Search

Стихотворный человек

28 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Памятник отечественных муз (1827 год)

Памятник отечественных муз (1827 год)

Альманах «Памятник отечественных муз на 1827 год» - вероятно, лучшее, что оставил после себя Борис Михайлович Фёдоров (1798-1875), мелкий чиновник и столь же незначительный литератор. По мнению современников, наиболее точную оценку его творчества дал в своей эпиграмме А.А. Дельвиг:

Фёдорова Борьки
Мадригалы горьки,
Комедии тупы,
Трагедии глупы,
Эпиграммы сладки
И, как он, всем гадки.

С той поры за Фёдоровым прочно закрепилось прозвище «Борька».

Родился Фёдоров в Москве в небогатой дворянской семье. Основательного образования мальчик не получил и ещё ребёнком был определён на службу в Петербург, в Надворный суд. Оттуда он перешёл в Министерство юстиции, а в 1818 году поступил в Департамент духовных дел, где вскоре стал секретарём начальника департамента - близкого друга семьи Пушкиных Александра Ивановича Тургенева. К протекции Тургенева, до конца жизни сохранившего расположение к своему подчинённому, Фёдоров неоднократно прибегал и после перемены места службы: именно через него он познакомился с Н.М. Карамзиным, И.И. Дмитриевым, А.С. Шишковым.

С детства бредивший сочинительством, впервые опубликовавший свои стихи четырнадцатилетним подростком, Фёдоров не оставлял мечты о карьере литератора. Он с маниакальным упорством пытался закрепиться на Парнасе: писал стихи, драмы, занимался издательской деятельностью. Но его поэтические опыты встречали насмешки читателей и эпиграммы критиков; спектакли, поставленные по его драмам, тут же сходили со сцены; затеянные им журналы разорялись и закрывались.

Как раз после очередного фиаско Фёдоров и решил попробовать себя на поприще составителя альманаха. Обратившись за помощью всё к тому же Тургеневу, он сумел получить ряд ещё не издававшихся творений Н.М. Карамзина, П.А. Вяземского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Так возник «Памятник отечественных муз», в предисловии к которому издатель в присущем ему «высоком стиле» изложил поставленную перед собой задачу: «Соединив в сем альманахе неизданные старые и новые произведения писателей знаменитых и опыты юных дарований в классическом и романтическом роде, тех, коих потерю уже оплакали Музы, и тех, которые ещё начинают жертвовать Музам в области прекрасного, я желал представить любителям чтения Памятник Отечественной Словесности».

В «Памятнике отечественных муз» впервые увидели свет пять лицейских стихотворений Пушкина. О них в предисловии сказано: «Уважающим скромность, украшающую блистательный гений, приятно будет узнать, что Александр Сергеевич Пушкин, позволив издателю поместить в сем Альманахе некоторые из первых произведений своей Музы, не доверяя достоинству их, желал, чтоб издатель означил время сочинения их. Но в сих произведениях юного Поэта виден зрелый дар гения, и тем они драгоценнее для Памятника Отечественных Муз».

Фёдоров говорил неправду: никакого разрешения на публикацию своих произведений Пушкин ему не давал, о чём сам поэт впоследствии заявлял публично. Вероятнее всего, лицейские рукописи сохранились у Тургенева, в своё время поспособствовавшего зачислению Пушкина в Царскосельский лицей и опекавшего его во всё время учёбы. Тем не менее, благодаря этому стечению обстоятельств вполне добротный, но ничем особо не примечательный альманах Бориса Фёдорова вошёл в состав изданий с первыми прижизненными пушкинскими публикациями, что автоматически даёт ему право на зачисление в «золотой фонд» русских книжных редкостей.

Годом позже Фёдоров выпустил «Памятник отечественных муз на 1828 год» с гораздо менее интересным содержанием, уже без пушкинских текстов. Затем последовал ряд составленных им детских альманахов, успеха также не имевших. И хоть в 1833 году его даже избрали в Российскую академию (большинством в один голос), закончил он свои дни в нужде, сотрудничая с III отделением и публикуясь в самых одиозных проправительственных изданиях.

Представленный в Библиохронике экземпляр «Памятника отечественных муз на 1827 год» замечателен тем, что происходит из библиотеки Вячеслава Евгеньевича Якушкина (1856-1912). Внук декабриста (того самого «меланхолического» Якушкина, которого Пушкин упоминает в Х главе «Онегина»), сын известного учёного и библиофила (собравшего, в том числе, всю прижизненную пушкиниану), сам крупный литературовед и великолепный знаток книги, В.Е. Якушкин большую часть семейной библиотеки пожертвовал Московскому народному университету им. А.Л. Шанявского. После Октябрьской революции 1917 года здание университета перешло Институту красной профессуры (впоследствии преобразованному в Коммунистическую академию, а затем - в Высшую партийную школу при ЦК КПСС). Библиотеку Университета им. Шанявского, как не соответствовавшую направленности нового учебного заведения, складировали в подвалах, откуда значительная часть редких изданий была похищена или направлена в розничную торговлю. Книги со штемпельными экслибрисами Е.И. и В.Е. Якушкиных до сих появляются на прилавках московских букинистических магазинов, неизменно вызывая пристальный интерес опытных книголюбов.


Памятник отечественных муз. Изданный на 1827 год Борисом Фёдоровым. Санкт-Петербург: В типографии Александра Смирдина, 1827. Гравированный заглавный л., [2], 5, XI, 120, 236 с.; 1 складной л. - факсимиле автографов Н.М. Карамзина и Г.Р. Державина. В комбинированном кожаном переплёте. Корешок и уголки - тёмно-зелёной кожи. На корешке - золототиснёные заглавие, год издания и суперэкслибрис - «S.M.». Крышки обтянуты белой кожей с тиснёным растительным узором. 13x10 см. На свободном л. переднего форзаца два штемпельных экслибриса синими чернилами: «Библиотека В.Е. Якушкина». На титульном л. владельческие пометы «орешковыми» чернилами: «III\29» и «10.5. 1837». На заднем форзаце штемпельный экслибрис фиолетовыми чернилами: «Из книг К.А. Шимкевича». Владельческие пометы на титульном л. позволяют предположить, что книга могла принадлежать деду В.Е. Якушкина - декабристу Ивану Дмитриевичу Якушкину (1793-1857). Известно, что библиотека И.Д. Якушкина, включавшая прижизненную пушкиниану, перешла от него к сыну, Е.И. Якушкину, в свою очередь завещавшему всё семейное книжное собрание В.Е. Якушкину.

Предыдущая статья Два новых военных марша, написанных по случаю коронации Николая I (1825 год)
Следующая статья Сочинения (1827 год)
Печать
1756 Оценить статью:
1.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top