Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве (1883 год)

Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве (1883 год)

Михаил Мостовский

Храм Христа Спасителя в Москве – главный рос­сийский памятник Отечественной войне 1812 года. О полной драматизма судьбе первого про­екта храмового комплекса, выполненного А. Л. Витбергом, уже говорилось в настоящем выпуске Библиохроники.

О том же, что происходило позднее, т. е. о выборе места для Храма в центре Москвы, об утверждении проекта К. А. Тона, о ходе строи­тельства и, наконец, о внешнем облике и вну­треннем убранстве грандиозного собора под­робно рассказывает книга М. С. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве».

Выпускник Московского университета Михаил Степанович Мостовский служил учите­лем географии в 3-й московской гимназии. Под­готовил и опубликовал несколько популярных учебных пособий и среди них выдержавший более десяти переизданий «Учебник географии России». Был отмечен московским генерал- губернатором В. А. Долгоруковым, пригласив­шим его занять место чиновника по особым поручениям. Позже стал правителем канцеля­рии Комиссии для построения Храма Христа Спасителя. Тогда же получил задание составить описание Храма. Три года Мостовский посвятил сбору и обработке архивного материала. Резуль­татом этого кропотливого труда явилась книга «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве». После завершения строи­тельных работ и упразднения комиссии Мостовский был назначен непременным членом Губернского присутствия по крестьянским делам. Позже заведовал иностранным отделе­нием канцелярии московского генерал- губернатора. Дослужился до чина действитель­ного статского советника. Помимо этого, при­нимал участие в комиссии по устройству в Москве водопровода и канализации, заведовал учебною частью в двух приютах Ведомства бла­готворительных учреждений императрицы Марии, являлся одним из учредителей Москов­ского литературно-художественного кружка.

Книга Мостовского содержит подробнейший рассказ обо всех этапах возведения Храма. О воз­рождении идеи собора-памятника Отечествен­ной войне 1812 года в годы правления Николая I автор говорит так: «Государь император Николай Павлович, благоговея к памяти своего царствен­ного брата и высокому значению его благочести­вого обета, приказал составить новый проект Храма, который бы не представлял особенно важных затруднений к осуществлению его. Из многочисленных представленных проектов отдано предпочтение проекту К. А. Тона, кото­рый и удостоился высочайшего одобрения и утверждения 10 апреля 1832 года, а для приве­дения в исполнение этого проекта была органи­зована особая Комиссия под председательством московского генерал-губернатора. Строителем Храма назначен составитель проекта архитек­тор К. А. Тон. Построение Храма, начатое в 1839 году при председателе князе Д. В. Голицыне, окончено в 1881 году при председателе князе В. А. Долгорукове, который в течение своего генерал-губернаторства в Москве по званию председателя Комиссии, руководя всеми её делами, начал и довершил всё внутреннее благо­лепие этого всероссийского памятника».

Как указывает Мостовский, место для Храма нашёл лично император: «Место для сооружения Храма избрано самим государем императором Николаем I вблизи священного Кремля на левом берегу реки Москвы, где находился Алексеевский женский монастырь. Более удачного пункта избрать было невозможно: хотя берег для пред­положенного сооружения ниже того, на котором находится Кремль, но всё-таки он настолько ещё высок, что вполне выказывает величие Храма, гармонируя с видом Кремля, но не подавляет его громадностью своих размеров».

Имея в своём распоряжении всю документа­цию, связанную с возведением собора, Мостовский скрупулёзно описывает деятельность раз­личных государственных и общественных учреждений, так или иначе участвовавших в организации его строительства. Итак, в 1834 году был учреждён Временный комитет, а в 1837 году – постоянная Комиссия при московском генерал-губернаторе для построения в Москве Храма во имя Христа Спасителя. Вскоре после этого состоялась торжественная церемония, призванная символизировать преемствен­ность вновь возводимого Храма заложенному ранее на Воробьёвых горах. Мостовский пишет: «20 июня 1838 года происходило по высочай­шей воле торжественное перенесение с Воро­бьёвых гор в Успенский собор тех вещей, кото­рые были положены при первой закладке церкви, для хранения их впредь до закладки Храма на вновь избранном месте. Для соверше­ния этой церемонии около каменного столба, заключавшего в себе вещи первой закладки Храма и прикрытого плитою, устроена была деревянная площадка. От этой площадки вплоть до реки тянулась на протяжении 136 сажен (290 м) тесовая настилка в 3 аршина (более 2 м) ширины с поручнями, а через Москву-реку в Лужники был наведён времен­ный мост. По окончании литургии в приход­ской церкви села Воробьёва поднята была плита, покрывавшая каменный столб. Митро­полит московский Филарет, вынув кресто­образную вызолоченную доску, передал её одному из протоиереев для несения. Мрамор­ные плитки вынуты были председателем и чле­нами комиссии и положены в приготовленные для них два ящика, которые понесли в процес­сии чиновники, окружённые членами комис­сии. Торжественным шествием все вынутые предметы были перенесены в Успенский собор и помещены в ризнице его за печатью комис­сии, а на том месте Воробьёвых гор, где они сохранялись более 20 лет, император Николай Павлович приказал соорудить часовню». Впро­чем, как указано в примечании, часовня эта так и не была построена.

