Заяц-сторож. Сказка (1947 год)
Георгий Ландау
«Третьим в нашей компании был Сандерс - человек, у которого хватило энергии только на то, чтобы родиться, и совершенно ее не хватало, чтобы продолжать жить. Его нельзя было назвать ленивым™ как нельзя назвать ленивыми часы, которые идут, но в то же время регулярно отстают каждый час на двадцать минут.
Я полагаю, что хотя ему в действительности и 26 лет, но он тянул эти годы лет сорок, потому что так нудно влачиться по жизненной дороге можно, только отставая на двадцать минут в час.
От слова до слова он делал промежутки, в которые мы успевали поговорить друг с другом a part, а между двумя фразами мы отыскивали номер в гостинице, умывались и, приведя себя в порядок, спускались к обеду.
Однажды я сказал ему с упреком:
- Знаете что? Вы даже ходите и работаете из-за лени.
- Как?
- Потому что вам лень лежать.
Он задумчиво возразил:
- Это пара...
Я побежал к себе в номер, взял папиросу и, вернувшись, заметил, что не опоздал:
- ...докс, - закончил он».
Под именем Сандерс скрывался Георгий Александрович Ландау (1883-1974), писатель, драматург, переводчик. В 1911 г. писатель-юморист А. Т. Аверченко (1881-1925), возглавлявший тогда журнал «Сатирикон», пригласил в путешествие по Западной Европе художников А. А. Радакова (1877-1942), Ре-Ми (Н. В. Ремизов, 1887-1975) и Г. А. Ландау. Они побывали в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, Испании, Португалии, заезжали на Капри к Горькому. В результате появилась книга «Экспедиция в Западную Европу» (1914), в которой все участники выведены под вымышленным именами.
Георгий Александрович Ландау родился в семье земского врача. В 1908 г. окончил Инженерное училище в Москве. Первые рассказ «Воспоминания дрянного мальчишки» появился в «Сатириконе» в 1910 г. и очень понравился А. Аверченко, который пригласил молодого автора работать в журнале. В 1913 г. Ландау стал секретарем редакции «Нового Сатирикона», его несколько небольших книжек вышло в серии библиотеки журнала. До 1917 г. его юмористические рассказы печатались в различных периодических изданиях.
Неприятие редакцией Советской власти привело к закрытию журнала и эмиграции А. Т. Аверченко. Ландау, в отличие от многих сотрудников «Нового Сатирикона», остался в Советской России и выжил благодаря специальности инженера путей сообщения.
В 1930-е гг. о Г. Ландау вспомнил один из самых популярных советских журналистов М. Е. Кольцов (1898-1940), создатель журналов «Огонек», «Крокодил», «Чудак» и т. д. В 1934 г. он пригласил писателя в журнал «Крокодил», что немедленно открыло перед Ландау двери других редакций.
В 1960-х гг. Георгия Ландау приняли в Союз писателей - как драматурга, так как он был автором пьес для кукольных театров (в частности, С. В. Образцова). Г. А. Ландау - автор мемуаров и научно-популярных книг («Мускулы человечества. Чугун, железо, сталь», 1927), переводчик с английского (УДж. Локк «Где любовь», 1916; С. Ликок «Смешные рассказы», 1935).
В 1947 г. увидела свет сказка «Заяц-сторож», написанная Ландау и оформленная художником Дмитрием Стахиевичем Моором (1883-1946), - совместный проект издательства «Советский график» и Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства («Всекохудожник»).
Дмитрий Стахиевич Орлов (Моор), график- сатирик, родился в Новочеркасске в семье горного инженера. В 1889 г. семья переехала в Москву. Окончив гимназию, Дмитрий поступил в Московский университет. С 1908 г. начал публиковать карикатуры в журналах и газетах («Будильник», «Русское слово», «Утро России» и др.).
В 1910 г. художник обучался в студии П. И. Келина (1874-1946), входил в объединение «Октябрь», являлся председателем Объединения работников революционного плаката.
Первоначально Дмитрий Орлов подписывал работы псевдонимом «Дор», потом «Мор». В результате под влиянием шиллеровского Карла Моора из драмы «Разбойники» появился псевдоним Моор.
Один из основоположников советской политической графики, карикатурист, иллюстратор, плакатист, педагог, теоретик искусства, Д. С. Моор в юности испытал сильнейшее влияние графики немецкого журнала «Simplicis-simus» («Симплициссимус»). Он работал над рекламой к кинофильмам, сотрудничал в «Окнах РОСТА» с В. Маяковским, И. Малютиным и др., расписывал агитпоезда. Моор - автор плаката «Помоги» (1921-1922), призывающего поддержать жертв голода в Поволжье.
В 1920-1930-х гг. художник работал в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде» и других крупнейших газетах и журналах. В 1922 г. участвовал в организации журнала «Крокодил», но его любимым детищем стал журнал «Безбожник у станка», которым он руководил до 1928 г. Первый номер появился в 1923 г.
Как художник книги Моор оформлял рассказы, стихи, романы, повести. Он лично работал над макетом, шрифтом, считая, что «книга должна иметь удобный портативный формат и такое оформление, которое способствовало бы наилучшему освоению ее содержания». Среди его работ - иллюстрации к рассказу А. Серафимовича «Бунт» (1924), рассказу Г. Успенского «Власть земли» (1929), в 1930-х гг. он оформил «Веселые рассказы из священной истории» А. Логинова, «Богословский словарь» П. Гольбаха, «Диспут» Г. Гейне, выполнил цикл иллюстраций к «Слову о полку Игореве» и поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Среди учеников заслуженного деятеля искусств РСФСР, преподавателя ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, Московского полиграфического института и др. - А. М. Каневский (1898-1976), Б. И. Пророков (1911-1972), В. Н. Горяев (19101982) и др.
Редактором сказки «Заяц-сторож» выступил Осип Мартынович Бескин (1892-1969), критик и публицист, постоянный автор периодических изданий «Революция и культура», «Советское искусство», «Красная печать», «Читатель и писатель» и др. В год выхода книги он являлся членом СП СССР, членом правления и президиума оргкомитета Союза художников СССР, членом правления МОСХ. Владимир Маяковский называл его «Мелким Бескиным», а А. И. Солженицын вывел в рассказе «Настенька», главная героиня которого «шла читать инструктивные материалы Соцвоса, особенно статьи Осипа Мартыновича Бескина, и сердце падало: что художник в своем творчестве не может положиться на интуицию, а обязан свое восприятие контролировать сознанием класса. И: что так называемая “душевность” есть замусоленная русопятская формула, она и лежала на Руси в основе кабальной патриархальности.
А душевности! - душевности больше всего и хотелось!»
Ландау, Георгий Александрович (1883-1974)
Заяц-сторож: Сказка. Рис. Д. С. Моора; ред. О. Бескин. М.: Сов. график, Всекохудожник, 1947. [18]с. 20х25 см. Тираж 20 000 экз.