Описание в начале 1744 года явившейся кометы (1744 год)
Готфрид Гейнсиус
Автор «Описания в начале 1744 года явившейся кометы» - немецкий учёный Готфрид Гейнсиус, приглашённый в 1736 году в Петербург, в Императорскую Академию наук, для занятий математикой и астрономией. К этому времени Петербургская Академия располагала уже оборудованной в здании Кунсткамеры обсерваторией, во главе которой стоял её создатель -французский астроном и картограф Жозеф Николя Делиль (1688-1768). Именно ему европейские коллеги рекомендовали взять в помощники приват-доцента Лейпцигского университета Готфрида Гейнсиуса. Несмотря на широкое поле деятельности и большие возможности, предоставлявшиеся в России иностранным учёным, карьера молодого немецкого астронома сложилась не слишком благополучно. Получив в короткий срок звание и должность сначала экстраординарного, а затем ординарного профессора, он в 1743 году поссорился с Делилем и в конце мая 1744 года, когда была удовлетворена его просьба об отставке, вернулся в Лейпциг. Таким образом, наблюдение за кометой, впервые им замеченной 5 января 1744 года, явилось, по сути, последним научным занятием Гейнсиуса в качестве действительного члена Императорской Академии наук.
«Учинив» описание кометы вскоре после её исчезновения, Гейнсиус не имел достаточно времени для обстоятельного анализа полученных данных, да и задача его была другая - не исключительно научная, а в большей степени популяризаторская. Он откровенно признавался, что готовил материалы к публикации, «не смотря излишно на астрологическую строгость». К такой поспешности автора могли призывать разные обстоятельства. Не последнюю роль здесь, очевидно, играла сама комета. Видимая в хорошую погоду даже днём, она поражала наблюдателей яркостью, величиной и, самое главное, веерообразным хвостом, раскрывавшимся над линией горизонта шестью широкими лучами. Любуясь этим необыкновенным небесным явлением, современники в то же время не могли не тревожиться: ведь издавна появление комет связывали с грядущими катастрофами. С этой точки зрения публикация описания кометы, с присовокуплением рассуждений о её строении и свойствах, призвана была успокоить возбуждённые умы и перевести тему досужих разговоров о дурных предзнаменованиях в область научного познания Вселенной.
Собственно «описание» кометы представляет собой дневниковые записи, которые Гейнсиус делал ежедневно с 5 января, когда он заметил комету «чрез изрядную Григорианскую зрительную трубу», до 25 февраля, когда она покинула околоземную орбиту и стала невидима. Учёным фиксировались изменения размера, формы и цвета кометы, скорость её движения и траектория. Сначала, как писал Гейнсиус, «комета показалась как звезда второй величины, свет её и видимая величина прибывала. Она после того стала равна звезде первой величины, потом Пёсией звезде и, наконец, Венере, которую она напоследок светом и величиною превзошла, однако не живостию света».
Одна из самых подробных записей относится к 9 февраля, времени достижения кометой наибольшей величины и яркости: «В 6 часов в вечеру смотрели мы на комету сквозь Григорианскую зрительную трубу. Тело, которое сего дни много явственнее нежели вчера показалось, было, как и прежде, овальной фигуры, и свет его был почти таков же ясен, как свет Сатурна сквозь ту же трубу кажется, когда на него в тёмную ночь смотрят. Комета, напротив того, при светлой заре такова показалась. Светлый пар кометной атмосферы после вчерашнего очень переменился и показал себя много великолепнее, нежели когда прежде... Сию атмосферу окружал другой пар, который меньше света имел и фигурою был подобен ошейнику, однако так, что восточный конец выше стоял, нежели западный. Сему последовал третий пар, который имел слабейший свет, нежели второй, и по обеим сторонам наподобие столпов кверху подымался... При нарочито ясном лунном сиянии хвост кометы очень явственно видеть можно было. Он простирался в длину на 11 градусов и был внизу, у головы, очень светел, вверху, где он распространялся, имел слабейшее сияние. Он не протягивался больше по прямой линии, но казался крив так, что его выпуклистая сторона обращена была к Северному полюсу».
Следом за дневниковыми записями шли «некоторые рассуждения» о комете 1744 года, включавшие также общие положения о строении и законах движения комет. Кроме того, «на переди» книги было предложено «Сокращённое рассуждение о состоянии и свойствах всех комет, переведённое из Шамберовой цикло-педии», то есть выдержки из подготовленного английским лексикографом и издателем Эфраимом Чемберсом двухтомного энциклопедического словаря, впервые увидевшего свет в Лондоне в 1728 году. Все эти сопутствовавшие основному тексту материалы позволяли использовать «Описание в начале 1744 года явившейся кометы» как учебное пособие по астрономии. Здесь также были помещены схемы и таблицы, наглядно представлявшие звёздный путь кометы, а также рисунки с её изображениями, выполненные по заданию Гейнсиуса искусным живописцем. Впрочем, самый известный рисунок кометы 1744 года сделал не художник, а швейцарский астроном и физик Жан Филипп Шезо (1718-1751), именем которого шестихво-стая комета и была названа.
