В память столетия Крыма (1883 год)
Василий Кондараки
Вряд ли среди библиофилов, занимающихся историей русской книги, найдётся хотя бы один, кто равнодушно пройдёт мимо издания, на форзаце которого наклеен хорошо известный знатокам экслибрис с вензелем императора Николая II и надписью: «Собственная Его Величества библиотека. Зимний дворец».
Известно, что к началу Первой мировой войны в 12 Собственных Его Императорского Величества библиотеках, то есть в собраниях книг и рукописей, принадлежавших Николаю II (не считая изданий, хранившихся в библиотеках многочисленных родственников царской семьи), а также в Ливадийском дворце и на императорской яхте «Штандарт», насчитывалось 69 892 тома (37182 наименования). В монографии В.А. Дурова «Книга в семье Романовых» (Москва, 2000) говорится: «К 1917 году Собственные императорские библиотеки представляли собой целую сеть книгохранилищ. Главным из них, самым большим и непрерывно пополнявшимся, была личная библиотека императора Николая II, составлявшая 15 720 томов (10 950 названий). Она располагалась в Собственных покоях и Новых залах Зимнего дворца. Библиотека была не только одной из самых больших в России, но и самой богатой по разнообразию тематики и уровню комплектации. Четырнадцать основных разделов библиотеки, в которые постоянно поступали новинки, были следующие: духовно-нравственная литература; философская; историческая; хроника императорской фамилии; военная беллетристика; юриспруденция; естественнонаучная (отдельно -медицинская); литература по сельскому хозяйству, промышленности, железнодорожному транспорту, искусству; справочный раздел».
«Судьба книжных собраний, принадлежавших императорской семье, оказалась столь же трагичной, как и участь их владельцев, - констатирует директор Российской государственной библиотеки В. Егоров. - Конфискованные в ходе двух русских революций 1917 года, они были рассыпаны, рассеяны. Частично книги из императорских библиотек сохранились в государственных хранилищах, но в значительной своей части они оказались за руоежом, в основном в США».
Хроника представляет некогда входившие в состав собственной библиотеки Николая II десять томов сочинений крымчанина Василия Христофоровича Кондараки, человека неуёмного темперамента и большого патриота родного края. О себе он обыкновенно сообщал, что состоял членом Императорских обществ: Русского географического, Московского древнерусского искусства, Одесского истории и древностей и др. К другим относилось Ялтинское общество садоводов и виноделов, так как. помимо всего прочего, Кондараки являлся ялтинским домовладельцем и зарабатывал на издание своих трудов, сдавая комнаты отдыхающим. Будучи краеведом-энтузиастом, неутомимый грек, по его собственным словам, с детства собирал «заметки дедов», изучал «туземные наречия» и «в течение всей почти жизни в Крыму тщательно записывал все полумифические предания, легенды, сказки, относящиеся к этой стране, - сначала из любопытства, а потом с целью извлечь из них дополнения и разъяснения исторических событий». Начиная с 1860-х годов он регулярно печатал в Одессе, Николаеве и Москве свои исторические и краеведческие изыскания. Практически все они вошли в его главный труд - десятитомник «В память столетия Крыма», посвященный вековому юбилею присоединения Тавриды к России. Как сказано в авторском предисловии, «первые три тома составляют сборники исторических картин отдалённых эпох, в остальных же семи томах благожелательный читатель найдёт всё то, что может самым подробным образом ознакомить его с страною как в естественном, так и во всех других отношениях».
Слова «во всех других отношения») здесь следует понимать буквально, так как геологические, климатические, исторические, археологические, этнографические, антропологические и прочие сведения густо перемежаются в тексте крымскими легендами, расписаниями поездов и пароходов, прейскурантом цен на квартиры и даже «самоучителем турко-татарского и новогреческого языков».
На страницах нескольких томов имеются читательские отчёркивания синим каранда шом. Известно, что такие владельческие пометы нередко встречаются на книгах библиотеки Николая П. В частности, можно понять, что в первом томе, в главе о Ялте, внимание читающего привлекла зарисовка «из жизни отдыхающих», невольно вызывающая в памяти чеховскую «Даму с собачкой»: «Здесь всё дышит свободою мысли и желания. Каждый живёт по прихоти и не стесняется никакими этикетами. Приехали ли вы с дамою, названною женою, кузиной или племянницей, - никому нет надобности до ваших привычек. Ездит ли такая-то постоянно с одним и тем же татарином в леса, возвращаясь после полуночи, также считается обыкновенным явлением. «На то она и приехала в Ялту, чтобы порезвиться в поэтической стране», - говорят туземцы с лукавою улыбкой и никогда не позволят себе сделать замечания. Сидит ли полустарушка с молодым денди, проигравшим отцовские богатства, против моря, любуясь то его усиками, то озлащённым луной восхитительным ландшафтом, никто не дерзнёт оскорбить бедняжку в её заблуждении на том основании, что она ещё раз хочет пожить с полным удовольствием в тёплом крае, где, несмотря на 45 градусов жары, лучи солнца не жгут, дышится легко и застывшая кровь вновь взывает к жизни и отрадным впечатлениям».
Вероятнее всего, настойчивый автор сумел передать свой десятитомник в дар императору во время одного из приездов Николая II в Крым.
Кондараки Василий Христофорович
В память столетия Крыма. [В 10-ти томах.] Москва, типография Чичерина. 1883. Т.1: Топографический обзор полуострова с 50 видами (цинкографиями). 282,11 с. с иллюстрациями, 1 л. карта. Т.2: Этнография Тавриды. 415 с. с иллюстрациями. Т.З: История и археология Тавриды. 572 с. Т.4: Естественный отдел. 452, III с. Т.5: История Крымской войны с частными эпизодами, портретами и видами. XVI, 292,90 с. с иллюстрациями. Т.6: Первые годы нашего господства в Крыму. Легенды Крыма. Типичность крымских татар. 216,100,145 с. Т.7: Исторические картины Тавриды: Митридат Понтийский в Керчи. Анан Самарянин ХерсонесаТаврийского. Гикия-патриотка Херсонеса. Великий князь Владимир в Херсонесе. 313 с. Т.8: Генуэзцы в Крыму. Исай, владетельный князь Мангупа. Менгли-Гирей хан. 162, 75, 135 с. Т.9: Лучший хан Крыма Керим-Гирей. Последний хан Крыма Шагин-Гирей. 241, 196 с. Т. 10: Самоучитель татарского и новогреческого языков. 115 с. В десяти полукожаных переплётах конца XIX века с тиснёнными золотом на корешке заглавием и инициалами владельца - Николая Романова: «Н.Р.». Форзацы цветной вощёной «мраморной» бумаги. 23,1x15 см. На задних форзацах цветные экслибрисы Николая II: «Собственная Его Величества библиотека Зимний дворец» (экслибрис исполнен в 1907 году бароном А.Е. Фелькерзамом).