Наполеон I в придворной и домашней жизни (1896 год)
Фредерик Массон
В 1926 году в Институт Франции, включающий в себя пять французских национальных академий, а также ряд академических архивов и библиотек, поступила богатая коллекция, состоявшая, в том числе, из 796 рукописей, более чем 1000 оригинальных рисунков, 30 тысяч гравюр, 2000 живописных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. В неё также входили книги, письма, отчёты, реляции, рукописные мемуары, географические карты, театральные программы, дипломы, пригласительные билеты, вырезки из газет. И всё это так или иначе было связано с именем одного человека – императора Франции Наполеона I. Принадлежало эта собрание Фредерику Массону – историку-бонапартисту, чьи труды на рубеже XIX и ХХ столетий пользовались широкой популярностью не только во Франции, но и далеко за её пределами, включая Россию. Помимо наполеоновской коллекции, учёный тогда же завещал Институту Франции весь свой личный архив.
Фредерик-Луи-Клод Массон родился в семье парижского адвоката. Ему было одиннадцать месяцев, когда во время февральской революции 1848 года погиб его отец. Мальчик получил образование в одном из старейших колледжей Франции – Сент-Барб, а затем в лицее Людовика Великого. После окончания учёбы он некоторое время путешествовал по Европе, побывал в Германии и Англии. С 1869 по 1874 год работал библиотекарем в Министерстве иностранных дел. В ту пору он увлекался историей дипломатии и написал несколько книг на эту тему.
В 1874 году Массон стал членом муниципального совета в городке Аньер-сюр-Уаз, близ Парижа. Двенадцать лет спустя его избрали мэром города. Тогда он преимущественно занимался строительством школ, мостов и дорог. Массон наладил городское освещение, канализацию, усовершенствовал телефонную сеть. Однако в 1894 году рачительный мэр решил отказаться от политической и общественной деятельности с тем, чтобы полностью посвятить себя исследованиям, связанным с Наполеоном. В 1903 году он был избран во Французскую академию, а несколько позже стал директором библиотеки Тьера, входящей в состав Института Франции. Сюда же впоследствии по завещанию были переданы его наполеоновская коллекция и личный архив.
Изменения в жизни Фредерика Массона произошли сразу после его женитьбы на Маргарите Коттэн, дочери Франсуа-Огюстэна Коттэна – действительного статского советника Второй империи. Он стал секретарём «принца Наполеона» – Жозефа- Шарля- Поля Бонапарта Наполеона, племянника Наполеона I, второго сына его младшего брата Жерома. Благодаря своей новой должности Массон получил доступ к семейному архиву Бонапартов. На основе этих материалов им был написан ряд книг, рассказывавших не только о политической и военной, но также о личной жизни Наполеона. Однако, в отличие от большинства сочинений на эту же тему, написанных ранее, труды Массона базировались на солидном документальном фундаменте. Имея в своём распоряжении обширный штат секретарей и архивистов, он, как хорошо отлаженный конвейер, на протяжении трёх десятилетий один за другим выпускал в свет тома наполеоновских штудий, многие из которых становились бестселлерами того времени. Среди них – «Наполеон и женщины» (1894), «Незнакомый Наполеон» (1895), «Жозефина де Богарне» (1763–1796; 1898), «Жозефина, императрица и королева» (1899), «Отвергнутая Жозефина» (1809–1814; 1901) «Наполеон и его семья» (1897–1907), «Императрица Мария-Луиза» (1902), «Наполеон и его сын» (1904), «Вокруг острова Эльба» (1908) и др. Эти книги были переведены почти на все европейские языки, включая русский. Одним из самых популярных наполеоновских сочинений Массона стала вышедшая в 1894 году в Париже книга «Наполеон в домашней обстановке: день императора во дворце Тюильри» («Napoleon chez lui: la journee de l'empereur aux Tuileries»). Два года спустя она появилась в России под названием «Наполеон I в придворной и домашней жизни».
Санкт-Петербургское издание сочинения Фредерика Массона несколько отличается от парижского своим объёмом. Причины этого объяснены в предисловии издателя русского перевода С. Н. Кирилина: «На великие исторические личности не смотрят более как на полубогов, сочетавших в себе гениальность с добродетелью. Все понимают, что в своей частной жизни они могли иметь – и, конечно, имели – такие же слабости, как и всякий обыкновенный смертный, и были вознесены над другими или силою своего ума и дарований, или же (чаще всего) особыми общественными течениями, подготовленными историческими причинами. При этом главным двигателем таких лиц был нередко самый узкий эгоизм, согласованный ради успеха с требованиями и стремлением окружающей среды. Так смотрят теперь и на Наполеона I даже и в самой Франции, за исключением ничтожной по количеству и по качеству партии бонапартистов. В последнее время вышло особенно много сочинений о нём, французских и иностранных, в которых он изображён в его частной жизни, в его отношениях к женщинам, к приближённым, к членам своей семьи. Этот интерес к личности Наполеона I проявился и среди русской публики, а потому мы и считаем уместным представить на её суд одно из таких сочинений. Хотя автор его, Фредерик Массон, открытый бонапартист, но, тем не менее, он отнёсся к своей задаче добросовестно и не скрыл слабостей своего кумира. Не мешает только предостеречь против его взгляда на политическую роль Наполеона, в котором он видит героя, вознёсшего Францию вместе с собою на вершину славы, и силится принизить перед ним настоящее штатское правительство этой страны и материальный и умственный прогресс, которым она обязана республиканским учреждениям. По таким соображениям предисловие автора в переводе значительно сокращено: из него выпущена наибольшая его часть, заключающая в себе риторическое восхваление личности Наполеона I и изложение политических взглядов автора – смутных идей бонапартизма, потерявших под собою всякую почву и в самой Франции. Помещённый же в приложении список гардероба и домашних вещей императора, занимающий в подлиннике почти 100 страниц, вовсе не переведён, как представляющий интерес только для специалистов».
