Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

В память столетнего юбилея Отечественной войны. Календарь на 1912 год. Текст и рисунки по роману «Война и Мир» Л. Н. Толстого (1911 год)

В память столетнего юбилея Отечественной войны. Календарь на 1912 год. Текст и рисунки по роману «Война и Мир» Л. Н. Толстого (1911 год)

Текст и рисунки по роману «Война и Мир» Л. Н. Толстого (1911 год)

Россия встречала столетие войны с Наполеоном на волне небывалого экономического роста. Согласно статистическим данным, в 1909–1913 годах страна «почти в 1,5 раза увеличила объём производства. При этом тяжёлая промышлен­ность по темпам роста заметно превосходила лёгкую (174,5% против 137,7%). По общему объ­ёму промышленного производства Россия зани­мала 5–6-е место в мире, почти сравнявшись с Францией и превзойдя её по ряду важнейших показателей тяжёлой промышленности. В сфере культуры правительство прилагало большие усилия к преодолению тяжёлого недуга россий­ского общества – низкого уровня грамотности: расходы по министерству народного просвеще­ния возросли с 1900 года почти в 5 раз, составив в 1913 году 14,6% бюджетных расходов.

В этих условиях промышленного и образова­тельного бума любое общенациональное тор­жество было обречено на превращение в ги­гантский культурный и бизнес-проект, когда на рынок выбрасывалась разнообразная суве­нирная продукция: предметы текстиля и фар­фора, алкоголь, парфюмерия, табачные и кон­дитерские изделия…

Именно таким оказался юбилей 1912 года. Жестяные чайные коробки с портретом Алек­сандра I, шоколад «Денис Давыдов», карамель «Багратион», печенье «Пожар Москвы», мыло «Бородино», платки «Переправа через Березину» и даже матрёшки «Кутузов» и «Наполеон» со сво­ими штабами – всё это можно было увидеть на прилавках российских магазинов той поры.

Живо откликнулась на приближающиеся празднества издательская промышленность. В продаже появились сотни выпущенных «к случаю» исторических романов, научных монографий и сборников статей, тематических альбомов, историко-географических атласов, календарей, игральных карт и т. д. Свой вклад в общую юбилейную «копилку» внесло и извест­ное российское издательство Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, подготовившее красочный календарь на 1912 год с иллюстра­циями Б. В. Зворыкина и текстами из «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Начав собственное дело с единственной типо­графской машины и ручного печатного станка, установленных в доме отца и занимавших небольшое помещение в три окна, Александр Александрович Левенсон очень скоро превра­тил свою типографию в одну из лучших и мощ­нейших в России начала ХХ века. Его Скоропе- чатня стала «Поставщиком двора Его Импера­торского Величества», в ней трудились около 450 рабочих, мощность двигателей закуплен­ных в Германии машин достигала 88 лошади­ных сил, а уставной капитал составлял 210 тысяч рублей. Отдельное здание для типографии в Трёхпрудном переулке спроектировал знаме­нитый архитектор Франц Осипович Шехтель (1859–1926), который не без иронии писал об этом своём творении: «Построил избушку непо­требной архитектуры, которую извозчики при­нимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Однако заказчик был доволен. «Издали здание красиво выступает своими лёгкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями, – писал А. А. Левенсон. – Вблизи впечатление зна­чительно выигрывает. Несмотря на свои раз­меры постройка не кажется чересчур массив­ной, а, напротив, поражает своей лёгкостью. В наружных украшениях – полная умеренность. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором».

Александр Александрович обладал замеча­тельным талантом организатора. Для расшире­ния производства он привлёк пайщиков, среди которых был Иосиф Николаевич Кнебель (1854– 1926), с 1907 года взявший на себя заведование всей книгоиздательской деятельностью Товари­щества. И если на первых порах Скоропечатня выпускала дешёвые народные картинки, пла­каты, типографские воспроизведения икон, издавала журналы «Дешёвая библиотека», «Ново­сти иностранной литературы», «Семья», то с при­ходом Кнебеля она стала специализироваться на выпуске иллюстрированных изданий, худо­жественных альбомов, на воспроизведении памятников древнерусской письменности. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на изготовление афиш и программ. Здесь же печатались роскошные издания, посвящённые знаменательным собы­тиям: 50-летию со дня освобождения крестьянства, 300-летию дома Романовых и др. Юбилей­ные альбомы и открытки часто выпускались в «русском стиле», к их оформлению Кнебель привлекал известнейших мастеров этого направления: И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, Б. В. Зворыкина.

Борис Васильевич Зворыкин был одним из самых востребованных художников Товарище­ства А. А. Левенсон. Им были подготовлены такие роскошные издания Скоропечатни, как «Его­рьевский городской голова Никифор Михайло­вич Бардыгин: 1872–1901» (1909), «Крепостниче­ство и воля» (1911), «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) и др.

Борис Васильевич Зворыкин родился в 1872 году в московской купеческой семье. В 1892– 1893 годах учился в Московском училище живо­писи, ваяния и зодчества. С 1898 года оформлял книги для московских и петербургских изда­тельств. Его сотрудничество с предприятием А. А. Левенсона началось в 1903 году с двенадца­тистраничной иллюстрированной книжечки «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и продолжалось полтора десятилетия.

