Описание коронации Александра III (1883 год)
«Вот шествие начинается. Долго шли камер-фурьеры, камер-юнкеры, камергеры и прочие чины, красиво было видеть красную вереницу фрейлин. А в это время гудит Иван Великий, и вся Кремлёвская площадь, переполненная народом, замирает в ожидании царя. Тише выступают сановники, вот и Государственное знамя... Яркий луч света ударил на Красное Крыльцо, лучи быстро разошлись, и в дверях Грановитой палаты показался Государь. Солнечные лучи озаряли его в это мгновение. Что-то было невыразимое и чудное, когда при звоне всех колоколов раздались крики народа и всё слилось в одно протяжное, непрерывающееся восторженное ура!
В дверях Успенского собора остановка. Встречал митрополит Иоанникий и говорил слово, ничего не было слышно в двух шагах, да и слушать было нечего, одни общие места. Государь вступил в собор. Колокола замолкли, служба началась. На площади стало тихо, снова показались тучи, закапал дождь, поднялись зонтики, и вся площадь приняла совершенно иной вид.
На паперти Благовещенского собора по очереди появлялись Д.В. Григорович, в качестве чего-то официального, А.П. Боголюбов, точно привидение с того света, мрачный, он что-то срисовывал. Около него какие-то художники молодые, волосатые. Гром орудни и трезвон колоколов возвестили о возложении короны. До слуха долетел возглас многолетия после провозглашения полного титула.
Обедня кончилась. Опять погода стала разгуливаться, опять солнце. Загудел Иван Великий, и дрогнула площадь. Все сорок сороков слились в один удивительный звон. Шествие двинулось из Успенского собора и обогнуло Ивана Великого. Видели мы потом, как тихо двинулось шествие обратно по Красному Крыльцу. Всё слилось и смешалось в пестроте нарядов и цветов, в глазах словно потемнело. Все взоры напряженно направлены на одно место — на площадку Красного Крыльца. Среди пёстрой толпы ярко блистала корона. Государь остановился лицом к народу. Ещё мгновение, и корона наклонилась три раза - три Царских поклона в ответ на оглушительные крики восторга и торжества!».
Так описывал венчание на царство императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, происходившее 15 мая 1883 года, граф Сергей Дмитриевич Шереметев. Этот живой, эмоциональный рассказ, не отягощенный верноподданническими изъявлениями, может служить параллельным комментарием к официальному по содержанию и достаточно помпезному по оформлению «Описанию коронации Александра III», вышедшему на французском языке вскоре после празднования.
Издание иллюстрированной хроники коронационных торжеств - явление обычное как для европейской, так и для русской культуры. Самой обстоятельной явилась хроника чествования императрицы Елизаветы Петровны. «Описание коронации Александра III» достигло первенства в другом: это самый большой по формату коронационный сборник из всех печатавшихся в России. В его создании принимали участие известные художники и мастера полиграфического искусства. В технике хромолитографии здесь воспроизведены работы А.П. Соколова (парадные портреты Александра III и Марии Фёдоровны в горностаевых мантиях); В.Д. Поленова («При входе в Успенский собор»); К.Е. Маковского («Иллюминация Кремля», «Обед в Грановитой палате», «Народный праздник на Ходынке»); В.И. Сурикова («Освящение храма Христа Спасителя»); Н.Н. Каразина («Приём императором азиатских послов»), И.Н. Крамского («Коронование» и «Причастие»). Заставки в книге выполнены В.М. Васнецовым. Издание интересно ещё и тем, что в нём дано подробное описание костюмов, в которых являлись на приёмах высокие особы.
Яркий, красочный фолиант, отпечатанный в Петербурге в количестве 200 экземпляров, всегда привлекал внимание библиофилов.
Description du Sacre et du Couronnement de Leurs Majestes Imperiales L'Empereur De toutes les Russie Alexandre III et L' Imperatrice Marie Fedorovna. En I'annee 1883. Санкт-Петербург, картографическое заведение А. Ильина, [1883]. <Описание Коронации Их Величеств Императора всея Руси Александра III и императрицы Марии Фёдоровны в 1883 году>. 65 с. в 2 столбца с цветными иллюстрациями, 27 л. цветных иллюстраций. На французском языке. Иллюстрации В. Верещагина, Н. Каразина, И. Крамского, К. Маковского, В. Поленова и др. В издательском переплёте. Тройной золотой обрез. Форзацы белого муара. 65x49 см. Иллюстрации -хромолитографии. Тираж 200 экземпляров.