Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Мария Ильинична Ульянова (1978 год) Мария Ульянова (1990 год)

Мария Ильинична Ульянова (1978 год) Мария Ульянова (1990 год)

Людмила Кунецкая, Клара Маштакова.

«Мимоза» или «Медвежонок», как ее звали в семье, росла болезненной и очень впечатлительной девочкой. Младший ребенок в семье Ульяновых, Маняша (1878-1937) всегда оставалась любимицей старшего брата Владимира Ильича Ленина (1870-1924). Она рано научилась читать и писать, легко усваивала основы химии и физики. Немецкий язык Марии преподавала мать Мария Александровна (1835-1916), французский - сестра Ольга (1871-1891).

Маняша готовилась к поступлению в гимназию, когда внезапно умер отец, инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов (1831-1886), и был повешен за покушение на жизнь царя старший брат Александр (1866-1887). Позже М.И. Ульянова отмечала, что не могла отнестись «вполне сознательно к причинам гибели старшего брата...», однако и спустя десятилетия она помнила выражение лица Владимира Ильича и его слова: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти».

В первую свою ссылку Маняша отправилась в 1887 г. «за компанию» с Анной Ильиничной (1864-1935) в деревню под Казанью. Ехала она, «чтобы старшей сестре не очень тоскливо было жить одной в деревне... там мне впервые пришлось столкнуться с полицией». В том же году туда же выслали и Владимира Ильича, исключенного из университета за студенческие волнения. Уроки старшего брата оставили неизгладимый след в характере Марии Ильиничны. Она на всю жизнь запомнила, как, приучая ее к аккуратности и точности, Владимир Ильич поднял двумя пальцами тетрадь и насмешливо протянул: «Как?! Белую тетрадь черными нитками!».

В 14 лет Маня была знакома со многими марксистами, собиравшимися в их доме. Все разговоры велись в присутствии младших членов семьи, и уже через три-четыре года М.И. Ульянова начала активно помогать старшему брату. Но пока она, как и другие провинциальные барышни того времени, переписывала в тетрадку стихи М.Ю. Лермонтова, А. А. Майкова, Н.М. Языкова.

Девочка «с высоким лбом и неподвижным взглядом черных глаз исподлобья» (по воспоминаниям гимназической подруги З.И. Зданевич) поступила на Высшие женские курсы Герье в Москве.

13 февраля 1897 г. В.И. Ульянова отправили в трехгодичную ссылку в Сибирь. На Маняшу легла задача пересылать ему периодику и книги. Делая в библиотеке Румянцевского музея выписки для брата, девушка и сама постигала сложности политической экономии. Она держала корректуру статей В.И. Ульянова, поддерживала связь с «товарищами». В 1898 г. М.И. Ульянова вступила в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), тогда же за ней начали следить в «профилактических целях».

После окончания курсов Герье Мария училась в Бельгии на химико-физическом факультете Нового Брюссельского университета. Старший брат не преминул воспользоваться этим обстоятельством, ведь отсюда «рукой подать и до Лондона, и до Парижа, и до Германии, в самом, почитай, центре Европы...» писал он из Шушенского сестре. «Насчет газет и книжек, пожалуйста, добывай, что можно. ...из газет бывают часто особенно интересны официальные органы, содержащие стенографические отчеты о прениях парламентов. Советую тебе не ограничиваться бельгийскими газетами, а выписать еще какую-нибудь немецкую...» Марию Ильиничну вскоре узнавали все окрестные букинисты и продавцы газет. Тогда же она решила попробовать свои силы в переводческой работе.

Вернувшись в Россию, М.И. Ульянова продолжила подпольную деятельность, в 1899 г. она была впервые арестована и выслана на два месяца в Нижний Новгород. В Москве она устроилась счетоводом в управление Московско-Казанской железной дороги. В 1900 г. В.И. Ульянов вернулся из ссылки и собирался уезжать за границу, чтобы выпускать общероссийскую партийную газету; младшая сестра получила наказ собирать материал для будущего издания, готовить рабочих корреспондентов.

В 1898 г. в Минске состоялся 1-й съезд РСДРП, провозгласивший образование социал-демократической партии в России и издавший «Манифест Российской социал- демократической рабочей партии». Мария Ильинична поняла, что манифест необходимо переслать брату. Через некоторое время В.И. Ульянов получил по почте фотографический альбом в сафьяновом переплете с тисненными золотом виньетками и позолоченными застежками. Под фотографиями неизвестных дотоле родственников были вклеены листки с переписанным текстом манифеста. Но случалось и по-другому. Только в 1980-х гг. музейные работники, отправив книгу из библиотеки В.И. Ленина на реставрацию, нашли спрятанную в ней «Эрфуртскую программу» К. Каутского. Посылка с книгой была получена, а письмо с информацией о тайнике - нет.

Фрей (Ленин) и Рыбка (Крупская) регулярно переписывались с Мимозой (Марией Ульяновой), давая ей многочисленные поручения. Теперь Ульянова вербовала рабочих и солдатских корреспондентов для «Новой жизни» - легальной газеты большевистского толка, задуманной и издаваемой В.И. Лениным.

