Иван Крылов. Басни (1815 год); Новые басни (1816 год)
Иван Крылов
Фронтиспис издания «Басни Ивана Крылова» 1815 года украшает аллегорическая картинка: достигший парнасских высот поэт опирается рукой о подножие пьедестала с начертанными на нём именами Эзопа и Лафонтена, а сопутствующая ему Муза указывает на фигуру Истины, восседающей на вершине пьедестала.
Долгое время басни оставались для Крылова, драматурга, публициста, журналиста и издателя, факультативным занятием. На отдельный их сборник (ранее были немногочисленные публикации в журналах «Утро», «Московский зритель» и «Драматический вестник») он отважился только в 1809 году, разменяв уже пятый десяток. Второе издание сборника, появившееся в 1811 году, и тогда же вышедшая новая книга басен прочно закрепили за Крыловым статус российского баснописца.
Восхищаясь первыми книгами басен Крылова, современники в то же время пытались понять, каким образом писателю, заимствовавшему у знаменитого француза Лафонтена и «вымысел», и «рассказ», удалось заявить о себе как о совершенно оригинальном авторе, так отчётливо выразившем в своих баснях русский народный характер. В.А. Жуковский в статье-рецензии «О басне и баснях Крылова» («Вестник Европы», 1809, №9) изрёк ставшую крылатой фразу: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник». Позднее, выучив древнегреческий язык, Крылов вступит в «соперничество» не только с Лафонтеном, но и напрямую с родоначальником басенного жанра - Эзопом.
В сборник 1815 года, состоящий из трёх частей, вошло семьдесят басен. Особое место в нём заняла тема Отечественной войны 1812 года. В баснях «Раздел», «Волк на псарне», «Кот и Повар», «Ворона и Курица» прочитывались важные политические события: вторжение Наполеона в Россию, распри среди военачальников, назначение М.И. Кутузова главнокомандующим, оставление Москвы русскими войсками. Басня «Демьянова уха» с её неожиданной концовкой послужила остроумным завершением всего сборника:
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь,
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем
Демьяновой ухи.
«Басни Ивана Крылова» 1815 года, в отличие от двух предыдущих сборников, - иллюстрированное издание. Активное участие в его подготовке принимал директор Публичной библиотеки, признанный знаток искусств и собиратель разных «древностей» Алексей Николаевич Оленин. Под его началом Крылов в 1808-1809 годах служил в Монетном департаменте, с 1813 года - в Публичной библиотеке. Член Оленинского кружка, объединившего писателей и художников, Крылов часто бывал и в петербургском доме Олениных, и в их имении Приютино под Петербургом .
Взяв на себя заботы по изданию сборника, Оленин составил смету расходов, выхлопотал 4 000 рублей правительственной субсидии, пригласил художников и гравёров, которые под его руководством подготовили одиннадцать гравюр: аллегорию для фронтисписа, две виньеты и восемь иллюстраций к басням.
Все рисунки к гравюрам выполнил «перспективный живописец», рисовальщик и гравёр Иван Алексеевич Иванов (1779-1848). С Крыловым и Олениным его связывало многое: совместное участие в заседаниях Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, служба в Публичной библиотеке и, самое главное, принадлежность к Оле-нинскому кружку. Кроме «Басен Ивана Крылова», И.А. Иванов иллюстрировал сочинения Г.Р. Державина, В.В. Капниста, И.И. Хемницера,
В.А. Озерова, А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова. Почти все эти работы, как и произведения многих других книжных графиков, создавались «под наблюдением» Оленина, следившего, в частности, за тем, «пристойно ли действие или аллегория, в виньетах представленная... ибо много можно сказать языком богов, чего пером писать не можно».
Часто Оленин сам разрабатывал для художников сюжеты рисунков, стремясь при этом максимально точно следовать тексту книги. Трудно сказать, в какой мере иллюстрации к крыловскому изданию 1815 года «продиктованы» Олениным, во всяком случае они почти буквально передают содержание басен. Пожалуй, единственное отступление от текста допущено в иллюстрации к «Квартету», где на шум, производимый незадачливыми музыкантами, прилетает не соловей, как у Крылова, а Муза, вынужденная заткнуть уши от невообразимой какофонии.
