Записки в плену у японцев (1851 год)
Василий Головнин
Записки В.М. Головнина в плену у японцев» можно без преувеличения причислить к бестселлерам XIX века. Уже в первые годы после выхода в свет они выдержали несколько переизданий на родине и были переведены на основные европейские и японский языки. Ими зачитывались К.Н. Батюшков и АА Бестужев. И.А. Гончаров использовал их как образец в работе над «Фрегатом "Паллада"». По рекомендации Л.Н. Толстого они были переработаны для народного чтения и вышли под заглавием «О том, как русских японцы в плену держали». Столь устойчивая популярность книги определялась не только занимательностью сюжета и живостью изложения, но и несомненным читательским интересом к судьбе автора - боевого офицера, путешественника, учёного.
Василий Михайлович Головнин происходил из дворян Рязанской губернии. Мальчик рано осиротел, и родственники отдали его в Морской кадетский корпус. Ещё не окончив курс наук, 14-летним, он в 1790 году на корабле со звучным названием «Не тронь меня» уже участвовал в сражениях против шведов.
В 1793 году Василий Головнин был произведён в офицеры и началась его морская карьера: 1795-1800 годы - находился в плавании у берегов Англии; 1802-1806 годы - служил волонтёром на английском флоте, где его отметил адмирал Нельсон, плавал в Средиземном море, у берегов Африки, в Атлантическом океане; 1806 год - стал командиром шлюпа «Диана»; 1807-1809 годы - искал новые земли вблизи русских колоний в Америке; 1811 год -получил предписание составить карты и описания Южных Курильских островов. Именно там, во время работ у острова Кунашир, Головнин и его подчинённые — 2 офицера и 4 матроса — были захвачены в плен.
Обвинённые в шпионаже, русские моряки более двух лет удерживались в Японии. У них были изъяты личные вещи и бумага. Однако Головнин изобрёл собственный способ веста «журнал»: завязывая узелки из разноцветных ниток, надерганных им из одежды, именно этот «дневник заключённого» лёг в основу «Записок в плену у японцев», которые Василий Мжайлович принялся писать в 1814 году, вернувшись в Петербург. О причинах, заставивших его взяться за перо, он сказал в предисловии к первому изданию своей книги: «Не нужно распространяться о том, сколь мало Япония известна в Европе, хотя было время, когда японцы, не имея понятия о корыстолюбии европейцев, допускали их в своё государство. Однако с той поры, когда японцы лишили европейцев свободного к себе доступа, прошло столько времени, что по естественному порядку вещей должна была последовать перемена во многом. Следственно, сведение о сем древнем народе должно быть занимательно для людей просвещённых».
Без раздражения и обиды, естественных в его положении, напротив, с живым доброжелательным интересом пленный русский моряк рисует портреты и картинки из жизни своих тюремщиков, отмечая их сдержанность, мужество, трудолюбие. «Японцы одарены удивительным терпением, - пишет Головнин - Каждый из своих вопросов повторяли они по два и по три раза, стараясь всеми мерами, чтобы переводчики мысли их нам, а ответы наши им переводили со всякою точностью. Иногда по часу и более занимал их один какой-нибудь вопрос. Но невзирая на такое беспокойство, они не показывали ни малейшего неудовлетворения».
О впечатлении, которое книга произвела на читателей, пожалуй, лучше всего сказал поэт-декабрист, соученик Пушкина по Царскосельскому лицею Ё.К. Кюхельбекер. В 1832 году, находясь в тюрьме, он записал в «Дневник»: «И по слогу, и по содержанию одна из самых лучших книг на русском языке. Читая Головнина, нельзя не полюбить японцев, несмотря на их странности».
Дальнейшая карьера Головнина складывалась в целом удачно. В 1817-1822 годах он совершил кругосветное путешествие. Затем был назначен помощником директора морского корпуса. В 1823 году стал генерал-интендантом флота. За 8 лет, которые он провёл на этом посту, были построены 26 линейных кораблей, 21 фрегат, 2 шлюпа и много мелких судов.
Василий Михайлович Головнин умер от холеры в 1831 году. Его именем названы залив в Беринговом море, пролив на Курильских островах, мыс в Америке и гора на Новой Земле.
В Хронике представлена перепечатка «Записок» В.М. Головнина 1851 года, подготовленная известным журналистом и издателем Н.И. Гречем. В 1820-1821 годах Греч уже публиковал их в своём журнале «Сын Отечества». Для этого переиздания он специально составил «Жизнеописание» знаменитого путешественника. Книга отпечатана в типографии, принадлежавшей Гречу.
Описываемый экземпляр происходит из библиотеки князя Николая Викторовича Гагарина (1873-1925).
Головнин Василий Михайлович (1776-1831)
Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах и жизнеописание автора. [В 3-х частях.] Санкт-Петербург, типография Н. Греча, 1851. 4.1. XXXVI, [10], 203 с, 1 л. - гравированный портрет В.М. Головнина. 4.2.148 с. Ч.З. 120 с, 1 л. - складная карта Сахалинского моря, 1 л. - складной план залива Измены. В одном цельнокожаном переплёте конца XIX века, с золототиснёным заглавием и орнаментальной рамкой золотого и блинтового тиснения на верхней крышке, с золототиснёными заглавием и орнаментом на корешке. Форзацы белой муаровой бумаги. Тройной золотой обрез. 24,9x15,2 см. На переднем форзаце гербовой экслибрис князя Николая Викторовича Гагарина (1873-1925).