Литературный сборник (1849 год)
Обстоятельства появления на свет «Литературного сборника» - одна из печальных страниц в издательской деятельности Н.А. Некрасова. После запрета цензурой «Иллюстрированного альманаха», в начале 1848 года обещанного подписчикам в качестве бесплатного приложения к «Современнику» (см. настоящий выпуск Библиохроники), редакция журнала начала спешно готовить ему замену. Советский историк литературы В.Е. Евгеньев-Максимов, работая в архивах, воссоздал хронику событий тех дней, которые, как мы теперь знаем, развивались следующим образом: «В конце 1848 года, под давлением непрекращающихся жалоб подписчиков, редакция «Современника» возбудила ходатайство о разрешении «издать «Новый иллюстрированный альманах», в который войдут статьи новые и некоторые из прежних, переделанные согласно с требованиями ныне существующей цензуры». На этот раз председатель цензурного комитета граф М.Н. Мусин-Пушкин признал ходатайство редакции «заслуживающим уважения», о чём и сообщил министру народного просвещения. Ответ министра гласил: «Я не нахожу препятствий к изданию на сей раз, только для исполнения принятого издательством перед подписчиками обязательства, «Альманаха», если все статьи оного будут одобрены в цензурном комитете и вновь составлены, а не те, которые помещались в прежде предполагаемом альманахе». Редакция журнала поспешила использовать это разрешение, и в начале 1849 года вышел особый "Литературный сборник"».
Сшитый на скорую руку из случайного подручного материала, «Литературный сборник» по своему составу значительно уступал «Иллюстрированному альманаху»: драма В.А. Соллогуба, рассказ А.В. Станкевича и сказка М.А. Гамазова откровенно проигрывали произведениям Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, А.Н. Майкова, И.И. Панаева, А.В. Дружинина. Однако и в «Литературном сборнике» имелась своя жемчужина, свой маленький шедевр -на его страницах впервые был опубликован «Сон Обломова» И.А. Гончарова: «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!.. Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов, нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. Да и зачем оно, дикое и грандиозное?.. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Небо там, кажется, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод... Измученное волнениями или незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот уголок и жить никому не ведомым счастьем. Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
Не ограничивая себя художественной прозой, редакторы «Литературного сборника» поместили в него «Трактат о физиогномике», скомпилированный из работ ведущих учёных-физиономистов того времени. Читателям предлагалось популярное изложение основных положений некогда весьма популярной науки: «После погоды и свежих новостей нет у нас предмета, который бы чаще наполнял собою общественные разговоры, как свойства людей, их характер, чувства и страсти, словом, всё, что составляет внутреннего человека... Человеческий разум давно обратил в науку познание внутреннего человека не только по чертам лица, но по всему, что составляет его внешность: по голосу, движениям, положению тела. Эта наука - физиогномика». Помимо самых необходимых, с точки зрения физиономиста, сведений о строении человека («голова, составляя верхнюю оконечность человеческого тела, укреплена на позвоночном столбе»), трактат содержал практические наставления, следуя которым любой обыватель мог проникнуть во внутренний мир другого человека: «Лоб прямолинейный, сверху наклонённый назад, есть верный признак ума неглубокого, но сметливого и характера беспокойного... Дугообразные брови соответствуют женской скромности и простодушию, почти прямолинейные - характеру мужественному и сильному... Глаза большие, открытые, блестящие, быстро подвижные, доказывают проницательность, вкус, щеголеватость и любовь к женщинам... Маленькие, вздёрнутые носы означают насмешливость и заносчивость, а носы с широким и вздёрнутым концом служат признаком природы страстной. Мясистые губы всегда означают расположение к лености и чувственности, прикусанные и резко обрисованные - робость и скупость».
Изобразительный ряд издания составили не вошедшие в «Иллюстрированный альманах» гравюры Е.Е. Бернардского с оригиналов А.А. Агина и М.Л. Неваховича. Однако, как отмечал ещё Н.П. Смирнов-Сокольский, механически перенесённые из одного издания в другое, они выглядели «обезличенными картинками».
Приступая к работе над «Литературным сборником», издававшие «Современник» Н.А. Некрасов и И.И. Панаев надеялись, что если его появление и не привлечёт новых подписчиков, то, по крайней мере, сохранит старых. Их расчёты не оправдались. В.Е. Евгеньев-Максимов пишет: «Появление «Литературного сборника», быть может, отчасти поддержало подписку на 1849 год, но спасти её отнюдь не могло: вместо 3100 подписчиков в 1848 году, в 1849-м подписались только 2400».
Рождённый в муках, раньше срока, в силу одной лишь необходимости, «Литературный сборник», тем не менее, занял своё весьма достойное место в истории русской литературы. В библиофильской среде обладание им считается большой удачей.
Литературный сборник с иллюстрациями. Издан редакцией «Современника». Санкт-Петербург: В типографии Эдуарда Праца, 1849. [4], 276 с. с иллюстрациями, 12 л. иллюстраций. В цельнокожаном переплёте конца ХХ века с сохранением задней издательской печатной обложки. На корешке - золототиснёные заглавие, элементы растительного узора и суперэкслибрис: «А. и С. В.» - «Алексей и Сергей Венгеровы». Золототиснёная подвёртка. Форзацы цветной печати с растительным узором. 24,5x15,5 см.