10 сентября 1839 года прошла торжественная закладка Храма, приуроченная к празднова­нию двадцатипятилетней годовщины оконча­ния Отечественной войны и взятия Парижа. В книге даётся подробное описание праздне­ства: «На предназначенном для этой цели месте была устроена изящная палатка, а вокруг неё сформирована площадь и сделаны подмостки для зрителей. Ещё накануне, то есть 9 сентября, были принесены к месту строения Храма хра­нившиеся в Успенском соборе вещи первой закладки Храма в 1817 году и после совершения московским митрополитом Филаретом молеб­ствия с водоосвящением положены в переве­зённый с Воробьёвых гор тот же самый гра­нитный камень, в котором они хранились с 12 октября 1817 по 20 июля 1838 года. В день закладки от Успенского собора до места, пред­ложенного для сооружения Храма, стояли вой­ска по всему направлению, предназначенному для церемониального шествия. Перед оконча­нием литургии придворные чины, генерали­тет, сенаторы и чины гражданского ведомства собрались в Кремле близ колокольни Ивана Великого. В половине двенадцатого приехал император Николай Павлович со свитою, и тот­час же началось церемониальное шествие, направившееся через Тайницкие ворота по набережной до Кремлёвского сада, потом около решётки до Боровицких ворот, а от них по Моховой и Пречистенке до места закладки. Во главе процессии шли инвалиды 1812 года, за ними – чиновники Комиссии для построения Храма, чины гражданского ведомства, сена­торы, генералы, участвовавшие в войне 1812 года, сто диаконов, двести священников и про­тоиереев, девять архимандритов, три епископа и митрополит позади чудотворных икон Божией Матери Иверской и Владимирской. За митрополитом следовал государь в сопрово­ждении наследника цесаревича Александра Николаевича, великого князя Михаила Павло­вича, герцога Максимилиана Лейхтенбергского, эрцгерцога Австрийского, принца Прус­ского, принца Нидерландского, генерал- фельдмаршала князя Варшавского, членов Государственного совета, министров, чинов двора и генералитета. Когда процессия при­была на место закладки, высокопреосвящен­ный митрополит Филарет после водоосвяще­ния произнёс молитву на основание Храма… После этого государь собственноручно поло­жил в прежний камень, вмещавший в себя пред­меты закладки 1817 года, крестообразную вызолоченную доску с вырезанной на ней над­писью и две плитки протопоповского мрамора: одну – со своим именем, другую – с именем императрицы. Такие же плитки были поло­жены наследником цесаревичем, великим кня­зем Михаилом Павловичем, наследными прин­цами и митрополитом. Кроме креста и камен­ных плиток, положены в закладке золотые и серебряные монеты чекана 1839 года, а именно: 30 полуимпериалов, 24 пятизлотника, 60 четвертаков, столько же двугривен­ных, пятиалтынных и гривенников… Желая увековечить в памяти народной торжество закладки Храма, император Николай Павлович приказал выбить 34 золотых, 100 серебряных и 100 бронзовых медалей почти двух вершков (около 9 см) в диаметре, изображающих с одной стороны всевидящее око с надписью: “Не нам, не нам, а имени Твоему”, то есть то же самое, что изображено на медали 1812 года, на другой стороне медали вычеканены фасад Храма и надпись: “Завещал Александр I, начал испол­нение Николай I”. Золотые медали, кроме чле­нов императорской фамилии, получили ино­странные принцы, находившиеся при закладке, председатель и все члены комиссии, москов­ский митрополит, князь Варшавский и главный архитектор, серебряные розданы русским и иностранным особам, находившимся в то время в Москве, бронзовые получили чинов­ники Комиссии и участвовавшие в сооружении Храма».