Однако главная мысль, которую Фредерик Массон хотел донести до своего читателя, в русском варианте авторского предисловия всё же была оставлена: «Написать сразу портрет такого человека, как Наполеон, невозможно. Для этого мало одного этюда и одного холста. Чтобы показать по истечении почти столетия этот колоссальный образ с сохранением хотя бы некоторого сходства, нужно проникнуться им, изучить его со всех сторон, при всяком освещении, не пренебрегая никакими материальными средствами, способными ввести в изображение хотя частицу действительности. Необходимо фотографически отметить каждую чёрточку, каждую морщинку и не отставать, пока портрет не выйдет настолько схожим, насколько позволяют средства искусства и самая точная наблюдательность… Я взял себе задачей подробно описать в этой книге привычки и правила жизни Наполеона, точно нарисовать внутренность его кабинета и проследить там за ним с утра до вечера, чтобы помочь людям составить себе о нём настолько точное понятие, насколько это возможно через сто лет… Мерить Наполеона одной меркой с каким-нибудь коммерсантом, который аккуратно ведёт свои книги и довольствуется небольшими барышами, сглаживать все крайности его ума и характера, чтобы свести их на буржуазный идеал, – это значило бы ещё менее понимать его натуру, чем делают те, кто приписывает ему необычайные пороки, безмерное честолюбие и даже безмерные преступления».
Книга выстроена предельно просто и логично. Исчерпывающее представление о её содержании можно получить уже из названия глав: «Этикет», «Покои дворца. Охрана», «Туалет», «Выход», «Завтрак», «Рабочий кабинет», «Работа», «Обед», «Вечер», «Воскресенье». Таким образом, на примере одного дня читателю предлагается подробный очерк повседневной жизни великого человека.
Вот как Массон описывает утро императора: «Способность Наполеона спать произвольно и не долее шести часов – подряд или с промежутками – подтверждается всеми приближёнными к нему, равно как и способность переходить от очень крепкого сна к полному пробуждению. Этими свойствами обладали многие из членов его семейства. Сразу проснувшись, Наполеон некоторое время шутил со своим камердинером: “Отвори окна, – говорил он, – я хочу дышать воздухом, который Бог сотворил”. Несмотря на обычную свою зябкость, в комнатах Наполеон любил свежий воздух и не терпел спёртого или дурного запаха… Единственные духи, которые он любил, был запах дерева алоэ: вероятно, он приобрёл в Египте эту склонность, сохранившуюся у него до смерти... После проветривания комнаты император, быстро встав и одевшись в халат, принимал из рук своего личного секретаря корреспонденцию. Он садился перед камином и собственноручно вскрывал письма, из которых заслуживающие внимания откладывал в сторону, чтобы на досуге заняться ими. Другими же постепенно забрасывал ковёр, что он называл “своим ответом”… После этого он спрашивал имена лиц, ожидавших его, и называл тех, кого сам желал видеть. Болтая с своим камер-лакеем, император осведомлялся о городских толках, заставлял рассказывать себе разные истории, забавлялся мелкими происшествиями. Ему приходилось сообщать все городские сплетни, даже докладывать “о разговорах и ссорах между лакеями”. Продолжая болтать, он выпивал чашку чая или настоя из померанцевого цвета, которую главный камер-лакей подавал ему на позолоченном подносе из его несессера. Оттуда же бралась и позолоченная чашка, согласно строгому приказанию императора не подавать ему никакой другой посуды. Он собственноручно клал в напиток сахар, и если находил хотя малейший посторонний привкус, то немедленно отталкивал чашку. Это было единственной предосторожностью, которую он признавал против отравления. Обутый в красные или зелёные туфли, которые он носил всегда до полного износа, не позволяя чинить, он отправлялся в ванну… Тёплая ванна была некоторым образом страстью Наполеона. Он оставался в ней нередко по целому часу, постоянно открывая кран с горячей водой и доводя температуру до такой теплоты, что вся комната наполнялась туманом, и приходилось отворять дверь. Если приходили важные депеши, то личный секретарь читал их ему или же передавал ему содержание… Выйдя из ванны, он надевал фуфайку, потом рубашку, подобную той, которая была на нём ночью… Затем он надевал свой комнатный костюм, состоявший летом из длинных брюк и длинного редингота или халата из белого пикейного канифаса, зимою – из бумазейных панталон и белого мультонового халата. На голове оставался мадрасовый платок, которым он подвязывал её на ночь, спуская концы на затылок. В таком костюме он подолгу работал со своим секретарём, диктуя ему, а также принимал по