Мария Ильинична Ульянова (1978 год) Мария Ульянова (1990 год)
Людмила Кунецкая, Клара Маштакова.
«Мимоза» или «Медвежонок», как ее звали в семье, росла болезненной и очень впечатлительной девочкой. Младший ребенок в семье Ульяновых, Маняша (1878-1937) всегда оставалась любимицей старшего брата Владимира Ильича Ленина (1870-1924). Она рано научилась читать и писать, легко усваивала основы химии и физики. Немецкий язык Марии преподавала мать Мария Александровна (1835-1916), французский - сестра Ольга (1871-1891).
Маняша готовилась к поступлению в гимназию, когда внезапно умер отец, инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов (1831-1886), и был повешен за покушение на жизнь царя старший брат Александр (1866-1887). Позже М.И. Ульянова отмечала, что не могла отнестись «вполне сознательно к причинам гибели старшего брата...», однако и спустя десятилетия она помнила выражение лица Владимира Ильича и его слова: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти».
В первую свою ссылку Маняша отправилась в 1887 г. «за компанию» с Анной Ильиничной (1864-1935) в деревню под Казанью. Ехала она, «чтобы старшей сестре не очень тоскливо было жить одной в деревне... там мне впервые пришлось столкнуться с полицией». В том же году туда же выслали и Владимира Ильича, исключенного из университета за студенческие волнения. Уроки старшего брата оставили неизгладимый след в характере Марии Ильиничны. Она на всю жизнь запомнила, как, приучая ее к аккуратности и точности, Владимир Ильич поднял двумя пальцами тетрадь и насмешливо протянул: «Как?! Белую тетрадь черными нитками!».
В 14 лет Маня была знакома со многими марксистами, собиравшимися в их доме. Все разговоры велись в присутствии младших членов семьи, и уже через три-четыре года М.И. Ульянова начала активно помогать старшему брату. Но пока она, как и другие провинциальные барышни того времени, переписывала в тетрадку стихи М.Ю. Лермонтова, А. А. Майкова, Н.М. Языкова.
Девочка «с высоким лбом и неподвижным взглядом черных глаз исподлобья» (по воспоминаниям гимназической подруги З.И. Зданевич) поступила на Высшие женские курсы Герье в Москве.
13 февраля 1897 г. В.И. Ульянова отправили в трехгодичную ссылку в Сибирь. На Маняшу легла задача пересылать ему периодику и книги. Делая в библиотеке Румянцевского музея выписки для брата, девушка и сама постигала сложности политической экономии. Она держала корректуру статей В.И. Ульянова, поддерживала связь с «товарищами». В 1898 г. М.И. Ульянова вступила в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), тогда же за ней начали следить в «профилактических целях».
После окончания курсов Герье Мария училась в Бельгии на химико-физическом факультете Нового Брюссельского университета. Старший брат не преминул воспользоваться этим обстоятельством, ведь отсюда «рукой подать и до Лондона, и до Парижа, и до Германии, в самом, почитай, центре Европы...» писал он из Шушенского сестре. «Насчет газет и книжек, пожалуйста, добывай, что можно. ...из газет бывают часто особенно интересны официальные органы, содержащие стенографические отчеты о прениях парламентов. Советую тебе не ограничиваться бельгийскими газетами, а выписать еще какую-нибудь немецкую...» Марию Ильиничну вскоре узнавали все окрестные букинисты и продавцы газет. Тогда же она решила попробовать свои силы в переводческой работе.
Вернувшись в Россию, М.И. Ульянова продолжила подпольную деятельность, в 1899 г. она была впервые арестована и выслана на два месяца в Нижний Новгород. В Москве она устроилась счетоводом в управление Московско-Казанской железной дороги. В 1900 г. В.И. Ульянов вернулся из ссылки и собирался уезжать за границу, чтобы выпускать общероссийскую партийную газету; младшая сестра получила наказ собирать материал для будущего издания, готовить рабочих корреспондентов.
В 1898 г. в Минске состоялся 1-й съезд РСДРП, провозгласивший образование социал-демократической партии в России и издавший «Манифест Российской социал- демократической рабочей партии». Мария Ильинична поняла, что манифест необходимо переслать брату. Через некоторое время В.И. Ульянов получил по почте фотографический альбом в сафьяновом переплете с тисненными золотом виньетками и позолоченными застежками. Под фотографиями неизвестных дотоле родственников были вклеены листки с переписанным текстом манифеста. Но случалось и по-другому. Только в 1980-х гг. музейные работники, отправив книгу из библиотеки В.И. Ленина на реставрацию, нашли спрятанную в ней «Эрфуртскую программу» К. Каутского. Посылка с книгой была получена, а письмо с информацией о тайнике - нет.
Фрей (Ленин) и Рыбка (Крупская) регулярно переписывались с Мимозой (Марией Ульяновой), давая ей многочисленные поручения. Теперь Ульянова вербовала рабочих и солдатских корреспондентов для «Новой жизни» - легальной газеты большевистского толка, задуманной и издаваемой В.И. Лениным.
