Между делом. Опыты и развлечения для детей старшего возраста (1925 год) Физика на каждом шагу (1936 год) Живая математика: Математические рассказы и головоломки (1947 год)
Яков Перельман
«Прошел курс учения, не оставаясь на второй год ни в одном из классов. Обстановка, окружавшая с самого раннего детства Перельмана, благоприятствовала его правильному развитию. Мать Перельмана - учительница по профессии, вполне знакома с правильными приемами начального обучения, умелою рукою направляла первые шаги своего сына на школьном пути, укоренив в нем очень рано твердое сознание необходимости труженической жизни. При таких условиях Перельману, одаренному отличными способностями, нетрудно было проходить курс учения средней школы. Отличаясь примерным трудолюбием и образцовой дисциплиной в отношении к своим ученическим обязанностям, Перельман всегда был в числе самых лучших учеников по успехам. Характером Перельман отличался весьма спокойным, ровным и тихим... За последние два года Перельманом прочитано значительное количество книг, из коих две трети научного содержания. По своему умственному развитию Перельман выделяется из среды своих товарищей» - такую характеристику дал в 1901 г. В. Я. Кудрявцев, учитель истории и инспектор Белостокского реального училища Якову Перельману.
Яков Исидорович Перельман (1882-1942) родился в Белостоке Гродненской губернии в семье счетовода и школьной учительницы.
После смерти отца в 1883 г. о нем и старшем брате заботилась мать, знавшая французский и немецкий языки, она сама обучала сыновей, руководила их чтением. По составленному ею списку Яков брал книги в ученической и городской библиотеках, посещал читальню при книжном магазине «Общественная польза». Цитаты из прочитанного и собственные мысли он заносил в дневник «Прочитанное».
Большое влияние на Перельмана оказали преподаватели училища - математик Е. Н. Бунимович и физик А. А. Мазлумов, оба окончившие Петербургский университет.
Сохранилась история, как Бунимович привел учеников на Александровскую улицу, где задал им вопрос - как измерить высоту подвеса уличного фонаря.
- Очень просто! - воскликнул один из учеников. - Надо взять лестницу и рулетку...
- Браво! - воскликнул учитель. - Стало быть, и к Луне тоже будем приставлять стремянку? - И продемонстрировал, как с помощью двух картонных прямоугольников и спички можно измерить высоту или удаленность любого предмета.
Учитель физики не отставал от коллеги и с упоением реконструировал старинные физические опыты. Например, влияние электрического тока на магнитную стрелку компаса демонстрировалось с помощью эксперимента датского физика Ганса Эрстеда (1777-1851). Закон механических колебаний объяснялся с помощью фигуры Хладни (при помощи стеклянной пластинки, горсти песка и смычка). Восстанавливались опыты Ньютона, Армана Физо, Отто фон Герике (в гимнастическом зале роли лошадей, разрывавших медные полушария, из которых предварительно выкачали воздух, исполнили 30 реалистов) и др.
Позже Я. И. Перельман сам широко использовал старинные трактаты. Например, в послесловии к «Живой математике» он указывает два труда, содержащих занимательные задачи, - сочинения Баше-де-Мезирьяка (1581-1638) 1612 г. и Озанама (1640-1718). В той же книге Я. И. Перельман приводит под номером 131 «Задачу Бенедиктова»: «Многие любители русской литературы не подозревают, что поэт В. Г. Бенедиктов (1807-1873) является автором первого на русском языке сборника математических головоломок. Сборник этот не был издан; он остался в виде рукописи и был разыскан лишь в 1924 г. Я имел возможность ознакомиться с этой рукописью и даже установил на основании одной из головоломок год, когда она была составлена: 1869 (на рукописи год не обозначен). Предлагаемая далее задача, обработанная поэтом в беллетристической форме, заимствована мною из этого сборника». В послесловии к «Живой математике» 1947 г. автор подробно описывает структуру труда В. Г. Бенедиктова.
