Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Игры и развлечения русских из низших классов (1805 год)

Игры и развлечения русских из низших классов (1805 год)

Книга «Игры и развлечения русских из низших классов» с искусно раскрашенными гравюрами, относящаяся к изданиям «Rossica», была выпущена в Лейпциге в начале XIX в. Подобные издания открывали европейскому читателю, проявлявшему большой интерес к России, малознакомую ему страну, ее огромные территории и населяющие народы, давали представление о русском национальном характере, обычаях высших слоев общества, о которых они знали чуть больше, и низших классов, совершенно неизвестных и потому особенных. Книга, рассказывающая о праздничной стороне жизни в Российской империи, была опубликована на двух языках - немецком и французском и стала бесценным источником сведений о русском быте конца XVII- начала XIX вв.

Над созданием альбома работал Христиан Готтфрид Генрих Гейслер (1770-1844) - немецкий художник и гравер, родившийся в Лейпциге и живший в России с l790 по 1798 гг. На протяжении ряда лет он был прикреплен в качестве рисовальщика к академику П. С. Палласу (1741-1811) и сопровождал его в путешествиях по России, где сделал серию зарисовок. В 1793 г. в Петербурге выпущен его альбом «Изображение мундиров Российского Императорского войска, состоящее из 88 лиц иллюминированных». Здесь же Гейслер нашел любопытный этнографический материал в лице городских торговцев: разносчиков-сбитенщиков, молочниц, конфетчиц, продавцов дичи, детских игрушек и их покупателей. В каждой составленной им жанровой сцене присутствовало несколько характерных фигур в их обыкновенных костюмах. Этим его альбомы отличаются от другого иностранного художника - Ж. Б. Лепренса (1734-1781), который выполнял свои работы по памяти, поэтому петербургские обыватели фигурировали у него на фоне фантастического пейзажа.

После возвращения в Германию Гейслер исполнил иллюстрации к нескольким изданиям, посвященным русскому быту. В 1801-1803 гг. в Лейпциге вышли альбомы с раскрашенными картинками «Костюмы, нравы и обычаи русских...» (см.: Библиохроника, «В некотором царстве...», Т. 1) с французским и немецким текстами, с 40 гравюрами. Автором сопроводительного текста стал специалист по истории литературы, педагогики и археологии И.Г. Грубер (1774-1851). В 1803-1804 гг. английским живописцем и гравером Д. А. Аткинсоном (1775-1831) издан другой хорошо известный сегодня альбом - «Живописное изображение манер, обычаев и развлечений русских» со 100 цветными гравюрами Гейслера. В 1805 г. увидело свет издание «Наказания, практикуемые в России.» с 10 иллюстрациями («колодки», «палки», «розги», «плети» и т. д.) и «Игры и развлечения русских» с 12 иллюстрациями.

Изображение «игр и развлечений» русских дополнены небольшими по объему этнографическими новеллами Иоанна Готфрида Рихтера (1763-1829), журналиста и переводчика. Рихтер обучался в Лейпцигском, а затем Московском университете, работал в Москве домашним учителем, великолепно знал русский язык, был дружен с Н.М. Карамзиным (1766-1826), переводил его «Письма русского путешественника» (17911792) и другие произведения. По ходатайству Н.М. Карамзина И.Г. Рихтер в 1803 г. получил должность надворного советника при дворе в Саксен-Веймаре.

Очерки к иллюстрациям Гейслера написаны в популярной манере «взгляда просвещенного европейского путешественника-иностранца», чуть отстраненно и чуть свысока. Национальные черты «обыкновенных русских людей» предельно заострялись, а объяснение их происхождения максимально упрощалось: российский представитель низшего класса был «грубым, веселым, легким и беспечным», что связывалось с недостатком общественного воспитания, свободы, жестокостью наказаний. «Русские везде слывут нацией, которая с радостью предается забавам... Редко встретишь группу русских, которые пребывали бы в плохом настроении и не устраивали бы каких-нибудь игр, когда нужно убить время. По воскресеньям и праздничным дням их деревни наполнены песнями, танцующими группами из молодых девушек, которые веселятся под балалайку и гудок... Парни и мужчины играют в кольца и городки, а старики разгоняют скуку тем, что читают окружающим сказки...»

Среди характерных игр и забав, распространенных в Российской империи, - кулачный бой, «эта драка отличается от тех боев, что случаются в Англии». Основные ее участники - извозчики, грузчики и торговцы-разносчики (последние стояли на самой низшей ступени пестрого и разноообразного мира). Большинство разносчиков жили артелями в снимаемых дешевых квартирах и постоянно становились героями уличных историй.