В 1908-1909 гг. М.И. Ульянова жила в Париже и училась в Сорбонне, где получила диплом учительницы французского языка. Летом Мария с братом и Н.К. Крупской жили в пансионе в деревушке Бомбой. За Марией Ильиничной, недавно перенесший тиф, ухаживал В.И. Ульянов. Незадолго до возвращения в Россию она писала сестре Анне Ильиничне: «Больше всего с Володей жаль расставаться. Всегда я его любила, но теперь как-то особенно сжились. Возился он со мной невероятно за время болезни - я даже представить никогда не могла, что он способен на это, да и теперь еще возится».
В 1910 г. М.И. Ульянову устроили в семью инженера Савельева, выезжавшего на дачу в Финляндию. Четверо воспитанников, сорок рублей, полный пансион и много свободного времени - но Маня неохотно уезжала от своих революционных занятий. Четверо детей Савельевых оказались единственной «материнской» привязанностью Марии Ильиничны.
Большое место в жизни Ульяновой занимала дружба с С.С. Кржижановским. Они познакомились в 1910 г. в Саратове. Это был болезненный человек, максималист, что очень нравилось Марии Ильиничне. «Вы можете жить как вам вздумается, но при чем тут партия?» - блестя глазами, отчеканивал Владимир (подпольная кличка Кржижановского). Они ходили в театры, на выставки, гуляли и, конечно, вели подпольную социал-демократическую борьбу. В 1912 г. их арестовали. После окончания ссылки Кржижановского мобилизовали в армию, полк отправили служить в Галицию. В 1915 г. Мария Ильинична, окончив курсы медсестер, отправилась с лечебно-питательным отрядом в Галицию. Короткая встреча произошла во Львове. Последний раз они виделись в 1916 г. в Курске. Кржижановский умер вскоре после возвращения с фронта в 1917 г.
С 1917 г. Ульянова была членом бюро ЦК РСДРП(б) и ЦКК ВКП(б) в 1925-1934 гг., Президиума ЦКК ВКП(б) с 1932 года, ЦИК СССР с 1935 г. В 1917-1929 гг. Мария Ильинична входила в состав редколлегии газеты «Правда».
В 1924 г. умер В.И. Ленин. Хорошо зная лично «новую оппозицию», Ульянова в 1925 г. писала, что новые «вожди... не знают партии, а первую роль играть хочется. Не понимают... как жалко тратить время на всякую склоку...»
Сразу после смерти вождя появилось немало биографических материалов о Ленине. Мария Ильинична возмущалась появлявшимися в печати текстами, далекими от правды. «...Воспоминания о Ленине нужно писать... Но только факты, строго проверенные...»
После убийства С.М. Кирова (1886-1934) началась волна террора. Однажды М.И. Ульянова столкнулась в дверях кремлевского лифта с Г.Г. Ягодой (1891-1938). В ответ на его приветствие Мария Ильинична бросила: «Как, вас еще не застрелили собственные подручные?!» - и не вошла с ним в лифт.
Политическая ситуация изменилась. Ульяновой пришлось покинуть пост в «Правде» после письма в адрес Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б), направленного в защиту «группы» Бухарина: «Вывод из Политбюро трех крупнейших работников партии ВКП(б) Рыкова, Бухарина, Томского или дальнейшая “проработка” и дискредитация их... является угрозой... коллективному руководству». Ульяновой предложили заведовать Бюро жалоб Рабоче-крестьянской инспекции.
1937 г. оказался для М.И. Ульяновой ударом. К смерти «именем народа» приговаривалась «ленинская гвардия». Незадолго до того, в 1936 г. Марию Ильиничну пригласили выступить на собрании в связи с годовщиной смерти Ленина. Секретарь Свердловского райкома К.П. Чудинова (1894-1993) рассказывала, что «Мария Ильинична стала говорить о том, как Ленин любил Бухарина, как высоко ценил его... Я осторожно постучала карандашом, многозначительно посмотрела на Марию Ильиничну. Но она увлеклась, ничего не замечая вокруг... Тогда я снова застучала карандашом и громко закашлялась. Мария Ильинична как-то встрепенулась и, остановившись на полуслове, сошла с трибуны».
В 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) М.И. Ульянова отметила, что «победа никогда не приходит сама. Товарищ Сталин как вождь и руководитель нашей партии и замечательный организатор миллионов борцов за социализм изо дня в день показывает и доказывает эту истину на опыте».
М.И. Ульянова умерла от кровоизлияния в мозг в 1937 г.
Мария Ильинична Ульянова / Сост. З.Д. Блисковский, В.А. Сайтов, С.И. Соколов. Москва: Правда, 1978.288 с., ил. 20,5x13,4
Кунецкая Людмила Ивановна, Маштакова Клара Александровна. Мария Ульянова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Молодая гвардия, 1990.317, [3] с., ил. 19,8x12,8. (Жизнь замечательных людей. Сер, биогр. Вып. 592).