Первая публикация Перельмана состоялась в 1899 г. в «Гродненских губернских ведомостях» - «По поводу ожидаемого огненного дождя» - научно обоснованное опровержение книги «магистра Махина» о конце света. Реалистам запрещалось печататься в прессе. И Перельман написал статью в тайне от всех. При этом он пользовался трудами К. Фламмариона, Г. Клейна, А. Гумбольдта и Дж. Скиапарелли. Вскоре пришло письмо о том, что статья принята к печати: «Наборщики благодарят Вас, господин Я. П., за необыкновенно четкий почерк. Причитающийся Вам гонорар в сумме 7 руб. 31 коп. серебром будет переведен по напечатании Вашей статьи».
В 1901 г., поступив в Императорский Лесной институт, Перельман начал сотрудничать с журналом «Природа и люди», в котором публиковался его старший брат Осип (также обучавшийся в Лесном институте), а в 1904 г. стал ответственным секретарем издания.
Дипломная работа Перельмана называлась «Старорусский казенный лесопильный завод. Его оборудование и работа». По результатам защиты было постановлено «отгектографиро- вать описание завода, составленное студентом Я. Перельманом, для рассылки оного описания с приложением чертежей всем казенным лесопильным заведениям империи в качестве образца тщательной разработки, пригодной для практических надобностей».
В 1909 г. «ученый лесовод I разряда» получил несколько заманчивых предложений: должность главного лесоустроителя в Старом Осколе в имении миллионера Кочубея, пост управляющего дубовыми лесами в Чернигове™ Но Перельман остался верен журналистике.
Лишь в 1916 г. он применил профессиональные знания: на Особом совещании по топливу, изучив плачевные дела дровяного отопления Петрограда, он предложил перевести стрелку часов на час вперед, чтобы сэкономить дефицитное топливо. Что и было реализовано.
В 1913 г. началась переписка с К. Э. Циолковским (1857-1935). В 1914 и 1917 гг. в еженедельнике «Природа и люди» благодаря Перельману появились работы будущего авиаконструктора «Без тяжести» и «Вне Земли».
Сотрудничая в журналах, что было строго запрещено уставом института, Перельман использовал множество псевдонимов: «Я. П.»; «Я. Л-ой»; «Я. Лес-ной»; «Я. Лесной»; «П. Сильвестров» (от латинского «сильвеструм» - лесной); «Цифиркин»; «П. Рельман», «-я» и др.
В редакции журнала «Природа и люди» Перельман проработал 17 лет, опубликовав более 500 материалов. Ему же принадлежит идея выпуска бесплатного приложения - сборника «Мир приключений», куда вошли лучшие зарубежные произведения мастеров приключенческого, научно-фантастического и детективного жанров. (Кстати, именно Перельман изобрел определение «научно-фантастический» - так он охарактеризовал написанную им в 1914 г. дополнительную главу к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну» - «Завтрак в невесомой кухне».) Перельман сам, владея пятью языками, отбирал произведения для сборника, некоторые сам переводил.
Первую книгу - «Занимательная физика» - он начал создавать в 1908 г., отбирая для нее свои публикации в журналах. В ноябре 1910 г. рукопись легла на стол издателя П. П. Сой- кина (1862-1938). Весной 1912 г. издатель курьером вызвал автора для подписания договоров. Гонорар составил 200 рублей. В 1913 г. книга увидела свет, и тут же потребовались дополнительные тиражи. В одной из первых рецензий отмечалось, что книга представляет «удивительно интересный подбор задач, вопросов и парадоксов из всех отделов физики, чтение которых служит прекрасным умственным развлечением и может побудить к серьезному изучению физики... Не боясь впасть в преувеличение, скажем, что после друга нашего далекого детства - чудесной книги Гастона Тиссандье “Научные развлечения”, это первая книга, которая читается с таким же неослабевающим интересом и дает такую же (если не большую) массу материала для размышлений над вопросами, которые лишь кажутся “общеизвестными” и к которым так оригинально, так своеобразно подошел талантливый автор».
Условия контракта были пересмотрены, и в 1916 г. вышло второе издание, уже в двух частях. Каждые год-полтора появлялось новое переиздание, вновь дополненное. И все равно спрос оставался неудовлетворенным. В 1934 г. вышло последнее прижизненное 13-е издание (в 1981 г. - 21-е).
В 1935 г. в Ленинграде по инициативе Перельмана открылся «Дом занимательной науки». За шесть лет существования музей, на экспонатах которого висели таблички с надписью «Трогайте!», посетили полмиллиона человек.
