Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Sunday, November 24, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Впечатления моей жизни (2002 год)

Впечатления моей жизни (2002 год)

Мария Тенишева

Не так много в истории русской культуры женщин-коллекционеров, которые благодаря своей коллекции и собирательскому таланту смогли «изменить мир». Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928) поставила перед собой определенную цель - не подражая древности, а вдохновляясь образами древнерусского искусства, возродить русский стиль во всем: в искусстве и в архитектуре, а также в повседневной жизни, в одежде, ювелирных украшениях и кухонной утвари. И через несколько десятилетий она выставила свой Музей русской старины в Лувре. Успех превзошел все ожидания: более 6000 экспонатов увидело несколько десятков тысяч человек! Вот что отметила французская пресса: три музея в России особенно «заслуживают внимания: это Музей Александра III (ныне Русский музей в Санкт-Петербурге), музей истории Москвы (ныне Государственный исторический музей в Москве) и музей княгини Тенишевой». Огромные деньги были предложены Марии Клавдиевне за эту коллекцию, но она вернула ее в Россию. Мечта сбылась благодаря целеустремленности, деятельности и многогранным талантам этой красивой и обаятельной женщины.

Мария Клавдиевна Тенишева родилась в Петербурге в дворянской семье, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен. В шестнадцать лет Машу выдали замуж, брак с Рафаилом Николаевым оказался неудачным, вскоре Мария уехала с дочерью Лизой в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. Она три года училась пению, брала уроки рисования - достигла определенных высот в каждом виде искусства: стала одновременно профессиональной певицей и профессиональным художником. Позже увлеклась эмальерным искусством и защитила диссертацию по искусству эмали - «Эмаль и инкрустация», текст которой был восстановлен ее учениками и издан в Праге в 1930 г. - и до сих пор, к сожалению, не издан в России. Как художник она смогла возродить утраченные секреты техники выемчатой эмали - одной из древних видов эмали. Эта техника была известна еще египтянам, ассирийцам, искусные образцы сохранились в Грузии и в курганах домонгольской Руси.

В 1892 г. Мария Клавдиевна вышла замуж за князя В.Н. Тенишева, близкого ей по духу человека, финансовые возможности которого открыли путь к воплощению многих добрых дел княгини Тенишевой. Она успела организовать несколько рисовальных студий, школы и мастерские для детей крестьян, где обучала их традиционным ремеслам, управляла театром и устраивала выставки, субсидировала вместе с С. Мамонтовым известный журнал «Мир искусства» (1898-1904) - один из лучших иллюстрированных художественных журналов начала XX в., материально поддерживала деятельность А. Бенуа, С. Дягилева и других деятелей Серебряного века.

В 1898 г. было организовано Тенишевское училище в Петербурге, которое вскоре обрело статус коммерческого. Княгиня уделяла много внимания созданию учебных программ, воспитательному процессу, расширила методику образовательных экскурсий, учащиеся издавали журнал «Тенишевец», литографированный журнал «Юная мысль», занимались в организованных княгиней оранжерее и обсерватории, были увлечены театром. Многие известные русские деятели науки и культуры начинали свое образование именно здесь.

Театр был для княгини особым увлечением: она переделывала прозаические тексты для сцены, увлекалась постановкой пьес, выполняла декорации, репетировала с крестьянскими детьми, шила костюмы, успевала устраивать представления не только для гостей в собственном доме, но и для широкой общественности.

Недалеко от Смоленска Тенишевы приобрели имение Талашкино. Именно это место называли современники «Афинами», а саму княгиню - «Периклом русских крестьян». Затем рядом был приобретен хутор Фленово, где Тенишевы открыли уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями и богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина. Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью - от промышленного коневодства до пчеловодства. При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. С 1900 г. мастерские возглавлял художник С. Малютин. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи изделий, произведенных в этих мастерских. Здесь на рубеже XIX-XX вв. возник своеобразный центр художественной жизни России: в Талашкино работали И. Репин, А. Бенуа, К. Коровин, М. Врубель, А. Серов, В. Васнецов, С. Малютин, Н. Рерих, П. Трубецкой, И. Стравинский, С. Дягилев и другие.

Тенишева эмигрировала из России в 1918 г., жила в предместье Парижа в своем имении Воскрессон, где продолжала работать и, верная своим принципам, открыла художественную школу для детей эмигрантов. В эти годы она выставлялась в Осеннем салоне, Салоне Марсова поля, участвовала в Выставке русского искусства в галерее Devamber в 1921 г. вместе с Чехониным, Нарбутом и др. Здесь и умерла в 1928 г., похоронена на кладбище в Ла Сель Сен-Клу.

В своих воспоминаниях они писала: «...Я в душе была всегда чисто русским человеком», «да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности». Мария Клавдиевна всю жизнь пыталась привлечь внимание государства и общественности к сохранению и развитию народной культуры и народного искусства. В 1911 г. часть своего собрания княгиня Тенишева передала в дар городу Смоленску. На памятном блюде, которое изготовила Тенишева собственноручно, было написано: «Владейте, мудрые!» Княгиня искренне выгравировала эти слова с надеждой на высокое будущее сохранения традиций и истоков культуры. Теперь от этих слов веет глубокой печалью... Часть коллекции Тенишевой была распродана и исчезла бесследно в 1920-е гг., еще часть передана в другие музеи России, вероятно, с целью еще «лучшего сохранения», хотя условие дара Тенишевой было простым и незатейливым: навсегда оставить ее дар в Смоленске.


Тенишева Мария Клавдиевна (урожд. Пятковская; 1867-1928). Впечатления моей жизни: Воспоминания. Москва: Захаров. 2002.396 с., ил. 20,8x13,1

Previous Article Яшка: Моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы (2001 год)
Next Article Пристрастные рассказы (2003 год)
Print
980 Rate this article:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top