Масонство в его прошлом и настоящем (1914-1915 годы)
Н есмотря на то что солидный, богато иллюстрированный двухтомник «Масонство в его прошлом и настоящем», изданный в Москве в 1914-1915 годах, обладает всеми признаками серьёзного академического издания, некоторые из причин его появления на свет следует искать в областях весьма далёких от чистой науки.
Франкмасонство, или Орден вольных каменщиков, ведущее свою историю от существовавшего в средневековой Германии братства каменотёсов, укоренилось в России в 30-х годах XVIII столетия как «союз, имевший целью развитие благородных стремлений и усовершенствование собственных моральных качеств, а также способствование к созданию правильного человеческого общества». Запрещённое Екатериной II, возрождённое Александром I, им же вновь запрещённое и, наконец, погрузившееся в долгий летаргический сон 14 декабря 1825 года, русское масонство пробудилось от восьмидесятилетней спячки после публикации известного манифеста Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласившего право собраний и союзов. Год спустя, после энергичной подготовительной работы, в Москве открылась ложа с символическим названием «Возрождение». Вскоре масонские ложи появились в Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде. Было решено «устраивать масонство во всех крупных городах».
Формирование масонских структур в России совпало с активизацией общественной жизни страны. Образование новых партий, выборы в Государственную Думу, её роспуск, противостояние депутатов и власти, возникновение партийных клубов - всё это не могло не повлиять на воззрения русских масонов, в большинстве своём представлявших либеральную интеллигенцию. Не случайно многие из них являлись членами левых партий — кадетами, эсерами, народными социалистами, принадлежали к фракции трудовиков в Думе. По некоторым сведениям, масоном был В.И. Ульянов (Ленин).
На первых норах основной целью Ордена провозглашалось «создание связанного моральной общностью и взаимным доверием братского союза, в котором, при сохранении за каждым свободы политическою действия, ведётся общая работа по утверждению и защите прав человека и гражданина».
В начале 1910-х годов масонство в России претерпело реорганизацию. Летом 1912 года в Москве был проведён конвент вольных каменщиков, которому предшествовало объединение в России лож различных уставов. К новому масонскому союзу оказались причастны многие видные думские политики, и хотя в период расцвега число лож достигаю сорока двух в различных концах империи, наибольшее внимание главный руководящий орган русских масонов -Верховный совет Великого Востока народов России, есгеавенно, уделял думской ложе. О её работе один из очевидцев писал: «Особенно важное значение в жизни организации имела думская ложа. В ней Совет стремился создан» объединение левой оппозиции. Думская группа забопишсь о сглаживании всякого рода конфликтов и трений между различными левыми с фракциями в Государственной Думе и к облегчению ах совместных выступлений».
Несмотря на то что устав Ордена предписывал его членам строгую конспирацию, слухи о деятельности вольных каменщиков, в большинстве своём преувеличенные и искажённые, распространялись в обществе, проникали в печать, будоражили воображение обывателей. Получила широкое хождение легенда о зловещем «масонском заговоре». Показать, чем же на самом деле являлось «классическое» масонство, откуда оно произошло, как развивалось, и был'иризван коллективный труд группы либеральных учёных во главе с профессорами СП. Мелыуновым и Н.П. Сидоровым. Двухтомник вышел в издательстве кооперативного товарищества «Задруга», основанного в 1911 году группой литературоведов, историков и педагогов, в основном принадлежавших к Трудовой народно-социалистической партии. Предваряя книгу, редакторы так объясняли задачи издания: «Оно должно удовлетворить давно назревшему интересу к одному из своеобразных и характерных явлений нашего прошлого, находящего отклики и в современной жизни. Ьдва ли мы ошибемся, если скажем, что в широких интеллигентских кругах имеется весьма неопределённое представление о той группе общественных и религиозных явлений, которые включают в себя прошлое масонства. Что скрывается в действительности за этой таинственной полумистической пеленой? Что представляет из себя, наконец, современное масонство? Русскому читателю негде найти ответ на поставленный вопрос. В русской литературе нельзя указать ни одного сочинения, которое могло бы служить пособием для более или менее всестороннего ознакомления с прошлым и настоящим масонства».
В тот момент, когда писались эти строки, «настоящее» русскою масонства было весьма сложным. Раскол между политизированной верхушкой и рядовыми членами, начавшаяся война с Германией, сложная ситуация в стране вызвали кризис Ордена. Число лож значительно сократилось, а накануне Февральской революции их работа, по мнению исследователей, практически остановилась: осталась лишь группа руководителей Верховного совета - А.И. Коновалов, А.Ф. Керенский, Н.В. Некрасов и др. Многие из них впоследствии вошли во Временное правительство, что позволило говорить о решающей роли вольных каменщиков в свержении царской власти. И несмотря на то, что сохранившиеся документы свидетельствуют о весьма умеренном в тот момент влиянии масонов в высших эшелонах власти и о совсем незначительном — в армии, легенда о победившем в 17-м году «масонском заговоре» всё ещё «бродит» но России.
Масонство в его прошлом и настоящем. Под редакцией СП. Мельгунова и Н.П. Сидорова. [В 2-х томах.] Москва, издательство «Задруга» и К.Ф. Некрасова, 1914-1915. Т.1.1914. 255 с. с иллюстрациями, 24 л. иллюстраций. Т.2.1915. 267 с. с иллюстрациями, 25 л. иллюстраций. В двух издательских переплётах. 29,9x23 см. Рисунок на крышках нанесён глубоким тиснением. Цветные вкладки - портреты известных деятелей масонского движения, атрибутика и символика масонства. Прекрасный образец высококачественного полиграфического исполнения при большом тираже.