В написанной в 1939 г. статье «Что такое занимательная наука» Перельман изложил теоретические основы свой популяризаторской деятельности: «То, что живо занимало нас, когда нам “были новы все впечатления бытия”, перестает привлекать внимание, становясь привычным... Привычка угашает интерес; на явлениях, совершающихся вокруг нас поминутно, трудно даже сосредоточить внимание. Находить в старом новое - удел гения™ В падении яблока Ньютон усмотрел предмет для глубоких размышлений, приведших к открытию мирового закона. Но сколько людей видят падающие вещи, ничуть не задумываясь над этим явлением™ Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, надо показать их в новом свете, раскрыть незнакомые стороны... Подобный подход составляет отличительную особенность того направления в популяризации знаний, которое носит название “занимательной науки”».
Перельман называет имена академика A. Е. Ферсмана, профессора А. В. Цингера, B. В. Рюмина, В. И. Прянишникова, В. Н. Лебедева и др., и в том числе себя, замечая, что произведения этих авторов «успели распространиться в Союзе в количестве более 2 000 000 экземпляров. В библиотеках Домов культуры и крупных заводов книги серии занимательной науки имеются нередко в сотне экземпляров, и тем не менее они не стоят на полке: их всегда читают, на них ведется длинная запись в очередь». В другой статье он отмечал: «Издавать общедоступную книгу в количестве 10-20 тысяч экземпляров при нашей огромной читательской аудитории почти все равно, что не печатать книги вовсе. Надо заботиться не только о создании хорошей книги, но и о том, чтобы она печаталась большим тиражом и достаточно часто переиздавалась».
С 1918 по 1973 гг. книги Перельмана только в Советском Союзе издавались 449 раз, их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров; он автор более тысячи статей, 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.
Трудовая биография Я. И. Перельмана была столь же разнообразной и увлекательной, как его книги. Он работал инспектором отдела Единой трудовой школы Наркомпроса РСФСР, где составлял новые учебные программы и писал учебники, редактировал им же создан
ный первый советский научно-популярный журнал «В мастерской природы», принимал участие в «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, работал в отделе науки ленинградской «Красной газеты», был членом редколлегии журналов «Наука и техника», «Педагогическая мысль» и членом правления издательства «Время», заведовал в ЛенГИРДе (Группа изучения реактивного движения) отделом пропаганды, разрабатывал проект первой советской противоградовой ракеты, работал в ленинградском отделе издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».
Не обладая никакими званиями и степенями, он именовался многочисленными поклонниками «профессором Перельманом». Его библиотека включала более 10 тысяч томов на нескольких языках: труды классиков науки, ее популяризаторов, беллетристов, комплекты журналов. Среди раритетов: «Арифметика» Л. Ф. Магницкого (1703), первые русские учебники по математике и физике. Несколько шкафов занимали библиографические карточки и вырезки из разных изданий.
Яков Исидорович Перельман и его жена, врач Анна Давидовна Каминская-Перельман, скончались в 1942 г. в блокадном Ленинграде от истощения.
Перельман Яков Исидорович (1882-1942)
Физика на каждом шагу. С 109 рис. Ю. Д. Скалдина. 3-е изд., доп. М.: Изд-во детской литературы, 1936. 278 с., ил. 20x13,5 см. Тираж 20 000 экз.
Между делом: Опыты и развлечения для детей старшего возраста. М.; Л.: Радуга, 1925. 95 с., ил. 20х15 см. Тираж 10 000 экз.
Живая математика: Математические рассказы и головоломки. 3-е изд, стереот. М.; Л.: ОГИЗ; Гос. изд-во технико-теоретич. л-ры, 1947. 184 с., ил. 20х13,2 см.
Занимательная физика: Парадоксы, головоломки, задачи, опыты, замысловатые вопросы и рассказы из области физики. Кн. 2 / Под ред. проф. А. Б. Млодзеевского. 14-е изд. М.; Л.: ОГИЗ; Гос. изд-во технико-теоретич. л-ры, 1947. 288 с., ил. 20х13,2 см.
Занимательная механика / Под ред. проф. И. Я. Штаермана. 5-е изд., испр. М.; Л.: ОГИЗ; Гос. изд-во технико-теоретич. л-ры, 1948. 172 с., ил. 20х13,2 см. Тираж 100 000 экз.