Новая Москва. Площади и магистрали (1938 год)
Иосиф Романовский
Книга И. Романовского «Новая Москва. Площади и магистрали» посвящена стремительно быстрым изменениям, произошедшим во внешнем облике столицы по истечении трёх с половиной лет с момента постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 июля 1935 года, утвердившего Генеральный план реконструкции Москвы: столицу планировалось расширить в юго-западном направлении и представить как статичный ансамбль, где диагональные проспекты устремлены к главному монументу города - дворцу Советов. Задача книги, как говорится во вступлении, - «показать, какой унаследовали мы Москву, как уже преобразилось лицо социалистической столицы и какими станут её магистрали и площади после реализации великого сталинского плана».
Сам текст и иллюстративный ряд построены по принципу «было-стало-будет»: одна глава в рисунках, схеме и цифрах раскрывает облик «старой» Москвы (это радиально-кольцевой город-крепость, который не располагает общественными пространствами для обеспечения транспортной сетью и зданиями выросшее до 2,5 млн население), другая - говорит о серьёзном подходе к проблеме разработки плана Москвы советской, который в итоге был утверждён быстро и «без особых обсуждений», а основная часть издания представлена подробными описаниями уже свершившихся и планирующихся преобразований по конкретным направлениям - центр, кольцевые и обходные магистрали, набережные, проспекты, радиальные магистрали...
Причём, в соответствии с заглавием книги, отдельные и подробные описания даны именно площадям и магистралям. Причина этого состоит в том, что одной из важнейших задач Генплана было установление прямой транспортной связи районов города между собой без необходимости проезда через центр. По этой же причине реконструируются существующие и создаются новые кольцевые и дополняющие их «обходные» дороги, начинается реконструкция одиннадцати крупнейших радиальных магистралей. Расширяющимся площадям в этом процессе была отведена важнейшая роль - они меняют постепенно свои очертания на более четкие и удобные для транспорта, на них устраиваются в отдельных местах стоянки для автомобилей.
Значительная доля фотографий, наглядно дополняющих описания, относится к конкретным видам столицы - до и после реконструкции, и даёт читателю возможность сравнения: Новый Крымский мост, Колхозная и Манежная площади, Охотный ряд, набережные Яузы и Москвы-реки, а также другие достопримечательности несопоставимы со своим прошлым и создают уже совсем иную атмосферу, нежели раньше.
Вот, например, старинная фотография «Набережная Москва-реки у Крымского моста до реконструкции»: у отвесных берегов тесно ютятся одноэтажные хибарки, узкая деревянная лестница уныло спускается в воду... Описанием к другой фотографии набережной 1938 года могут послужить непосредственно отрывки из текста книги: «исключительным дополнением к уличной сети являются набережные Москва-реки, Яузы и Водоотводного канала». Действительно, они одеваются в гранит, а сходы-лестницы, заканчивающиеся у самой воды причалами, располагаются на расстоянии 1 км друг от друга и «создают свободный доступ к реке с любого места набережных. Оформление сходов изменяется в зависимости от рельефа берегов, характера окружающей застройки, берегового пейзажа, ширины реки и проезжей части берега».
Особенно интересны перспективные проекты реконструкции, также нашедшие выражение в иллюстрациях. И здесь даже появляется возможность сравнения прошлого столицы с будущим. Например, на ещё одной старинной фотографии, «Старая Сухаревка», мы можем видеть башню и белое пятно торговых лотков, а пролистав несколько страниц - «Проект уличного тоннеля на Колхозной площади»: широкая дорогакак бы «ныряет» двумя рукавами под поверхность площади. Фотография же проекта театра на площади Маяковского имеет явное сходство с сегодняшним зданием театра Сатиры.
Великий план так и не был реализован до конца, но строительство, продолженное после войны, породило в итоге явление, которое принято называть сегодня сталинской Москвой. Несмотря на то, что стометровый монумент В. И. Ленина так и не был возведен и не было строительства Дворца советов, когда держишь в руках книгу - восхищаешься величием трудолюбия народа и его стремлением к яркому будущему. Москва будущего... В книге описывается её облик неоднократно: «Вскоре на улицах и площадях столицы появится ещё невиданная москвичам новинка - цветной асфальт. Некоторые из площадей будут покрыты целиком синим, зеленым, красным, голубым асфальтом». Или - «широкие и прямые улицы, обрамленные монументальными зданиями, залитые блестящим асфальтом, прорежут город во всех направлениях, связывая воедино все районы многомиллионного города. По ним будут мчаться бесконечные потоки автомобилей».
То ли сожаление, то ли великое удовлетворение может вызвать у наших современников то обстоятельство, что воплощение «размашистых» планов конца 30-х годов XX столетия оказались достаточно далекими от реальной действительности.
Мало того, что отсутствует «цветное асфальтовое покрытие» - это сказано просто для не окончательного расставания с чувством юмора - не реализованы принципиальные моменты: практически не изменена геометрия основных функционирующих магистралей в центре столицы (Мясницкая улица, Сретенка, Покровка и т.д. - ряд можно продолжать бесконечно). В дополнение к этим нерешённым проблемам следует добавить отсутствие у составителей более-менее обоснованного представления о грядущих изменениях (во всех отношениях) транспортных потоков в сотни и даже в тысячи раз; о соотношении общественного и личного транспорта; о необходимом числе стоянок, хотя бы примерном количестве возникающих там и сям учреждений и т.д. и т.п.
Наверное, хорошо, что задуманное не осуществилось, иначе бессмертная фраза «хотели как лучше, а получилось как всегда» легла бы в основу точки зрения современных москвичей. А может быть, эта «формула» всё же реализовалась?
Романовский Иосиф Семёнович
Новая Москва. Площади и магистрали. Москва: Московский рабочий, [1938]. 195 с. с иллюстрациями, планами. В коленкоровом переплёте. На верхней крышке декор слепого тиснения - 2 рамки, на внутренней рамке наклеен листок бумаги с заглавием. На корешке цветное тиснение - заглавие. Формат 15x21,5 см. Тираж 10 000 экз.