В 1908-1909 гг. М.И. Ульянова жила в Париже и училась в Сорбонне, где получила диплом учительницы французского языка. Летом Мария с братом и Н.К. Крупской жили в пансионе в деревушке Бомбой. За Марией Ильиничной, недавно перенесший тиф, ухаживал В.И. Ульянов. Незадолго до возвращения в Россию она писала сестре Анне Ильиничне: «Больше всего с Володей жаль расставаться. Всегда я его любила, но теперь как-то особенно сжились. Возился он со мной невероятно за время болезни - я даже представить никогда не могла, что он способен на это, да и теперь еще возится».

В 1910 г. М.И. Ульянову устроили в семью инженера Савельева, выезжавшего на дачу в Финляндию. Четверо воспитанников, сорок рублей, полный пансион и много свободного времени - но Маня неохотно уезжала от своих революционных занятий. Четверо детей Савельевых оказались единственной «материнской» привязанностью Марии Ильиничны.

Большое место в жизни Ульяновой занимала дружба с С.С. Кржижановским. Они познакомились в 1910 г. в Саратове. Это был болезненный человек, максималист, что очень нравилось Марии Ильиничне. «Вы можете жить как вам вздумается, но при чем тут партия?» - блестя глазами, отчеканивал Владимир (подпольная кличка Кржижановского). Они ходили в театры, на выставки, гуляли и, конечно, вели подпольную социал-демократическую борьбу. В 1912 г. их арестовали. После окончания ссылки Кржижановского мобилизовали в армию, полк отправили служить в Галицию. В 1915 г. Мария Ильинична, окончив курсы медсестер, отправилась с лечебно-питательным отрядом в Галицию. Короткая встреча произошла во Львове. Последний раз они виделись в 1916 г. в Курске. Кржижановский умер вскоре после возвращения с фронта в 1917 г.

С 1917 г. Ульянова была членом бюро ЦК РСДРП(б) и ЦКК ВКП(б) в 1925-1934 гг., Президиума ЦКК ВКП(б) с 1932 года, ЦИК СССР с 1935 г. В 1917-1929 гг. Мария Ильинична входила в состав редколлегии газеты «Правда».

В 1924 г. умер В.И. Ленин. Хорошо зная лично «новую оппозицию», Ульянова в 1925 г. писала, что новые «вожди... не знают партии, а первую роль играть хочется. Не понимают... как жалко тратить время на всякую склоку...»

Сразу после смерти вождя появилось немало биографических материалов о Ленине. Мария Ильинична возмущалась появлявшимися в печати текстами, далекими от правды. «...Воспоминания о Ленине нужно писать... Но только факты, строго проверенные...»

После убийства С.М. Кирова (1886-1934) началась волна террора. Однажды М.И. Ульянова столкнулась в дверях кремлевского лифта с Г.Г. Ягодой (1891-1938). В ответ на его приветствие Мария Ильинична бросила: «Как, вас еще не застрелили собственные подручные?!» - и не вошла с ним в лифт.

Политическая ситуация изменилась. Ульяновой пришлось покинуть пост в «Правде» после письма в адрес Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б), направленного в защиту «группы» Бухарина: «Вывод из Политбюро трех крупнейших работников партии ВКП(б) Рыкова, Бухарина, Томского или дальнейшая “проработка” и дискредитация их... является угрозой... коллективному руководству». Ульяновой предложили заведовать Бюро жалоб Рабоче-крестьянской инспекции.

1937 г. оказался для М.И. Ульяновой ударом. К смерти «именем народа» приговаривалась «ленинская гвардия». Незадолго до того, в 1936 г. Марию Ильиничну пригласили выступить на собрании в связи с годовщиной смерти Ленина. Секретарь Свердловского райкома К.П. Чудинова (1894-1993) рассказывала, что «Мария Ильинична стала говорить о том, как Ленин любил Бухарина, как высоко ценил его... Я осторожно постучала карандашом, многозначительно посмотрела на Марию Ильиничну. Но она увлеклась, ничего не замечая вокруг... Тогда я снова застучала карандашом и громко закашлялась. Мария Ильинична как-то встрепенулась и, остановившись на полуслове, сошла с трибуны».

В 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) М.И. Ульянова отметила, что «победа никогда не приходит сама. Товарищ Сталин как вождь и руководитель нашей партии и замечательный организатор миллионов борцов за социализм изо дня в день показывает и доказывает эту истину на опыте».

М.И. Ульянова умерла от кровоизлияния в мозг в 1937 г.


Мария Ильинична Ульянова / Сост. З.Д. Блисковский, В.А. Сайтов, С.И. Соколов. Москва: Правда, 1978.288 с., ил. 20,5x13,4

Кунецкая Людмила Ивановна, Маштакова Клара Александровна. Мария Ульянова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Молодая гвардия, 1990.317, [3] с., ил. 19,8x12,8. (Жизнь замечательных людей. Сер, биогр. Вып. 592).

Previous Article Рогнеда (1970 год); Владимир Мономах и Гита Гарольдовна (1988 год)
Next Article У войны не женское лицо (1985 год)
Print
1359 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top