложили фактическую основу для рождения свежих, оригинальных книг, интересных детям самых разных возрастов. Однако чаще в 1930-е гг. создавались совсем другие произведения. В описываемом издании юным читателям - дошкольникам предлагался удивительный рассказ летчика-испытателя о встречах с «верным и лучшим учеником Ленина» - товарищем Сталиным. Годом позже Г. Байдуков опубликовал свои воспоминания (как он пишет, дневниковые записи) уже в книге для взрослых - в сборнике под редакцией А. Фадеева (1901-1956) «Встречи с товарищем Сталиным». О мудрости Сталина, его силе предвидения, умелом руководстве социалистическим строительством, «незабываемых встречах с великим другом» вместе с Г. Байдуковым рассказали «знатные люди» Советской страны - А. Г. Стаханов (1905-19//), И. Д. Папанин (18941986), В. С. Гризодубова (1910-1993) и др. - от рабочих до известных деятелей искусства и академиков, депутатов Верховного Совета СССР.
В 1937—1939 гг. издают и другие книги Г. Байдукова - «Наш полет в Америку» (1937), «Записки пилота» (1938), «О Чкалове» (1939) - последняя книга вышла с эпиграфом: «И. В. Сталину, вырастившему бесстрашное чкаловское поколение советских летчиков».
Прославленный летчик - отважный испытатель, герой в кожаной куртке, шлеме, летных очках (таково популярное представление о форме летчика в эти годы), простой паренек, родившийся в глубинке России (разъезд Тарышта Омской железной дороги) в семье железнодорожника, стал одним из героев советской пропаганды - его имя, как и имя Чкалова, Белякова, Громова, Леваневского, Молокова, использовалось для доказательства превосходства советского строя перед капиталистическим - будь то Российская империя или современные западные демократии. Авиация была любимым детищем Сталина, требовавшего от летчиков «летать выше всех, дальше всех и быстрее всех». На многочисленных кинофотодокументах той эпохи они запечатлены рядом с самыми известными политиками и деятелями искусства. В советской идеологической модели «сталинскому соколу» разрешалось быть человеком безрассудно смелым и неутомимым, веселым, дерзким и сильным, сочетающим отвагу со знаниями и умением использовать передовую советскую технику. Сталин официально выступал в роли «отца-наставника», хорошо разбиравшегося во всех авиационных вопросах, постоянно напоминавшего летчикам о самоконтроле и дисциплине, необходимости беречь свою ценную для страны жизнь.
Книгу Г. Байдукова открывало повествование о поездке «дорогих гостей» - И. В. Сталина (18791953), К. Е. Ворошилова (1881-1969) и М. Горького (1868-1936) на московский аэродром 2 мая 1934 г. Задолго до их появления на месте подготовили несколько сот самолетов, а около них выстроили команды летчиков, механиков, радистов, пулеметчиков и бомбардиров.
Вторая описанная Байдуковым встреча со Сталиным произошла на ночном совещании в Кремле, где присутствовали технические специалисты и летчики. Байдукова попросили рассказать о самолете, который он испытывал на предприятии. Сталин стал задавать дополнительные вопросы, в них и проявились, по мнению летчика, его величие и гениальная сущность: «Вопросы были такие, словно Сталин сам летчик и инженер. Я был поражен. Откуда Сталин так хорошо знает авиацию? Ведь у него столько дел, столько дел! И тут же мне стало все понятно™ Сталин любит летчиков, заботится о них, поэтому он следит за тем, чтобы самолеты были хорошие и неопасные для жизни™ За высокой кремлевской стеной день и ночь работает он над улучшением нашей жизни».
Следующий прием произошел в «неофициальной» обстановке. Байдукова, Чкалова и Белякова неожиданно вызвали телефонным звонком из отпуска на дачу Сталина, который показал летчикам дом, где нет «ничего лишнего, никакой роскоши просто, скромно и чисто», а также фруктовые деревья, эвкалипты, обратил их внимание на лимонные кусты с крупными желтыми плодами, о которых «горе-садоводы» ему говорили, что лимоны здесь не растут. Именно последняя сцена показалась художнику Б. А. Дехтереву (1908-1993) ключевой, и он разместил ее на обложке.
Знаменитый перелет Чкалова - Байдукова - Белякова начался 18 июня 1937 г., когда с Щелковского аэродрома стартовал АНТ-25 и взял курс на Северный полюс. Не все шло по плану, но рискованная операция, длившаяся 63 часа, увенчалась успехом - 20 июня самолет с гордой надписью «Сталинский маршрут» сел в Ванкувере. 27 июля 1937 г. летчиков торжественно встречали в Москве на Белорусском вокзале. Фасады зданий были украшены их портретами и приветственными лозунгами. Дальнейшая судьба героев книги такова: один из самых популярных людей своего времени - В. Чкалов погиб (был убит?) 15 декабря 1938 г. при испытании нового истребителя в Москве на Ходынском поле, не дожив до 35 лет. Генерал-полковник авиации, летчик-испытатель, член Союза писателей Г. Байдуков вышел в отставку в 1988 г. Штурман А. В. Беляков - генерал-лейтенант авиации - долгие годы преподавал в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, был профессором Московского физико-технического института, автором многих трудов по аэронавигации.
В созданной для детей книге причудливо переплелись живые впечатления молодого летчика и истории, кочевавшие из одного повествования в другое: Байдуков не мог пройти мимо рассказа Сталина о том, как он остался жив, когда, бежав из ссылки, провалился на Енисее под лед; анекдота о веселом ямщике, которого вождь угощал вином на стоянках, а тот сам того не подозревая вез его «к Ленину, к рабочим России, к партии».
Сочинение появилось в 1938 г. в издательстве «Детская литература», хотя первоначальный выход планировался на 1939 г., что и нашло отражение на издательском переплете. Иллюстратором стал художник Борис Александрович Дехтерев, много работавший для детей. Хорошо известно и любимо читателями всех возрастов его оформление сказок Ш. Перро.
Книгу «Встречи с товарищем Сталиным» издали значительным тиражом - 250 тысяч экземпляров. С конца 1950-х гг. (после исторического доклада Н. С. Хрущева о культе личности на XX съезде) книга была в опале, хотя ей повезло больше, чем упоминавшемуся здесь же сборнику под редакцией А. Фадеева «Встречи с товарищем Сталиным» (1939) - он фигурировал в служебной брошюрке «Список книг, не подлежащих распространению в книготорговой сети» (1981). В 1930-е гг. книгу дарили первоклассникам «за отличную успеваемость и отличное поведение», как написано на одном из известных нам экземпляров.
Книга в издательском переплете с цветной иллюстрацией по рисунку Б. Дехтерева.
Байдуков, Георгий Филиппович (1907-1994)
Встречи с товарищем Сталиным. Рис. Б. Дехтерева. М.; Л.: ЦК ВЛКСМ Издательство детской литературы, 1938. 23, [1] с., ил. 21,9x17,3 см. Тираж 250 000 экз.