Подробно перечисляя все этапы строитель­ства, Мостовский называет имена городских чиновников, художников и архитекторов, сыгравших наиболее заметную роль в соору­жении собора. Кстати, одним из живописцев, работавших над росписью внутреннего убран­ства Храма, был брат А. П. Чехова – Николай Павлович Чехов. Особое внимание автор уде­ляет подведению итогов деятельности комис­сии, в которой он сам являлся правителем кан­целярии: «Сооружение Храма совершалось под руководством особо учреждённой в 1837 году Комиссии, которой были дарованы права отдельного совершенно независимого ни от какого министра учреждения. Во главе Комис­сии состояли, согласно особому высочайшему повелению, московские генерал-губернаторы, которые непосредственно представляли госу­дарю императору всеподданнейшие доклады, касающиеся благоустройства Храма… Второе место после председателя Комиссии занимал вице-президент, а за ним пять членов: два по искусственной части, один заведовавший делами, губернский предводитель дворянства и городской голова. При разрешении вопросов духовного содержания принимали участие высокопреосвященные митрополиты и их викарии. При Комиссии состояла канцелярия, архитекторский состав и чертёжная. Вот дея­тельность, которой заявила себя Комиссия. При генерале от кавалерии князе Д. В. Голи­цыне с 1839 по 1843 год составлены и утверж­дены правила и штат Комиссии, положен пер­вый камень основания, устроен фундамент Храма, возведены стены его до той высоты, на которой оканчивается цоколь, сделаны под­земные водосточные трубы вокруг Храма и начата облицовка протопоповским мрамо­ром. При генерале от инфантерии князе А. Г. Щербатове с 1843 по 1848 год продолжа­лась кирпичная кладка Храма и облицовка цоколя мрамором, сделана подбутка крылец, устроен аттик, основания четырёх малых купо­лов, тамбур главного купола с вырубкою на нём украшений, карниз главного купола, отлиты чугунные водосточные трубы и начата поста­новка горельефов. При генерал-адъютанте графе А. А. Закревском с 1848 по 1859 год окон­чен колоссальный свод большого купола, соо­ружены металлические главы и крыши, позо­лочены главы и установлены кресты, сделаны крыльца с парапетами, подоконники в 16 окнах тамбура, временные рамы двери и пнев­матические печи, облицованы мрамором пара­петы, арки и четыре малых купола с вырубкою надписей и украшений, исполнена и установ­лена значительная часть горельефов и зака­заны на колыванской шлифовальной фабрике 18 яшмовых колонн для украшения Храма, устроены крыльца и четыре лестницы на хоры. При генерал-адъютанте графе С. Г. Строганове с 29 апреля по 12 сентября 1859 года продол­жалось исполнение вышепоименованных нача­тых работ. При генерал-адъютанте П. А. Туч­кове с 1859 по 1864 год устроены наружные бронзовые двери с рельефными на них изо­бражениями, бронзовая вызолоченная балю­страда на кровле Храма, заказаны образцовые бронзовые двери внутри Храма, балюстрада для галереи главного купола, бронзовые перила для хорной лестницы, оштукатурены свод и пояс главного купола, приступлено к заготов­лению лабрадора, порфира и итальянских мра­моров и к исполнению внутренней пробной облицовки лабрадором и шокшинским порфи­ром ¼ части Храма, исполнены бронзовые рамы для главного купола и поручено профес­сору А. Т. Маркову исполнение живописи в куполе. При генерале от инфантерии М. А. Офросимове с 1864 по 1865 год продолжа­лось заготовление материалов для облицовки и исполнение начатых работ. При генерал- адъютанте князе В. А. Долгорукове с 1865 по 1883 год утверждён новый штат Комиссии… Профессор Марков окончил живопись боль­шого купола, оштукатурены стены верхних и нижних коридоров и малые купола, испол­нена вся внутренняя облицовка лабрадором и шокшинским порфиром, окончены мозаич­ные работы… Для хорных приделов устроены из белого мрамора малые иконостасы, главный иконостас с инкрустациями, с бронзовым золо­чёным над ним шатром, мраморный пол в сре­дине и нижнем коридоре Храма, мозаические полы на хорах, мраморные киоты для средины, коридоров и приделов Храма, престолы, жерт­венники, аналои, пьедесталы для крестов, запрестольных икон, хоругвей и кружек, Цар­ское и архиерейское места, мраморные плиты в коридорах Храма и вырублены на них имена воинов, раненых, убитых и награждённых в сра­жениях 1812–1814 годов, исполнена живопись во всём Храме и орнаментная его роспись, бронзо­вая балюстрада на хорах, бронзовые с расчекан­кой двери внутри Храма и перила для хорных лестниц, бронзовые рамы для хорных и кори­дорных окон вместе с мраморными к ним подо­конниками, бронзовые люстры, люстры-лам­пады, подсвечники, канделябры, наружные фонари на крыльцах Храма и вообще все брон­зовые работы, устроены из финляндского гра­нита тротуар вокруг Храма и четыре площадки крылец, исполнена вся серебряная утварь, обла­чения, хоругви, мебель, ковры, маты и разные деревянные работы: тамбуры, пьедестал для пла­щаницы и пр. Отлито и повешено 14 колоколов».

