Памятник отечественных муз (1827 год)
Альманах «Памятник отечественных муз на 1827 год» - вероятно, лучшее, что оставил после себя Борис Михайлович Фёдоров (1798-1875), мелкий чиновник и столь же незначительный литератор. По мнению современников, наиболее точную оценку его творчества дал в своей эпиграмме А.А. Дельвиг:
Фёдорова Борьки
Мадригалы горьки,
Комедии тупы,
Трагедии глупы,
Эпиграммы сладки
И, как он, всем гадки.
С той поры за Фёдоровым прочно закрепилось прозвище «Борька».
Родился Фёдоров в Москве в небогатой дворянской семье. Основательного образования мальчик не получил и ещё ребёнком был определён на службу в Петербург, в Надворный суд. Оттуда он перешёл в Министерство юстиции, а в 1818 году поступил в Департамент духовных дел, где вскоре стал секретарём начальника департамента - близкого друга семьи Пушкиных Александра Ивановича Тургенева. К протекции Тургенева, до конца жизни сохранившего расположение к своему подчинённому, Фёдоров неоднократно прибегал и после перемены места службы: именно через него он познакомился с Н.М. Карамзиным, И.И. Дмитриевым, А.С. Шишковым.
С детства бредивший сочинительством, впервые опубликовавший свои стихи четырнадцатилетним подростком, Фёдоров не оставлял мечты о карьере литератора. Он с маниакальным упорством пытался закрепиться на Парнасе: писал стихи, драмы, занимался издательской деятельностью. Но его поэтические опыты встречали насмешки читателей и эпиграммы критиков; спектакли, поставленные по его драмам, тут же сходили со сцены; затеянные им журналы разорялись и закрывались.
Как раз после очередного фиаско Фёдоров и решил попробовать себя на поприще составителя альманаха. Обратившись за помощью всё к тому же Тургеневу, он сумел получить ряд ещё не издававшихся творений Н.М. Карамзина, П.А. Вяземского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Так возник «Памятник отечественных муз», в предисловии к которому издатель в присущем ему «высоком стиле» изложил поставленную перед собой задачу: «Соединив в сем альманахе неизданные старые и новые произведения писателей знаменитых и опыты юных дарований в классическом и романтическом роде, тех, коих потерю уже оплакали Музы, и тех, которые ещё начинают жертвовать Музам в области прекрасного, я желал представить любителям чтения Памятник Отечественной Словесности».
В «Памятнике отечественных муз» впервые увидели свет пять лицейских стихотворений Пушкина. О них в предисловии сказано: «Уважающим скромность, украшающую блистательный гений, приятно будет узнать, что Александр Сергеевич Пушкин, позволив издателю поместить в сем Альманахе некоторые из первых произведений своей Музы, не доверяя достоинству их, желал, чтоб издатель означил время сочинения их. Но в сих произведениях юного Поэта виден зрелый дар гения, и тем они драгоценнее для Памятника Отечественных Муз».
Фёдоров говорил неправду: никакого разрешения на публикацию своих произведений Пушкин ему не давал, о чём сам поэт впоследствии заявлял публично. Вероятнее всего, лицейские рукописи сохранились у Тургенева, в своё время поспособствовавшего зачислению Пушкина в Царскосельский лицей и опекавшего его во всё время учёбы. Тем не менее, благодаря этому стечению обстоятельств вполне добротный, но ничем особо не примечательный альманах Бориса Фёдорова вошёл в состав изданий с первыми прижизненными пушкинскими публикациями, что автоматически даёт ему право на зачисление в «золотой фонд» русских книжных редкостей.
Годом позже Фёдоров выпустил «Памятник отечественных муз на 1828 год» с гораздо менее интересным содержанием, уже без пушкинских текстов. Затем последовал ряд составленных им детских альманахов, успеха также не имевших. И хоть в 1833 году его даже избрали в Российскую академию (большинством в один голос), закончил он свои дни в нужде, сотрудничая с III отделением и публикуясь в самых одиозных проправительственных изданиях.
Представленный в Библиохронике экземпляр «Памятника отечественных муз на 1827 год» замечателен тем, что происходит из библиотеки Вячеслава Евгеньевича Якушкина (1856-1912). Внук декабриста (того самого «меланхолического» Якушкина, которого Пушкин упоминает в Х главе «Онегина»), сын известного учёного и библиофила (собравшего, в том числе, всю прижизненную пушкиниану), сам крупный литературовед и великолепный знаток книги, В.Е. Якушкин большую часть семейной библиотеки пожертвовал Московскому народному университету им. А.Л. Шанявского. После Октябрьской революции 1917 года здание университета перешло Институту красной профессуры (впоследствии преобразованному в Коммунистическую академию, а затем - в Высшую партийную школу при ЦК КПСС). Библиотеку Университета им. Шанявского, как не соответствовавшую направленности нового учебного заведения, складировали в подвалах, откуда значительная часть редких изданий была похищена или направлена в розничную торговлю. Книги со штемпельными экслибрисами Е.И. и В.Е. Якушкиных до сих появляются на прилавках московских букинистических магазинов, неизменно вызывая пристальный интерес опытных книголюбов.
Памятник отечественных муз. Изданный на 1827 год Борисом Фёдоровым. Санкт-Петербург: В типографии Александра Смирдина, 1827. Гравированный заглавный л., [2], 5, XI, 120, 236 с.; 1 складной л. - факсимиле автографов Н.М. Карамзина и Г.Р. Державина. В комбинированном кожаном переплёте. Корешок и уголки - тёмно-зелёной кожи. На корешке - золототиснёные заглавие, год издания и суперэкслибрис - «S.M.». Крышки обтянуты белой кожей с тиснёным растительным узором. 13x10 см. На свободном л. переднего форзаца два штемпельных экслибриса синими чернилами: «Библиотека В.Е. Якушкина». На титульном л. владельческие пометы «орешковыми» чернилами: «III\29» и «10.5. 1837». На заднем форзаце штемпельный экслибрис фиолетовыми чернилами: «Из книг К.А. Шимкевича». Владельческие пометы на титульном л. позволяют предположить, что книга могла принадлежать деду В.Е. Якушкина - декабристу Ивану Дмитриевичу Якушкину (1793-1857). Известно, что библиотека И.Д. Якушкина, включавшая прижизненную пушкиниану, перешла от него к сыну, Е.И. Якушкину, в свою очередь завещавшему всё семейное книжное собрание В.Е. Якушкину.