История Тверского княжества (1876 год)
Владимир Борзаковский
Какой народ жил до славян в нынешней северной и средней России, а стало быть, и в той местности, где впоследствии времени образовалось Тверское княжество? Вся северная и средняя Россия тогда была занята финнами - именно так утверждает автор «Истории Тверского княжества» Владимир Степанович Борзаковский.
Действительно, в некоторых названиях тех местностей сохранилась память о том, что здесь когда-то жили финны, или чудь. И местные крестьяне Тверской губернии ещё в XIX веке отличались особенным типом: «Глаза у них узкие, нос совершенно прямой и довольно велик, брови прямые и так сходятся над носом, что представляют с первого взгляда одну прямую линию; лицо овальное и широкое».
В 1134 году Юрий Долгорукий, основавший несколько городов в Ростово-Суздальской земле, построил в Тверском краю город Константин на Волге, в устье реки Нерли. Позже город назывался Кснятин, Скнятин и Снятии и был опорным пунктом на случай борьбы с Новгородом. До наших дней город не сохранился - после сооружения в 1939 году Угличского водохранилища земляные укрепления и древнее городище были затоплены. Село перенесли на новое место. А от старого города остался лишь остров Скнятино. (Знакомая, к сожалению, картина на протяжении почти всего XX века. - Авт.).
В 1135 году, на стрелке реки Тьмаки, было основано поселение Тверь, которое в 1247 году и стало столицей Тверского княжества. Первый раз Тверь упоминалась в летописях 1209 года, когда «новгородцы были теснимы Всеволодом, захватившим в своей области их гостей с товаром». Но прежде чем образоваться княжеству, Тверской земле пришлось много пострадать и от разорения татаро-монголами, и от набегов Литвы, и от споров между князьями.
Первым князем Тверского края стал Ярослав Ярославович. В борьбе за Владимирский престол своих старших братьев он принял сторону Александра Невского, что не минуло отразиться на его семье. При взятии города Переславля татарами, которые являлись союзниками другого брата - Александра Суздальского, жена Ярослава была убита, а сыновья взяты в плен. Самому Ярославу пришлось «удалиться» в Новгород.
В 1295 году Тверь вместе с Новгородом заключили оборонительный союз «или от татарина, или от кого-нибудь другого», что явилось первой попыткой русского князя дать отпор татарам. Впрочем, это не помешало Михаилу Ярославовичу спустя несколько лет поехать в Орду и купить себе у хана Узбека ярлык на великое княжение.
Тверское княжество было богатым краем, где процветали ремесла и торговля. А саму Тверь путешественники сравнивали с Москвой: «Главный город Тверь, при знаменитой реке Волге, весьма обширен и гораздо пространнее и великолепнее самой Москвы». Путешествовавший при царе Алексее Михайловиче Мейерберг оставил рисунок с видом города, где была изображена крепость, окружённая со всех сторон глубоким рвом. Остатки старинной Тверской крепости существовали до времен Екатерины Великой.
В пределах княжества было много значительных, имевших своих удельных князей, городов: Кашин, Микулин, Телятьев, Ржев, Холм, Старица, Дорогобуж, Чернятин. Самым сильным уделом был Кашин, иногда споривший из-за первенства с самою Тверью. В первый раз Кашин упоминался при нашествии Батыя в 1237 году. Город стоял на одном из полуостровов, что образовала река Кашинка своим извилистым течением. На перешейке был сделан ров с мостом, а за ним - тын и частокол. В 1288 году князь Дмитрий Александрович не мог взять Кашин, простоявши под ним 9 дней.
Князья Холмские и Микулинские также имели значение, но отнюдь не такое, как Кашинские, вследствие чего наравне с остальными носили название «меньшая, молодшая братия».
