Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Два новых военных марша, написанных по случаю коронации Николая I (1825 год)

Два новых военных марша, написанных по случаю коронации Николая I (1825 год)

Жозеф Лудвиг Лоди

Церемония венчания на царство императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны происходила в Успенском соборе Московского Кремля 22 августа 1826 года. Около двух месяцев, начиная с торжественного въезда императорской фамилии в Москву 24 июля и заканчивая праздничным фейерверком у Екатерининского дворца в Лефортове, длились коронационные приёмы и «увеселения». Среди самых значительных событий следует отметить Большой манёвр Московского и Днепровского корпусов; перенесение государственных регалий из Оружейной палаты в императорский дворец; красочные шествия по городу герольдов, объявлявших москвичам о дне коронования; официальные представления Государственного совета, Сената, Синода, иностранных министров, дворянских и купеческих депутаций; парадный обед в Грановитой палате; маскарады в Большом театре и Благородном собрании; народное гуляние на Девичьем поле; грандиозные балы, данные в честь российского императора заведующим коронационной комиссией князем Н.Б. Юсуповым, камер-фрейлиной графиней А.А. Орловой-Чесменской, чрезвычайным французским послом маршалом Мармоном, герцогом Рагузским, английским послом герцогом Девонширским.

По отзыву современников, ранее присутствовавших на торжествах по случаю восшествия на престол Павла I и Александра I, коронация Николая I «превзошла оные и вкусом и великолепием». Подобная компаративность мемуарных свидетельств естественна и даже традиционна: каждая предыдущая коронация, на взгляд очевидцев, уступала в пышности и великолепии последующей.

Свою лепту в коронационный сценарий вносили поэты, музыканты, художники. В списке поздравительных од, гимнов и кантат оказались и два военных марша Ж.Л. Лоди, напечатанные в виде авторской аранжировки для фортепьяно. В многословном титульном названии нотного альбома, составленном на французском языке, содержится важное замечание о том, что автор в прошлом был придворным капельмейстером их императорских высочеств: «Lodi ci-devant Maitre de Chapelle de LL<eurs>. AA.<ltesses> Imperiales». Сочинителем маршей был Жозеф Людвиг Лоди, итальянец по происхождению, в конце XVIII века (около 1796 года) недолго живший в Дрездене, а затем перебравшийся в Варшаву, где он получил известность как пианист-виртуоз и композитор. Вместе с тем, как показывает музыкальный словарь Роберта Эйтнера (Eitner Biographisch-Biblio-graphisches Quellen-Lexikon. Graz/Austria. Band 6. 1959), Лоди приобрёл в Европе довольно скандальную репутацию. «Лейпцигская газета» за 1799 и 1800 годы не раз обвиняла его в том, что он присваивал чужие произведения (в частности, сонату Вольфа и три больших дуэта для двух флейт Плейеля), исполняя и даже публикуя их под своим именем или под псевдонимом Штер-кель. Среди неоспоримых сочинений Лоди словарь Эйтнера называет сонату для клавесина «На смерть Моцарта».

В начале XIX века Лоди жил в Твери. Будучи принят в литературно-музыкальном салоне великой княгини Екатерины Павловны, супруги принца Г.П. Ольденбургского, в 18о9-1812 годах занимавшего пост тверского генерал-губернатора, Лоди имел некоторое основание называться «придворным капельмейстером». А.В. Кочубей, адъютант принца Ольденбургского, в «Семейной хронике» писал об итальянском музыканте как о замечательном чудаке, уверявшем всех, что он ученик Моцарта. Кроме «придворной» службы, Лоди давал частные уроки. Из «Дневника» А.М. Бакунина известно, что в 1811 году он учил игре на клавесине его жену Варвару Александровну.

Написав два марша в честь коронации Николая I, Лоди, конечно, рассчитывал обратить на себя внимание первых лиц государства. Трудно сказать, оправдались ли его надежды. Музыкальное сопровождение коронационных торжеств обычно строго регламентировалось и носило традиционный характер. Так, во время обеда в Грановитой палате музыканты и певчие «услаждали в продолжение стола слух присутствовавших прелестнейшею гармониею избранных пьес», представлявших собой фрагменты опер «La Dame du Lac» Россини, «Олег» Сарти (текст М.В. Ломоносова) и «Сотворение мира» Гайдна.

На балу у графини А.А. Орловой-Чесменской, по воспоминаниям французского путешественника Ф. Ансело, прибывшего в Россию в 1826 году в составе свиты герцога Рагузского, «в продолжение ужина оркестр кавалергардов играл бравурные мелодии». Когда же сам герцог Рагузский, дававший бал в доме князя А.Б. Куракина на Старой Басманной улице, предложил высокому собранию послушать кантату, специально написанную по этому случаю, император запретил её исполнение.

Трудно сказать, действительно ли марши Лоди в те дни прозвучали в присутствии императорской фамилии, как об этом говорится в заглавии их отдельного оттиска. Однако богатое оформление издания, в том числе золотые накладки на переплёте, позволяют предположить, что в Библиохронике представлен подносной экземпляр, предназначавшийся для высочайших особ.


Лоди Жозеф Лудвиг (Lody Josephe Louis)

Deux nouvelles marches militaires composees a l' occasion du couronnement de Sa Majeste Imperiale Nicolas I Empererur de Toutes Les Russies presentees a S.<a> M.<ajeste> l'Emperereur et dediees aux braves Troupes russes par Lody ci-devant Maitre de Chapelle de LL<eurs>. AA.<ltesses> Imperiales arr: pour le piano par l'auteur. A Moscou: grave a l'Imprimerie chez C. Wenzel, [1825]. [Два новых военных марша, сочинённых по случаю коронации Его Императорского Величества Николая I, Императора Всероссийского, представленные Его Императорскому Величеству и посвященные храбрым русским войскам Лоди, в прошлом придворным капельмейстером Их Иператорских Высочеств. Аранжировано для пианино автором. Гравировано в Москве, у К. Венцеля, 1825 - титул на фр. яз.] 7 с. нот. В переплёте зелёного марокена времени издания. На крышках золототиснёные орнаментальные и геометрические рамки. В центре верхней крышки накладка жёлтого металла с символами Музыки и Славы: фанфарами, факелом, лирой, лавровым венком, нотной тетрадью. Золототиснёные подвёртки. Форзацы розовой бумаги. Тройной золотой обрез. 31,5х24,5 см. Редчайшее малотиражное издание в богатейшем оформлении.

Previous Article Кавказский пленник (1824 год)
Next Article Памятник отечественных муз (1827 год)
Print
1208 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top