История русского театра (1914 год)
Это издание можно назвать первым опытом фундаментальной истории русского драматического театра. По мнению инициаторов столь амбициозного проекта - известного историка литературы Владимира Владимировича Каллаша (1866-1918) и одного из ведущих театральных критиков Николая Ефимовича Эфроса (1867-1923), необходимость подобного исследования зрела уже давно, и они лишь взялись за реализацию идеи, «витавшей в воздухе». В предисловии к первому тому редакторы-составители написали об этом так: «Ни в одной стране театр не играет такой роли, как в России. История русского театра - одна из важных и блестящих сторон в истории русской культуры, но вместе с тем и одна из наименее исследованных. Русское общество относилось и продолжает относиться к театру с особенным напряжённым вниманием и любовью, которые принимали в некоторые моменты характер страстного увлечения, и вместе с тем наше общество слишком мало знакомо с прошлыми судьбами театра. Развитие русского театра шло быстрым темпом. Он - самый юный в семье европейских театров. Он только начал слагаться в стройную форму, когда некоторые западноевропейские сцены уже достигли высокой степени совершенства. Но, начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях - и в драматургии, и в искусстве актёра, и в обстановке спектакля - развивался с такой напряжённостью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западноевропейским театром в глубине и красоте своих достижений, а в иных отношениях, быть может, даже возвысился над ним. Одна из важных причин его быстрого внешнего и внутреннего роста - тот интерес и та любовь русских людей к театру, в благотворной атмосфере которых протекала вся его сравнительно недолгая жизнь. Любовь к театру была у нас несколько особого склада. Она была любовью не только «художественной»; русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. «Театр-школа», «театр-кафедра» - эти определения особенно подходили к русскому театру. Была эпоха в нашей жизни, очень продолжительная, когда такою школой общественности оказывался чуть ли не исключительно один театр, когда московский Малый театр в своём просветительном значении стоял рядом с Московским университетом, когда только в театре общество находило выход своим наболевшим чувствам. И всё это поставило в России театр в положение совершенно исключительное, придало ему чрезвычайно важную, ответственную и сложную роль, определило некоторые совершенно особые черты в его облике».
Предполагалось, что «Историю русского театра» составят 6 томов, причём завершающий должен был довести театральную хронику «до последних дней, включить в рамки описания и то в театре, что сейчас находится в процессе роста».
В качестве консультантов издания пригласили московского купца Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929), собравшего богатейшую коллекцию по истории театра и незадолго до того, в 1913 году, передавшего её Академии наук, и петербуржца Николая Александровича Попова (1871-1949), театроведа и режиссёра Театра В.Ф. Комиссаржевской. Авторами театральных обзоров изъявили желание выступить А.В. Амфитеатров, Н.Л. Бродский, В.Я. Брюсов, А.Ф. Кони, Н.О. Лернер.
Заведование художественной частью, в том числе и подбор иллюстративного материала, взял на себя «первый русский импрессионист», прославленный живописец Константин Алексеевич Коровин (1861-1939), известный также как театральный художник, оформивший свыше 100 спектаклей только в императорских Мариинском и Большом театрах. Серийную обложку издания разработал артиллерийский офицер в отставке, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, член Союза русских художников Василий Николаевич Масютин (1884-1955).
Первый и единственный том «Истории русского театра», охватывавший период от народной драмы XVII века до первых постановок «Бригадира» и «Недоросля», вышел в 1914 году. Мировая война отдалила, а две революции сделали невозможным завершение этого интереснейшего замысла. Тех, кто стоял у его истоков, октябрь 17-го разметал по разным городам и странам: В.В. Каллаш стал комиссаром по делам печати в Москве; Н.Е. Эфрос поступил на службу в Тео Наркомпроса; А.А. Бахрушин получил пост директора в собственном национализированном музее; Н.А. Попов продолжал ставить спектакли в различных театрах Петрограда-Ленинграда; а К.А. Коровин и В.Н. Масютин оказались в эмиграции и там окончили свои дни - один во Франции, другой в Германии.
История русского театра. Под редакцией В.В. Каллаша и Н.Е. Эфроса. При ближайшем участии А.А. Бахрушина и Н.А. Попова, художественной частью заведует К.А. Коровин. Т. I [единственный]. Москва, «Объединение», 1914. XII, 364, VIII с. с множеством портретов и иллюстраций, 18 л. чёрно-белых иллюстраций и портретов, 9 л. цветных иллюстраций и портретов. В полукожаном издательском переплёте. Золотая головка. Форзацы в цвет переплёта. Переплёт, титул и обложка работы В. Масютина. 28,9x22,5 см.