В альбоме Гейслера даны изображения и мирных забав, и обычаев, любопытных для иностранцев, среди которых «манера подбрасывать в воздух куличи из гречневой муки - “гречневики”», которую автор выводит из общей склонности русских ко всякого рода играм и увеселениям, чем и воспользовались хитрые продавцы гречневиков: «Эти “гречневики”, приготовленные из кукурузной или гречневой муки, имеют пирамидальную форму и пользуются большой популярностью у простолюдинов... Продавец этих куличей обычно имеет под рукой бутылку с маслом и предлагает вам свой товар весьма забавным, вызывающим аппетит образом: он режет кулич на две части, делая посредине дырочку, и заливает туда масло... Покупатель, определившись с количеством желаемых куличей, дает деньги торговцу, после чего послед, взяв нужное количество куличей, подбрасывает их одной рукой в воздух, чтобы затем подхватить их длинным острым ножом, что он держит в другой руке и которым режет кусок от каждого кулича; а если у него трюк не получается, куличи могут свалиться на покупателя, что, впрочем, случается весьма редко... одним словом, подобная игра привлекает покупателей лучше, чем аромат самих куличей». Далее автор повествует об «открытости и доброте чувств русского народа», особенно у его беднейшей части.

Большое внимание в книге уделено национальной привычке русских: «их часто можно видеть выходящими из кабака: они идут по улице, обнявшись, и чем больше они радуются, тем чаще дружеские объятия; и эта картина прекращается либо из-за последствий излишних возлияний, когда они уже ничего не ощущают после выпитой водки, либо в случае, когда затевается спор: надо принимать во внимание, что в понятиях чести или грубости русский человек бросается в крайности - вот он секунду назад был любезен с вами и вдруг внезапно приходит в ярость и готов поносить вас бесконечной бранью».

Две главы книги посвящены описанию развлечения, «особо любимого прекрасным полом», забавы мирной и не связанной с торговлей и деятельностью хитрых продавцов - качелям. Гейслер нашел их в России три вида. Первый вид качелей - «русские», используемые на Пасху, второй вид - «такой же, как и вид, распространенный в наших краях... Прилагаемая иллюстрация демонстрирует нам девушку, которая катается на качелях, тогда как ее подруги ожидают своей очереди. Кажется, что две наших девицы находят удовольствие в том, что показывают свою любезность по отношению к первой красавице в деревне, оказывая ей услугу тем, что пропускают ее»; третий вид - «наиболее прост: деревянное полено, на которое сверху кладется доска, вот и вся конструкция». Гравер показал читателю двух девушек - крестьянку в сарафане и молодую прачку, работающую в большом доме, «они, кажется, достигли необходимого равновесия, держа руки неподвижно вдоль тела. Волосы, завязанные сзади в форме хвоста, украшенного лентами разных цветов, являются несомненными доказательствами невинности русских девушек...».

Именно в главах о качелях авторы книги решили познакомить читателя с «прекрасным полом, который стоит досконально знать»: «Русских женщин можно назвать скорее привлекательными и интересными, нежели красавицами, хотя, разумеется, встречаются и приятные исключения: веселость и доброта, присущая русскому народу, особенно восхищает в женщинах, любезность и наивность, которые особенно заметны среди девиц из низших классов, отсутствие всякой претенциозности и жеманства, а также их простые и свободные манеры делают из них весьма притягательный объект желания. Облаченные в сарафан, самую популярную женскую одежду, которая не стесняет движения, они выглядят хорошо сложенными и двигаются легко и свободно, в том числе и благодаря полученному простому и естественному воспитанию, и проводят, следует отметить, большую часть времени на свежем воздухе. Правда, надо согласиться, что красота русских женщин не очень долговечна: привычка париться в бане и наносить обильный макияж очень скоро приводят к увяданию их изящества, иногда это случается уже к тридцати годам, когда женщина не всегда осмеливается показаться в обществе; в то же время вряд ли они перестанут выходить в свет, поскольку здесь уместно следующее замечание: здесь все, как у нас».

Жанровые гравюры Гейслера пользовались большой популярностью. Некоторые его листы переиздавались в конце XIX в. в Париже Полем Оллендорфом (1851-1920) («Collection Gezsler. Les modes du XIX siecle. Grand ouvrage illustre»).

Издания Гейслера XVIII - начала XIX в. в хорошем состоянии, с сохранением полного комплекта гравюр достаточно редки. Довольно часто коллекционеры и антиквары-букинисты изымали отдельные листы из альбомов и продавали по отдельности.

 


Гейслер, Христиан Готтфрид Генрих (Geissler, Christian-Gottfried-Heinrich; 1770-1844), Рихтер, Иоанн (Richter, Johann Gottfried; 17631829)

Spiele und Belustigungen der Russen aus den niedern Volks-klassen. Leipzig: Industrie Comptoir, [1805]. 12 л. гравюр, раскрашенных акварелью. 27,5x20 см. Текст на нем. и франц. яз.

Previous Article Нежные объятия в браке и потехи с любовницами [1798 год]
Next Article Книга для матерей (1806 год)
Print
1690 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top