В юбилейном 1912 году Зворыкин выпустил по заказу Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон серию открыток «Нашествие Наполеона 1812 года» и календарь с рисунками к «Войне и миру». Открывает издание графиче­ское посвящение «Памяти героев Отечествен­ной войны»: увитый лентами лавровый венок, фигуры трёх солдат-пехотинцев, офицер со шпагой, орудие, клубы порохового дыма и геор­гиевский крест. Венчают композицию импера­торская корона и памятная медаль, вручавшаяся после окончания кампании 1812 года: изображе­ние Всевидящего Ока и стих из 113-го псалма Давида: «Не нам, не нам, а имени Твоему». На 24 листах художник мастерски разместил 12 полос­ных иллюстраций, 24 орнаментальные рамки и 9 силуэтов. Портреты Александра I и Наполе­она, «Комета 1812 года», «Наполеон на берегу Вислы», «Бородинский бой», «Казнь поджигате­лей», «М. И. Кутузов после сражения под Крас­ным», «Бегство Наполеона от армии» – кажется, Зворыкин изобразил все ключевые историче­ские сцены романа. Пожалуй, единственная иллюстрация, где художник уделяет внимание «рядовым» героям Толстого, – это сцена гибели Пети Ростова: распростёртое на земле тело юноши, плачущий Денисов и снимающий фуражку Долохов... Помещённые рядом с иллю­страциями тексты «Войны и мира» заключены в стилизованные ампирные рамки, среди деко­ративных элементов которых выделяются дву­главые орлы и георгиевские кресты. Силуэты под текстами выполнены в манере самого зна­менитого российского мастера этого жанра в XIX столетии – Ф. П. Толстого. В целом оформ­ление календаря оставляет ощущение, говоря словами Пушкина, благородной «соразмерно­сти и сообразности» как в замысле, так и в худо­жественном воплощении.

Зимой 1912 года в Санкт-Петербурге состоя­лась выставка «Искусство в книге и плакате», где экспонировались иллюстрации Б. В. Зво­рыкина. В 1915 году по инициативе князя А. А. Ширинского-Шихматова он вместе И. Я. Би­либиным, В. М. Васнецовым, К. Е. Маковским, М. В. Нестеровым, И. С. Остроуховым, Н. К. Рери­хом, С. П. Рябушинским и А. В. Щусевым стал учредителем Общества возрождения художе­ственной Руси – организации, которая ста­вила целью «распространение в русском на­роде широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях и даль­нейшее преемственное его развитие в приме­нении к современным условиям».

После революции художник сотрудничал с детским альманахом «Творчество», иллюстри­ровал книжки сказок, сделал несколько поли­тических плакатов: «Бой красного рыцаря с тём­ной силой», «Красный пахарь». В 1921 году Зво­рыкин эмигрировал. Через Константинополь, Александрию и Каир он добрался до Парижа. Сотрудничал с издательством Пиацца. Офор­мил ряд книг, и среди них – «Москва и деревня в гравюрах и литографиях» Г. К. Лукомского (1921), «Исповедь» М. А. Бакунина (1921), «Роман о Жане из Парижа» (1924), «Золотой петушок и другие сказки» А.С. Пушкина (1925), «Поэмы» А. де Мюссе (1927), «Песнь о Гайавате» Г. Лонг­фелло (1927), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1927). В 1928 году принял участие в выставке «Роскошная книга 1923–1927 годов», проходив­шей в Музее книги в Брюсселе.

В 1930-е годы Зворыкин перевёл на француз­ский язык и проиллюстрировал русские народ­ные сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрас­ная», «Марья Моревна», «Жар-птица». Эти его работы увидели свет лишь через три с полови­ной десятилетия после смерти художника.

Умер Борис Васильевич в 1942 году в оккупи­рованном немцами Париже…

О едва ли не главной особенности его творче­ства в 1927 году в английском журнале «The Studio» написал известный исследователь Марк Блюменфельд: «Все его работы основаны на строгом сохранении стиля определённой эпохи.

Он верит в главенствующую роль стиля для обе­спечения единства впечатления, для удовлетво­рения эстетического чувства и для достижения конечного успеха». Среди работ Зворыкина, о которых можно сказать, что в них художник замечательно воплотил стиль эпохи, календарь «В память столетнего юбилея Отечественной войны», вне всякого сомнения, занимает одно из почётных мест.

 


В память столетнего юбилея Отечественной войны. 1812–1912: Календарь на 1912 г.<од> Текст и рисунки по роману «Война и Мир» Л. Н. Толстого. Рисунки Б. Зворыкина. [Москва]: Издание Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон, [1911]. 1л. иллюстрированный титул, [24] с. с иллюстрациями, 12 л. иллюстраций – хромолитографий с золотом. В издательском картонаже. Тройной торшони­рованный обрез. 30,5х25 см. Памятное иллюстрированное издание 1912 года. Замечательная работа Б. В. Зворыкина. В хорошем состоянии встречается редко.

Previous Article Причины войны 1812 года (1911 год)
Next Article Отечественная война (1911–1912 годы)
Print
1522 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top