Далее даётся описание непосредственно Храма: «Общий характер здания, согласно высочайшей воле, напоминает древние русские церкви. Основание Храма представляет равно­конечный крест, в углах которого находятся четыре выступа. Фасад одинаков со всех четы­рёх сторон. Каждая лицевая сторона оконеч­ности креста делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя более крайних. Всех столбов кругом Храма тридцать шесть. Они поддерживают карниз, на котором поме­щаются двадцать полуциркульных сверху зао­стрённых арок: по три арки на передних кон­цах креста и по две – на выступах, в углах зда­ния. Столбы на исходящих углах имеют восьмигранную форму с семью выступными сторонами, что же касается до столбов на сред­ней части оконечностей креста, то сечение их представляет пять выступающих сторон, а во входящих углах – по три выступающие сто­роны. На переднем фасе каждой оконечности креста, между пьедесталами столбов, устроены три входных двери с широкими откосами. Всё здание увенчано пятью главами, из которых средняя значительно больше прочих, она при­даёт всему строению единство и полноту. Кру­глая стена средней главы лежит на восьмигран­ном основании. Прочие главы поставлены на выступающих углах между концами креста и имеют форму восьмиугольных башен или колоколен. Стиль куполов, покрывающих боль­шую и малые главы, соответствует общему характеру здания: они сверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церк­вей. В малых башнях повешено 13 колоколов. Высота Храма, считая от основания до вер­шины креста, простирается до 48½ сажен (103,5 м), диаметр большого купола – до 14 сажен (30 м), пространство, занимаемое Хра­мом, вместе с крыльцами, составляет 1500 ква­дратных сажен (3 200 кв.м), собственно же вну­тренность Храма занимает пространство 876½ квадратных сажен (1870 кв.м). Исключив из этого числа те места, где народ не может стоять во время богослужения, остаётся около 600 квадратных сажен (1280 кв.м), на которых может поместиться молящихся 7 200 человек. Расстояние от входных врат на западной сто­роне до солеи, или же возвышения, что у Цар­ских врат – 58¼ аршин (41,6 м), а от входных врат северных и до южных – 100½ аршин (71,4 м). Что же касается до кубического содер­жания воздуха в Храме, то его вмещается в нём 283 510 кубических аршин (201 632 куб. м). Фасад украшен двумя рядами рельефных изо­бражений: одни помещены выше верхнего кар­низа, в полуциркульных арках, другие – по нижнему краю пьедесталов, так что эти изо­бражения приходятся и над арками входных врат, и над нижними окнами. Четыре колос­сальные столба, помещающиеся внутри Храма, поддерживают здание. От расположения этих столбов и порталов образуются две стены: вну­тренняя и наружная, а между ними коридор двух сажен ширины (4,2 м), идущий по обычаю древних христианских церквей вокруг всего Храма. Верхнюю часть коридора составляют украшенные живописью хоры с двумя устроен­ными в них приделами: во имя Святителя и чудотворца Николая и Святого Благоверного князя Александра Невского. Главный же Храм посвящён Рождеству Христа Спасителя. Всё здание освещается 60 окнами: из них 16 устро­ены в главном куполе, 36 – над хорами и 8 – в коридоре. Окна имеют длинную, вверху закруглённую форму, снаружи они симме­трично расположены между колоннами, стоя­щими на кронштейнах и соединёнными вверху арками. Капители и базы колонн, арки и крон­штейны украшены резьбою».

