Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Нечаянные встречи (1947 год)

Нечаянные встречи (1947 год)

Виталий Бианки

В книге мемуаров «В лаборатории редактора» Л. К. Чуковская (1907-1996) вспоминала, как Виталий Бианки (1894-1959) впервые пришел в редакцию к С. Я. Маршаку (1887-1964) со стихами: «Это были стихи в прозе - длинные, туманные, символические. Они Маршаку не понравились. Но автора упустить он не хотел. Он знал, что В. Бианки - охотник, что отец его - орнитолог. Он предложил молодому литератору поделиться с детьми своим зоологоохотничьим опытом, и В. Бианки написал свои первые книги: «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Лесные домишки»». Тогда же Маршак доверил Бианки вести в журнале «Новый Робинзон» из номера в номер «Лесную газету», которая вскоре вышла отдельным изданием и принесла автору славу.

Писатель Виталий Валентинович Бианки родился в семье обрусевшего итальянца Валентина Львовича Бианки (1857-1920), ученого- орнитолога. Несмотря на склонность к зоологии В. Л. Бианки окончил Военно-медицинскую академию, получив в 1883 г. звание лекаря. В 1887 г. Бианки стал ученым-хранителем энтомологического отделения Зоологического музея Академии наук в Санкт-Петербурге, где изучал преимущественно бабочек и жуков. В 1896 г., в возрасте 38 лет он был избран физико-математическим отделением Академии наук на должность старшего зоолога. С этого момента и до своей смерти В. Л. Бианки руководил орнитологическим отделением Зоологического музея Академии наук.

Квартира ученого находилась прямо напротив музея, и Виталий Бианки с двумя братьями часто посещали его, изучая чучела животных со всего земного шара. Дома же жили кошки, собаки, ежики, был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами, змеями. Летом семья уезжала в деревню Лебяжье. Здесь пятилетний Виталий изучал природу в лесных окрестностях: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И - самое главное - с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

В семье Бианки выписывали и внимательно изучали «Бюллетень природы», который каждую весну публиковал в петербургских газетах профессор Лесного института Д. Н. Кайгоро- дов (1846-1924) - популяризатор, автор книг «Беседы о русском лесе» (1880), «Собиратель грибов» (1888), «Из царства пернатых» (1893), «Наши весенние бабочки» (1910), «Наши весенние цветы» (1911). Д. Н. Кайгородов - первый русский ученый, организовавший в России массовые наблюдения любителей-добровольцев за сменой сезонных явлений и создавший «Дневники петербургской весенней и осенней природы». Именно они стали прообразом будущей «Лесной газеты» Бианки.

Виталий Бианки окончил гимназию, учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

После нескольких научных экспедиций по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану Бианки в 1917 г. переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. Здесь он постоянно делал записи, фиксируя наблюдения за природой. К моменту переезда в Петроград «целые тома записок, - вспоминал писатель, - лежали мертвым грузом у меня на душе. В них - как в Зоологическом музее - было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить».

В 1922 г. в Петрограде он вошел в литературный кружок, где собирались «детские» писатели К. Чуковский, Б. Житков, С. Маршак. Бианки прочел некоторые из своих записей, и вскоре в журнале для детей «Воробей» появился его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», в 1923 г. вышла первая книга «Чей нос лучше». В 1928 г. - «Лесная газета», выдержавшая с тех пор более десяти переизданий.

В 1920-х гг. в советский обиход вошли новые слова: «рабкор», «селькор», «юнкор», появились массовые газеты для детей, и вместе с ними новое слово - «деткор». Перед советскими писателями-«деткорами» встала задача - в противовес дореволюционным изданиям о зарубежной экзотической природе создать литературу о родном крае. «Первопроходцами» краеведческой книги стали «Колобок» М. Пришвина (1908) и «Дерсу-Узала» В. Арсеньева (1923). Этот путь продолжал В. Бианки: «Выбирай, какой край тебе по душе, - писал он в “Лесной газете”. - И куда бы ты ни заехал, где бы ни поселился - всюду ждет тебя своя красота и свое дело: исследовать, открывать новые красоты и богатства нашей земли и строить на ней новую, лучшую жизнь».

В 1926-1929 гг. Бианки жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 г. вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца он не призывался в армию, уехал в эвакуацию на Урал, после войны снова приехал в Ленинград.

Более 35 лет Виталий Бианки посвятил созданию литературы для детей: свыше 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей, общий тираж его произведений, переведенных на многие языки мира, - более 40 миллионов экземпляров.

Особенной популярность пользовались рассказы «Первая охота» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937), повести «Одинец» (1928), «Карабаш» (1926), тематические циклы «Мышонок Пик» (1926), «Синичкин календарь» (1945) и др.

В последние годы жизни у Виталия Валентиновича полностью парализовало ноги и частично руки. Однако он по-прежнему проводил заседания редколлегии журнала «Вести из леса», создавал сценарии для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе.

Сборник рассказов «Нечаянные встречи», вышедший в 1947 г., оформлен художником Николаем Ивановичем Костровым (1901-1996). Живописец, график, член Санкт-Петербургского Союза художников, Н. И. Костров учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Ленинграде. Вместе с ним в 1926 г. «выпустились» Ю. А. Васнецов (19001973), В. И. Курдов (1905-1989), Е. И. Чарушин (1901-1965) и др.

Произведения Н. И. Кострова находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Германии, Франции и других стран. Более 50 его работ хранится в Кировском областном художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых.

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым, - замечал В. В. Бианки. - А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

На сборнике, включившем циклы «Нехожеными тропами», «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине», имеется запись на форзаце: «Дорогим Розе Григорьевне и Мурочке Витя Бианки от всего сердца, в которое Вы впрыскивали морфий. 5. Х. 1947 г. Ленинград». 


Бианки, Виталий Валентинович (1894-1959)

Нечаянные встречи: Рассказы. Рис. Н. Кострова. М.; Л.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1947. 177 с., ил. 20х13 см. 30 000 экз..

Previous Article Заяц-сторож. Сказка (1947 год)
Next Article Имена русских людей на карте мира (1948 год)
Print
1656 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top