Гравировались иллюстрации также под присмотром Оленина. Четыре рисунка: заглавный лист, фронтиспис, иллюстрации к басням «Осёл и Соловей», «Демьянова уха» - гравировал Михаил Андреевич (Афанасьевич) Иванов (1781-1839), неоднократно работавший по рисункам И.А. Иванова. Три гравюры: «Ворона и Курица», «Безбожник», «Откупщик и Сапожник» - выполнил известный гравёр и литограф Степан Филиппович Галактионов (1779-1854). Три другие гравюры: виньета «Три купидона с маской», «Квартет» и «Орёл и Паук» - подписаны фамилией «Кулыбин». Речь здесь идёт о гравёре резцом, выпускнике Академии художеств Дмитрии Кулибине (1795-?), о котором известно, что в 1812 году он служил при Министерстве народного просвещения. Одну гравюру - виньету «Ручей» - выполнил гравёр резцом, также учившийся в Академии художеств, Александр Петров.
Все гравюры в книге подписные. Помимо имён художника и гравёра, под каждой картинкой стоит монограмма «А О.» - Алексей Оленин. Помечая таким образом изображения, Оленин не только указывал на своё непосредственное участие в подготовке иллюстраций, но и как бы давал цензурное разрешение на их публикацию. Кроме того, наличие его монограммы, в глазах современников, гарантировало качество исполнения гравюр. Действительно, «Басни Ивана Крылова» 1815 года признаны специалистами одним из лучших иллюстрированных изданий первой половины XIX века.
«Басни» вышли тиражом 2 000 экземпляров. Сто книг были отпечатаны на веленевой бумаге, небольшая часть - на обычной бумаге, но со всеми гравюрами, остальной тираж - на простой бумаге без гравюр, только с заглавной виньетой. Цена за экземпляр составляла соответственно двадцать пять, пятнадцать и восемь рублей.
Описываемый в Библиохронике экземпляр отпечатан на обычной бумаге со всеми гравюрами. На первом листе после переплёта неизвестная рука начертала дату: «февраля 5-го дня 1816». Может быть, эта дата зафиксировала время, когда все три части сборника собрались под одной владельческой обложкой. Ведь первые две части «Басен» поступили в продажу в начале декабря 1815 года, а третья чуть позднее - в январе 1816 года.
В 1816 году вышли «Новые басни И.А. Крылова» с указанием, что это четвёртая (21 басня) и пятая (23 басни) части, т.е. прямое продолжение сборника 1815 года. Сюда вошли ставшие классикой русской басни «Лебедь, Щука и Рак», «Тришкин кафтан», «Любопытный», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна», «Фортуна в гостях».
Сборник «Новых басен И.А. Крылова» 1816 года представляет собой величайшую ценность. По свидетельству библиофилов, четвёртая и пятая части вместе вообще встречаются крайне редко. Наш же экземпляр ещё более примечателен: к четвёртой его части приложен портрет Крылова - гравюра Н.И. Уткина с оригинала О.А. Кипренского. О наличии портрета в сборнике 1816 года писал В.А. Верещагин в «Русских иллюстрированных изданиях XVIII- XIX столетий» (СПб., 1898), но в таком уникальном собрании, как библиотека Н.П. Смирнова-Сокольского, экземпляра «Басен» с портретом не было.
Крылов Иван Андреевич (1768-1844)
Басни. [В 3-х частях.] Санкт-Петербург: В типографии Правительствующего Сената, 1815. Гравированный заглавный л., 1 л. фронтиспис. Ч.1.[8], 47 с. с иллюстрациями.Ч.2. [5], 41 с. с иллюстрациями. Ч.3. [5], 41 с. с иллюстрациями; 3 л. иллюстраций. Каждая часть имеет собственную пагинацию. Иллюстрации: гравюры М. Иванова, С. Галактионова, А. Петрова и др. с оригиналов И. Иванова. На всех иллюстрациях монограмма А.Н. Оленина. В марокеновом переплёте современном времени издания. На корешке - тиснёные имя автора, заглавие и орнамент. На крышках золототиснёные рамки с геометрическим узором. Форзацы зелёной вощёной бумаги. Тройной золотой обрез. 23х14 см. На оборотной стороне свободного л. переднего форзаца владельческая помета «орешковыми» чернилами: «февраля 5-го дня 1816».
Новые басни. [Части 4-5]. Иждивением содержателя театральной типографии А. Похорского. Санкт-Петербург: В типографии Императорского театра, 1816. 1 л. - фронтиспис: портрет И.А. Крылова, гравированный Н.И. Уткиным с оригинала О.А. Кипренского. Ч.4. [6], 39 с. Ч.5. [4], 38 с. В марокеновом переплёте современном времени издания. На корешке - золототиснёные имя автора, заглавие и орнамент. На крышках золототиснёные рамки с орнаментальным узором. Тройной золотой обрез. 23,5х14,5 см. На заднем форзаце ярлык: «Маг.<азин> № 53 «Старая книга». Ленкнига».
Комплект из всех пяти частей в двух книгах с сохранением иллюстраций и портретом автора во второй книге - замечательная редкость.