Особого внимания заслуживает глава «Храм как исторический памятник». В ней описаны помещённые в нижнем коридоре Храма 177 мраморных плит с хронологическим изложе­нием событий Отечественной войны, текстами манифестов и рескриптов, а также перечнем имён отличившихся, убитых и раненых во время той или иной битвы. Вот, к примеру, текст плиты, посвящённой сражению при местечке Городечно в Гродненской губернии, состоявшемуся 31 июля 1812 года между частью 3-й русской резервной армии генерала А. П. Тор­масова (около 18 тысяч человек), австрийским корпусом князя Шварценберга и саксонским корпусом Ренье (вместе около 40 тысяч чело­век): «Сражение при Городечне. Командовав­ший войсками: генерал от кавалерии Тормасов. Участвовавшие войска: пехотные полки Витеб­ский, Владимирский, Днепровский, Костром­ской, Козловский, Куринский, Нашебургский, Псковский, Ряжский, Тамбовский и Эстлянд- ский; егерские полки 10, 11, 14, 25, 28 и 32; дра­гунские полки Стародубский, Таганрогский и Тверской; Александрийский и Павлоградский гусарские полки; Татарский уланский и Евпато­рийский татарский полки; Донские казаки, батарейные роты №№ 9-го, 12-го и 18-го; кон­ные роты №№ 11-го, 12-го и 34-го. Убиты: Екате- ринославского гренадерского полка – поручик Бестужев-Рюмин; пехотных полков: Днепров­ского – подпоручик Терлецкий, Тамбовского – подпоручик Чутин 3-й, Эстляндского – подпо­ручик Иванов, 10 егерского полка – подпоручик Гойденко. Ранены: генерал-майор Соколов 1-й, пехотных полков: Могилёвского – майор Крю­ков, Навагинского – капитан Неёлов, Тенгин- ского – поручик Озерский, Эстляндского – капитан Чурилов, поручики: Гельфрейх, Косо- буцкий и Мордарьев, подпоручики: Ивов и Михайлов, прапорщик Якубовский, 25-го егер­ского полка – майор Громмека. Выбыло из строя нижних чинов 1500. Отличились: генерал- адъютант граф Ламберт; генерал-майоры: Инзов, Сиверс, Чаплиц и Корнилов, полковники: Кра­совский, Ольдекоп и подполковник князь Мада- тов. Получили отличие: Псковский пехотный и 11-й егерский полки. Награждены: Орден Свя­того Георгия 3-й степени: генерал-майор князь Щербатов 1-й, Орден Святого Георгия 4-й сте­пени: генерал-майор Башилов, полковники Гей- денрейх, Полторацкий, Сталь и Тандефельд, подполковники: Быковский и Рейтерн, майор Любимов. Пожалованы Георгиевскими трубами: Костромской и Владимирский пехотные полки, 28-й и 32-й егерские полки». Все эти сведения были предоставлены Комиссии для построения Храма Военно-учёным комитетом при военном министерстве.

Мостовскому было поручено подготовить свою книгу к освящению Храма. Первоначально оно намечалось на 1881 год, но было отложено из-за гибели Александра II. Церемония, состо­явшаяся 8 июля (26 июня) 1883 года, явилась частью коронационных торжеств императора Александра III. Её участникам вручали специ­ально отчеканенную медаль с надписью «Заве­щал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III», а также книгу М. С. Мостовского «Историческое описа­ние Храма во имя Христа Спасителя в Москве». Один её экземпляр в специальном подарочном оформлении был поднесён императору. Усер­дие Михаила Степановича не осталось незаме­ченным. Некоторое время спустя он получил августейшее послание, в котором говорилось: «Благодарю Вас за труд. Знайте, что книга Ваша лежит у меня на столе».

«Историческое описание» М. С. Мостовского многократно переиздавалось. Впрочем, о дос­тоинствах этой книги, о её популярности у читателей и о том, какую роль ей довелось сыграть в восстановлении разрушенного боль­шевиками Храма, уже рассказывалось в первом выпуске Библиохроники, где было представ­лено её издание 1891 года.

 


Мостовский Михаил Степанович (1831–1907)

Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве: Составил по поручению Высочайше утверждённой Комиссии для построения Храма, на основании имеющихся документов, правитель ея канцелярии М. Мостовский. Москва: Типография С. Орлова, 1883. 1 л титул, 1 л. шмуцтитул, II, 199, [2], CXXIII, IV c., 10 л. иллюстраций – фотогравюр фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». В полукожаном пере­плёте московской мастерской А. Ланга. После реставрации. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке с бинтами золототиснё­ный цветочный орнамент и ярлык красной кожи с тиснённым золотом заглавием. Форзацы «мраморной» бумаги. 24х15 см. На переднем форзаце ярлык переплётной мастерской: «А. Lang. Bucchandlung. Moscau» («А. Ланг. Переплётная мастерская. Москва» – нем.).

Previous Article Граф П. Д. Киселёв и его время (1882 год) Жалованная грамота П. Д. Киселёву (1841 год)
Next Article Наполеон I в придворной и домашней жизни (1896 год)
Print
1813 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top