неотложным делам некоторых министров в комнате, находившейся за кабинетом… Для бритья ему требовалось не менее двух человек. Весьма немногие брились в то время сами, и потому всем казалось странным, когда император стал учиться бриться сам… Один камер-лакей подавал таз и мыло. Другой держал со стороны света большое зеркало из несессера. Император в фуфайке покрывал себе половину лица намыленной водой, разбрызгивая её во все стороны, затем вытирался, брал бритву с перламутровой, украшенной золотом ручкой, которую предварительно опускали в горячую воду, и начинал бриться сверху вниз, что вначале повело ко многим случайностям, так как у цирюльников, кажется, взято за правило брить снизу вверх…
В то время как император кончал брить одну половину лица, все переходили на другое место: камер-лакей со своим зеркалом переходил справа налево или слева направо, смотря по тому, с какой стороны был свет, и операция продолжалась. Под конец император спрашивал у каждого, хорошо ли выбрита его борода. Весело шутя, он любил драть своих камер-лакеев за уши, если замечал, что какой-нибудь волосок ускользнул от его внимания… Покончив с бородою, император умывал руки миндальным тестом, а не то розовым или виндзорским мылом. Лицо он обмывал двумя нежнейшими губками, причём очень часто погружал голову в серебряную чашку, которую по размерам можно было принять за маленькую ванну… Умыв лицо и руки, Наполеон старательно чистил зубы буксовой зубочисткой, затем медленно тёр их щёткой, обмакнутой в зубную кашку, и завершал чистку коралловым порошком. После этого он выполаскивал рот смесью водки со свежей водой и чистил язык серебряным, вызолоченным или черепаховым скребком… Умывшись, Наполеон тщательно обстригал себе ногти, причём требовал, чтобы ножницы были очень остро отточены. У него были красивые руки, и, зная это, он старательно ухаживал за ними… Покончив с ногтями, Наполеон снимал фуфайку, и ему поли
вали голову одеколоном, между тем как сам он растирал себе жёсткой щёткой грудь и руки. Затем камер-лакей той же щёткой растирал ему спину, плечи и всё тело, обильно поливая его одеколоном. Эти растирания, по словам Наполеона, были им усвоены на востоке. Он не любил, чтобы его при этом щадили. “Три крепче! – говорил он камер-лакею. – Крепче! Скреби, как осла!”… После купания, мытья и растирания император одевался».
Труды Массона о Наполеоне отличались скрупулёзностью, точностью в деталях, но прежде всего, и это было главным, обилием новых, ещё не публиковавшихся материалов. Массоновские исследования до сих пор занимают одно из первых мест по уровню цитирования в современной наполеонистике. Однако цитирование это выборное: на Массона чаще всего ссылаются, когда возникает необходимость привести тот или иной документ, введённый им в научный оборот. Его собственные выводы и обобщения, как правило, такого интереса у современных учёных не вызывают. Впрочем, об этом ещё в 1936 году в статье «О наполеоновской историографии» писал академик Е. В. Тарле: «В 1890-х и 1900-х выступил Фредерик Массон с многочисленными томами о Наполеоне: о коронации Наполеона, о семье Наполеона, об армии Наполеона, о дворе Наполеона и т. д. Эти детальные архивные исследования, написанные в духе обожания, осветили немало чисто фактических проблем, но какого-нибудь общего взгляда, какого-нибудь, пусть даже неправильного, одностороннего, но обобщающего, теоретического подхода спрашивать и ожидать от Массона не приходится».
Массон Фредерик-Луи-Клод (Masson Frederic-Louis-Claude; 1847–1923)
Наполеон I в придворной и домашней жизни. С 12-ю рисунками. Перевод с французского. Издание С. Н. Кирилина. Санкт-Петербург: Типолитография А. Е. Ландау, 1896. 1 л. титул, 296 с., 12 л. иллюстраций. В полукожаном переплёте конца XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке с бинтами тиснённые золотом имя автора, заглавие: «Наполеон» и суперэкслибрис: «Н. Ч.». Форзацы белого муара. Красное шёлковое ляссе. Тройной «мраморированный» обрез.18х12,5 см. Цензурное разрешение от 7 февраля 1896 года. Судя по оформлению и суперэкслибрису, книга происходит из библиотеки Н. М. Чукмалдина.
Чукмалдин Николай Мартемьянович (1836–1901) – крупный тюменский и московский купец-промышленник, известный сибирский меценат и просветитель, писатель, путешественник. Разбогател на торговле шерстью и чаем. Обладал крупной коллекцией древних рукописных и старопечатных книг. Собрал значительную личную библиотеку. Имел коллекцию старинных икон, большую часть которых пожертвовал храмам. На сегодняшний день основу музейного собрания Тюменского краеведческого музея составляют коллекция и библиотека Н. М. Чукмалдина.