В состав Тверского княжества входил и нынешний город Калязин, стоящий при реках Волге и Жабне. Город был основан на развалинах сожжённого татаро-монголами монастыря Николы- на-Жабне, вокруг которого разрослась слобода. Со временем на противоположных сторонах реки возникли ещё две слободы, объединённые в 1775 году между собой и получившие по указу императрицы Екатерины II городской статус.
Не менее древний и город Йкев на Волге, который в первый раз упоминался ещё в уставной грамоте Смоленского князя Ростислава Мстиславича 1150 года. За город постоянно шла борьба между7 Смоленским, Тверским и Московским княжествами, а также на него претендовала и Литва. Будучи порубежным местом, Ржев нередко находился и в совместном владении двух государств.
Когда-то Тверская земля со многими своими поселениями была одним из самых сильных и богатых княжеств Древней Руси. Оно находилось возле издавна торговых земель - Смоленска и Новгорода.
Хорошо известен тверской купец Афанасий Никитин, который около 1470 года по своим коммерческим делам добрался до Индии. Из Нижнего Новгорода Никитин отправился в свите Ширванского посла не один, с ним пошли ещё «6 тверичей, 6 москвичей и ещё несколько русских». И если торговля Твери с Новгородом и русскими княжествами иногда прерывалась из-за враждебных действий, то с Литвою Тверь почти всегда была в мире и даже в союзе.
Из жалованных грамот Тверских князей видно, что тверичи занимались рыболовством, пчеловодством, у них происходила торговля лошадьми, имелись бобровые гоны. Как приволжские жители, они непременно занимались судостроением. В столице были свои мастера золотых и серебряных дел. Тверские князья к своим грамотам прикладывали серебряные вызолоченные печати. Тверичи сами строили каменные церкви: «ни откуда не видно, чтобы они призывали чужих мастеров». Кирпич из Твери и Старицы вывозили в другие княжества. И если татарское нашествие ослабило коммерцию юго-западной Руси, то, с другой стороны, поспособствовало оживлению торговли по Волге.
«Несмотря на небольшое пространство, какое занимали Тверские владения в XIV столетии, эта сторона по своей населённости и богатству жителей составляла одно из сильнейших великих княжений в Северо-восточной Руси, которое было опаснейшим соперником могущественной Москвы. Главной причиной таковой силы была торговля; ибо Тверские земли, находясь между владениями Новгорода и Москвы, были необходимым перепутьем торговли Востока с Западом, здесь начиналась главная дорога Азиатско- Европейской торговли - Волга». И немудрено, что Московское государство давно желало присоединить к себе Тверские земли.
Великий Тверской князь в XV веке был уже в зависимом положении от Москвы. По первому требованию он высылал Москве на помощь свои полки. На службу русскому царю уходили из Твери многие бояре и дети боярские. Удельные князья предпочитали лучше быть на службе более сильного и богатого князя Московского, чем «под рукою» кого-либо другого. Всё это постепенно привело к ослаблению некогда великого княжества и к присоединению его в 1485 году к Московскому государству.
Перипетии и интриги раннего периода Тверского края подробно описаны русским писателем и этнографом, выходцем из черниговских дворян Владимиром Борзаковским, который для своей работы использовал летописные данные, договорные грамоты, акты ХIV-ХVI веков, родословные книги, списки населённых мест, географические карты из русских и иностранных источников. За свою работу учёный получил степень магистра русской истории. Академия наук этот труд удостоила Уваровской премии.
К сожалению, Владимир Степанович к концу жизни практически ослеп, что остановило его дальнейшую научную деятельность. Но данный труд до сих пор остаётся наиболее полным монографическим исследованием по древней истории Тверского края и давно стал библиографической редкостью.
Борзаковский Владимир Степанович (1834-?)
История Тверского княжества. С.-Петербург: Издание книгопродавца И. Г. Мартынова, 1876. IV, 270, 152с., 3 табл. Современный составной переплёт: кожаные уголки и корешок с бинтами и золотым тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением; издательская обложка сохранена. В конце книги даны три раскладные родословные таблицы тверских князей. 24,5x16см.