Не прямо в глаз, а в самую бровь (1790 год)
Николай Осипов
Всякий имеет неоспоримое право быть смешным, слепым и глупым. И всякий имеет такое же неоспоримое право смеяться тому, что для него кажется смешно и глупо, лишь бы то было только «не прямо в глаз, а в самую бровь». Ежели паче чаяния, кому сие маранье будет не по вкусу, тот имеет такое же точно право, заплативши за сии листы деньги, употребить их куда изволит, то есть: под пироги, на обёртку, на завивание волос, на раскуривание трубки и прочее тому подобное, по его собственному благорассмотрению. Ежели же кто найдёт тут истинное своё изображение, того прошу покорно на меня не гневаться: я писал, не целя ни на кого, но так, чтобы то было никому не завидно». Этими словами открывается сборник «Не прямо в глаз, а в самую бровь», составленный из сочинений Н. П. Осипова - писателя, считавшего себя сатириком, но при этом стремившегося никого не обидеть.
Николай Петрович родился, по его собственным словам, «от отца приказной службы», детство провёл в родительском доме, затем учился в пансионе, а в возрасте восемнадцати лет поступил солдатом в Измайловский гренадерский полк, где познакомился и подружился с будущим известным архитектором и писателем Н. А. Львовым. В марте-июле 1771 они вместе выпускали рукописный журнал «Труды разумных общников», большую часть которого составляли экзерсисы уже тогда бредившего литературой Осипова. Как и многие его товарищи, Осипов ради офицерского чина перешёл из гвардейского полка в армейский, но терпения и здоровья ему хватило лишь на семь лет, а потому в 1780 году он оставил военную службу.
Какое-то время отставной поручик жил литературными заработками: он много переводил, а не забывший старого приятеля Львов помогал ему с заказами и всячески покровительствовал. Служебной и литературной карьере Осипова помог неожиданный случай: в 1790 году его вызвали на допрос по делу А. Н. Радищева в связи с якобы готовившимся немецким изданием «Путешествия из Петербурга в Москву». Итогом дознания оказалось зачисление сумевшего понравиться подозреваемого на должность переводчика в Главное почтовое управление. Вскоре он получил чин титулярного советника, а в 1796 году поступил в штат Тайной канцелярии, где к нему, судя по некоторым свидетельствам, благоволил её начальник -грозный С. И. Шешковский.
Последнее десятилетие жизни оказалось для Осипова наиболее плодотворным - именно в эти годы он выпустил большую часть своих книг, простое перечисление названий которых характеризует их сочинителя и составителя как человека любознательного и трудолюбивого: «Лакировщик, или Ясное и подробное наставление о заготовлении, составлении и употреблении разного рода спиртовых и масляных лаков для живописцев, иконописцев, гравировальщиков, маляров, каретников и табакерошников», «Любопытный домоводец», «Новейший и совершенный российский конный знаток, ездок, охотник, заводчик и коновал», «Новый и совершенный русский садовник», «Новый и полный российский хозяйственный винокур, пивовар, медовар, водочный мастер, квасник, уксусник и погребник». Наряду с этими хозяйственными наставлениями, «собранными из разных иностранных и российских записок», Осипов публиковал творения совсем иного рода: в них содержались карикатуры на современные автору моды, законы и литературу. Одним из первых таких изданий стал сборник «Не прямо в глаз, а в самую бровь», составленный из как бы сатирических зарисовок общественных нравов. Но сатира эта столь деликатна, что понимаешь: более всего сочинитель боялся попасть не в бровь, а всё-таки в глаз. Таковы, например, его рассуждения о том, что означает понятие «уметь жить» «в рассуждении должности, звания или состояния»:
«У придворных людей «уметь жить» означает ласкать, потакать и лгать самым искусным образом; смеяться тогда, когда на сердце скребут кошки; плакать, когда внутренне надрываешься от смеха; друга и злодея принимать не так, как должно и чувствует сердце, но так, как велит случай и время; быть всегда щедру в обещаниях, но весьма скупу и бережливу в исполнении оных. У знатных людей «уметь жить» разумеет презирать всех, не смотреть ни на кого, почитать всех себя ниже; занимать как можно больше, но платить долги почитать за порок и низость. У деловых людей, наблюдающих в точности законы правосудия, «уметь жить» значит брать искусным и неприметным образом подарки и заставлять молчать совесть, опровергая доводы её яснозвенящими доказательствами».
Мнивший себя сатириком переводчик Тайной канцелярии Н. П. Осипов умер в мае 1799 года, за неделю до рождения Пушкина. Его главное произведение - «ироикомическая» поэма «Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку», ещё четверть века пользовалась успехом у публики.
[Осипов Николай Петрович (1751-1799)]
Не прямо в глаз, а в самую бровь. В Санкт-Петербурге: Печатано в Императорской типографии, 1790. Ч.2: 192 с. Ч.1: 144 с. (При переплётных работах части поменяли местами.) Обе части в одном цельнокожаном переплёте времени издания. На корешке тиснёный растительный орнамент. Тройной красный обрез. 16,5х9,5 см. Внизу титульного л. первой (второй по расположению в конволюте) части надпись «орешковыми» чернилами: «Из книг Максима Бунина».
Бунин Максим Фёдорович - рязанский помещик; владелец села Денисовка (Дуроломовка) Ранненбургского уезда Рязанской губернии; дальний предок И. А. Бунина.