Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Sunday, November 24, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой (1912 год)

Записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой (1912 год)

У стен Успенского собора в Киево-Печерской Лавре лежат две чугунные надгробные плиты: под одной погребена схимонахиня Нектария, в миру княгиня Наталья Борисовна Шереметева-Долгорукая (1714-1771), под другой - ее сын, монах Дмитрий (Долгорукий).

Личность Натальи Борисовны Долгорукой была широко известна во всей Российской империи, ее жизнью, ее мемуарами восхищались многие поколения, ее подвиг любви воспели в своих стихах и прозе И. Козлов, К. Рылеев, Н. Некрасов, П. Фурман и многие другие.

После долгих лет испытаний Наталья Борисовна решается принять постриг и уезжает именно в Киев, наверное, лишь только по одной причине: она родилась в Лубнах Полтавской губернии - и сюда решила вернуться навсегда.

Дочь-любимица фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева (1652-1719), сподвижника Петра I, родилась, когда ее знаменитому родителю перевалило за шестой десяток. Когда Наташе не исполнилось и пяти лет, отец умер, а в 10 лет она потеряла мать. Наследница известной фамилии, огромных богатств начала в 15 лет выезжать в свет. Весной 1730 г. состоялась ее свадьба с князем И.А. Долгоруковым. Родные отговаривали Наташу от этого брака: Долгоруков был фаворитом Петра II, а новая власть не благоволила ни к кому из окружения скончавшегося императора. Ответ ее был: «Честна ли совесть: когда он был велик, так с удовольствием шла за него, а когда стал несчастлив, отказать ему?» Через несколько дней после свадьбы новая семья Долгоруковых получила предписание - отправиться в ссылку. Наталья так и не осознала, куда ее отправляют и за что. Посчитав случившееся недоразумением, она оставила родным все драгоценности, не взяла с собой ни теплых вещей, ни запасов в дорогу... ведь ей было всего 16 лет!

Наталье Борисовне хватило сил и мужества выстоять и помочь супругу пережить все тяготы ссылки: «Мне как ни было тяжело, однако принуждена дух свой стеснять... для мужа милого; ему и так тяжко, что сам страждет, при том же и меня видит, что его ради погибаю. Я в радости их не участницей была, а в горестях им товарищ, да еще всем меньшая, надобно всякому угодить. Я надеялась на свой нрав, что я всякому услужу».

За 11 лет ссылки родились два сына - Михаил и Дмитрий. В момент рождения второго ребенка супруга увезли из Березова, не указав нового места пребывания.

Наталья Борисовна подавала прошения императрице, прося только об одном - дозволить ей быть рядом с супругом. Князя Ивана Долгорукова после долгих пыток казнили в Нижнем Новгороде. По воспоминаниям, он был щеголем и мотом при жизни, а в испытаниях судьбы явил необыкновенную силу характера. Наталье Борисовне не сообщили о смерти мужа, она еще долго ждала ответа.

После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Долгоруковой было разрешено вернуться из ссылки. Она получила свободу, прежнее звание, милости, ее надеялись видеть при Дворе. Но Наталья Борисовна жила почти затворницей, занимаясь сыновьями и их воспитанием.

В возрасте 45 лет, когда старший сын уже определился, Н.Б. Долгорукова уехала в Киев. Вскоре она приняла постриг с именем Нектарии во Флоровском монастыре, сын Дмитрий поселился в Лавре. Через 14 лет Долгорукова приняла великую схиму. Монах Дмитрий перешел в Свято-Николаевский Пустынный монастырь около Лавры, где и умер тяжелобольной на руках матери. Она пережила его на два года.

В 1767 г. она написала знаменитые «Своеручные записки» для сына Михаила и его жены. Эти Записки внук княгини Иван Михайлович Долгоруков издал в 1810 г. Они снискали большую популярность среди читателей и историков, так как проливали свет на многие события. Записки первой русской мемуаристки оказались популярны и переиздавались много раз.

Воспоминания Долгоруковой не только литературный памятник эпохи, но и задушевная исповедь автора, документ, рассказывающий о яркой женской судьбе, соединившей черты нового и старого времени: романтичность избалованной красавицы и верность жены опального боярина.

Заканчивая свою грустную повесть, она еще раз перечисляет достоинства человека, которого любила: «Я сама себя тем утешаю, когда спомню все его благородные поступки, и щасливу себя щитаю, что я ево ради себя потеряла, без принуждение, из свои доброй воли. Я все в нем имела: и милостиваго мужа и отца, и учителя и старателя о спасении моем; он меня учил Богу молитца, учил меня к бедным милостивою быть, принуждал милостыню давать, всегда книги читал Святое писание, чтоб я знала Слово Божие, всегда твердил о незлобие, чтоб никому зла не помнила. Он фундатор всему моему благополучию теперешнему; то есть мое благополучие, что я во всем согласуюсь с волей Божию и все текущие беды несу с благодарением. Он положил мне в сердца за вся благодарить Бога. Он рожден был в натуре ко всякой добродетели склонной, хотя в роскошах и жил, яко человек, только никому зла не сделал и никово ничем не обидел, разве што нечаянно». Современники описывают князя совсем иначе...

«Я не хвалюсь своим терпением, но от милости Божьей похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла... Невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда не свыше сила Господня подкрепляла... Я довольно знала обыкновение своего государства, что все фавориты после своих государей пропадают, чего было и мне ожидать... Будучи во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла... Я по сей час в одном рассуждении и не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такова человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить, целой век странствовать и всякие беды сносить».


Долгорукова Наталья Борисовна (1714-1771). Записки, оставшиеся по смерти Княгини Натальи Борисовны Долгорукой / Изд. Н.М. Усова; Вступит, ст. и примем. П.П. Смирнова. Санкт-Петербург: Синод.тип., 1912.70, [2] с.

Previous Article На заре жизни: воспоминания (1911 год)
Next Article Император под запретом (1912 год)
Print
2789 Rate this article:
4.4

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top