Своё сочинение Готфрид Гейнсиус написал на немецком языке, и только потом его перевели на русский язык, и хотя имя переводчика в изданиях XVIII века указывалось не всегда, здесь оно значилось - только не в титуле, а в конце книги: «Описание кометы, явившейся в начале 1744 года, с немецкого языка перевёл Императорской Академии Наук адъюнкт Ми-хайло Ломоносов». Вероятно, для Ломоносова эта работа входила в круг его служебных поручений: как член Академии, он должен был заниматься переводами трудов иностранных коллег, держать редактуру и корректуру научных сборников. Вместе с тем, именно с перевода сочинения Гейнсиуса началось астрономическое направление деятельности великого русского учёного, получившее наивысшее развитие в 1750-е годы.
Мальтийский крест под гербом графского рода Буксгевденов на суперэкслибрисе представляемого Библиохроникой экземпляра позволяет с большой долей вероятности предположить, что книга принадлежала Фёдору Фёдоровичу Буксгевдену (1750-1811). Получивший боевое крещение в турецком походе ещё кадетом, Буксгевден отличился при Бендерах и штурме Браилова, был приглашён адъютантом к генерал-фельдцейхмейстеру князю Г. Г. Орлову. В Польской кампании 1793-1794 годов командовал дивизией. После взятия Варшавы А. В. Суворов назначил его комендантом города и, по сути дела, поручил управление всей Польшей. После восшествия на престол Павла I стал петербургским военным губернатором, был возведён в графское достоинство, но в 1798 году уволен от службы и удалился в Германию. Призванный в Россию Александром I, стал председателем учрежденного в 1802 году комитета для уравнения городских повинностей. С 1809 года -вновь на военной службе с чином генерала от инфантерии, исполнял обязанности рижского военного губернатора. В 1805 году, находясь в армии М. И. Кутузова, принимал участие в Аустерлиц-ком сражении. В начале кампании 1806-1807 годов командовал корпусом, но по открытии военных действий был отозван из армии. После Тильзитского мира принял на себя главное начальство над армией и быстро укомплектовал её ратниками ополчения. В шведскую войну 1808 года являлся главнокомандующим: при нём крепость Свеаборг сдалась русским, а затем и вся Финляндия была очищена от шведских войск. Учитывая, что книга имеет экслибрис библиотеки I Кадетского корпуса, можно высказать предположение, что редкое издание по астрономии было передано туда Ф. Ф. Буксгевденом в 1798 году, вскоре после посвящения в рыцари мальтийского ордена, незадолго перед отъездом из России.
Впрочем, этот дар корпусной библиотеке мог быть сделан другим владельцем - бывшим кадетом Н. А. Всеволожским, чей экслибрис украшает оборотную сторону свободного листа переднего форзаца.
Гейнсиус [Гейнзиус] Готфрид (Heinsius Gottfried; 1709-1769)
Описание в начале 1744 года явившейся кометы купно с некоторыми учинёнными об ней рассуждениями чрез Готфрида Гейнсиуса, Императорской Академии Наук члена и профессора астрономии, при чём напереди предложено сокращённое рассуждение о состоянии и свойствах всех комет, переведённое из Шамберовой Циклопедии. [Перевод М. В. Ломоносова.] Санкт-Петербург: При Императорской Академии Наук. 1744, [2], 142 с. 4 л. иллюстраций, чертежей. В цельнокожаном переплёте конца XVIII века. На крышках переплёта тиснённый золотом суперэкслибрис с гербом рода Букксгевденов, графской короной и восьмиконечным мальтийским крестом. На корешке золототиснёный орнамент, в верхней части ярлык зелёной кожи с тиснённым золотом заглавием. Форзацы бумаги «павлинье перо». Тройной обрез красного накрапа. 25х19 см. На переднем форзаце экслибрис: «Библиотека I Кадетского Корпуса». На обороте свободного л. переднего форзаца экслибрис Н. А. Всеволожского - герб Всеволожских и надпись «Сельцо Молодое». Тираж 645 экземпляров. Экземпляр в прекрасной сохранности. Исключительная редкость.
Всеволожский Николай Алексеевич - отставной уланский офицер. После выхода в отставку в 1819 году, попытался провести реформу в одном из своих имений - селе Николо-Райское (Райское) Пензенской губернии, где построил «каменную деревню», в которой крестьяне отказались жить. История описана Н. С. Лесковым в статье «Загон» (1893).
Библиотека Первого кадетского корпуса существует с момента основания корпуса -1732 года. В ведомости о наличии книг за 1750 год значилось 2578 наименований. В 1909 году библиотека насчитывала 15 тысяч томов. Собиралась особая библиотека из печатных сочинений бывших кадетов. После революции 1917 года библиотека была переведена в Генеральный Штаб, а в дальнейшем разрознена: часть её, главным образом книги на русском языке и некоторые книги на иностранных языках, попала в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина (ныне - РГБ), многие ценные издания были отправлены в Военную академию им. М. В. Фрунзе, имеются экземпляры в Библиотеке Академии наук.