На нынешнюю войну (1855 год)
Пётр Боклевский
Рисовальщик, живописец и литограф П.М. Боклевский по праву считается одним из лучших русских книжных графиков второй половины XIX века. Своё призвание он нашёл не сразу. Понадобились шесть лет учёбы на юридическом факультете Московского университета, прежде чем Боклевский сделал свой окончательный выбор между служебной карьерой и искусством: в начале 1840 годов он стал брать уроки живописи у А.Е. Егорова, какое-то время посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств, занимался в студии К.П. Брюллова. Затем было предпринятое ради усовершенствования художнических навыков путешествие по Европе: сеансы в школе Латура и Видаля в Париже, работа на пленэре в Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Франции. Собственно после возвращения на родину и начался путь Боклевского как профессионального художника. Выполненные им рисунки стали помещать на своих страницах популярные иллюстрированные издания. Появились частные заказы - портреты. Однако подлинную известность Боклевскому принесли иллюстрации к произведениям А.Н. Островского, И.С. Тургенева, П.И. Мельникова-Печерского, Ф.М. Достоевского. Самая знаменитая его работа - неоднократно переиздававшаяся серия рисунков «Гоголевские типы из "Мёртвых душ"». И мало кто вспоминает, что первой самостоятельной книгой художника стал опубликованный в 1855 году альбом политических карикатур «На нынешнюю войну».
«Нынешняя война» - это Восточная война 1853 - 1856 годов, более известная как Крымская кампания. Начатая Россией против Турции за господство на Ближнем Востоке (в частности, за присутствие Православной церкви на Святой земле), она вскоре переросла в общеевропейский конфликт, где на стороне Порты выступили Англия, Франция и Сардинское королевство. Её основные события - вступление русских войск в Молдавию и Валахию, победы русского оружия на Кавказе, уничтожение турецкого флота при Синопе, блокада англо-французским флотом Балтийского моря, высадка союзной армии в Крыму, осада и падение Севастополя, последовавшее за этим прекращение боевых действий и, наконец, Парижский мир 1856 года, закрепивший победу антироссийской коалиции.
Альбом Боклевского появился в продаже в апреле 1855 года. Шёл двадцать третий месяц войны. Уже полгода продолжалась оборона Севастополя, и с каждой неделей положение города становилось всё более безнадёжным. Счёт российским потерям уже давно перевалил за сто тысяч убитыми и ранеными. Но боевые действия продолжались, а потому в обществе следовало поддерживать боевой дух. Выполняя социальный заказ, художник использовал все доступные ему клише. Источником вдохновения для него, несомненно, послужили сати
рические картинки работы А.Г. Венецианова и И.И. Теребенева времён Отечественной войны 1812 года. На карикатурах Боклевского -чопорный премьер-министр Великобритании Генри Джон Темпл Пальмерстон, манерный император Франции Наполеон III, за ужимками которого грустно наблюдает его дядя,
Наполеон Великий, призванный напомнить врагам России, какая участь их ожидает. Этим нелепым фигурам противостоят русские богатыри-ополченцы, добрый молодец в зипуне и ядрёная баба, шваброй выметающая вражескую нечисть с родной земли. Под стать картинкам и подписи к ним:
Вот в воинственном азарте
Воевода Пальмерстон
Поражает Русь на карте
Указательным перстом.
Вдохновен его отвагой,
И Француз за ним туда ж
Машет дядюшкиной
шпагой И кричит: «Allons сourage!*
(«Смелее вперёд!» - фр.)
А в те же самые апрельские дни 1855 года в осаждённом Севастополе командир батареи на знаменитом четвёртом бастионе поручик граф Л. Толстой заканчивал свой очерк «Севастополь в декабре месяце 1854 года» - первый из цикла «Севастопольские рассказы», которым было суждено стать самыми известными свидетельствами о кровавых буднях той войны: «Человек четырнадцать матросов живо, весело, кто засовывая в карман трубку, кто дожёвывая сухарь, постукивая подкованными сапогами по платформе, подходят к пушке и заряжают её. Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого, скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, приложили ещё следы сознания своего достоинства, высокой мысли и чувства. Вдруг ужаснейший, потрясающий не одни ушные органы, но всё существо ваше, гул поражает вас так, что вы вздрагиваете всем телом. Вслед за тем вы слышите удаляющийся свист снаряда, и густой пороховой дым застилает вас, платформу и чёрные фигуры движущихся по ней матросов. По случаю этого нашего выстрела вы услышите различные толки матросов и увидите их одушевление и проявление чувства, которого вы не ожидали видеть, может быть, - это чувство злобы, мщения врагу, которое таится в душе каждого. «В самую амбразуру попало! Кажется, убило двух... вон понесли!» - услышите вы радостные восклицания».
«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого, считающиеся одной из вершин военной прозы всех времён и народов, - несомненно, самый значительный след Крымской кампании в мировой культуре.
А пропаганда? Она везде одинакова: в ту пору, как в книжных лавках Санкт-Петербурга и Москвы бойко торговали альбомом Боклевского, французские газеты и журналы публиковали карикатуры Альбера Адама с хлёсткими названиями, вроде: «Самец татарина обыкновенного и донской казак в Парижском зоологическом саду» или едкие шаржи великого Оноре Домье, такие как: «Северный русский медведь, самый невезучий из всех известных медведей».
Боклевский Пётр Михайлович (1816-1897)
На нынешнюю войну. Рисунки художника Боклевского. [Стихотворные подписи к рисункам П. Каратыгина и др.] Москва: [Литография Мартынова], 1855. 8 л. с иллюстрациями. В издательской обложке. 29х22 см. Редкое иллюстрированное издание. В книге К. Кузьминского «Художник-иллюстратор П.М. Боклевский, его жизнь и творчество» (Москва, 1910) о нём говорится: «Карикатурные рисунки Боклевского на патриотическую тему были изданы в 1855 году в виде альбома под заглавием «На нынешнюю войну». Альбом этот сейчас представляет величайшую библиографическую редкость. Состоит он из восьми литографий в лист очень хорошей работы. Рисунки иллюстрируют весьма распространённое в Крымскую кампанию стихотворение, начинающееся словами: «Вот в воинственном азарте воевода Пальмерстон...». Альбом на «Нынешнюю войну» имел огромный успех, особенно рисунок, изображавший Пальмерстона под сапогом русского солдата. По нему было изготовлено много пепельниц из фарфора и бронзы. Их и сейчас можно встретить в старинных домах и в лавках антикваров. Карикатуры эти очень понравились только что вступившему на престол императору Александру II, который наградил Боклевского бриллиантовым перстнем».