От замысла - к воплощению... Эскизы, рисунки, чертежи Ростислава Алексеева (2015)
Татьяна Алексеева, Ольга Наумова.
Крестный отец «каспийского монстра» - так можно было бы сказать про героя альбома «От замысла - к воплощению...». Выдающийся советский конструктор XX века Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980), создатель речных и морских судов на подводных крыльях и не превзойденного до сих пор технического шедевра - экранопланов (одна из модификаций которого и получила говорящее название «каспийский монстр»), характером обладал непростым. Да и откуда ему быть простым...
Родился Ростислав Евгеньевич 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область) в семье учительницы и агронома. В 1929 году его отец был арестован по ложному доносу и как враг народа сослан в Сибирь. Ростислава отправляют к родственникам в Нижний Тагил. Там же, еще подростком, начинает работать на заводе. В 1933 году отец Ростислава освобожден из ссылки. Из списка городов, где ему разрешалось жить, выбрал Горький. Вся семья там и собралась. 1935 год: Ростислав Алексеев поступает в Горьковский Индустриальный институт им. А.А. Жданова (ныне Технический университет им. Р.Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет. Но еще до этого Алексеев самостоятельно работает над эскизами яхты собственной конструкции.
В 1937 году студент второго курса Ростислав АлексееЕ заявляется на гонки яхт. Организаторы регаты отказываются его допускать. Причина серьезная: название яхты, сконструированной и сделанной собственноручно Алексеевым, - «Черный пират». В СССР никаких «черных пиратов» быть не могло, по мнению организаторов. Их не устраивает объяснение, что черный цвет паруса выбран лишь для того, чтобы немножко скрыть швы между кусками подручного полотна, из которых сшит парус. Но Алексеев все же пробивается на старт и... побеждает. «“Черный пират” получился ладной яхточкой, - вспоминал Алексеев. - В ряды горьковских яхтсменов я вошел не как новичок, а полноправным яхтсменом. Он дал мне прекрасную школу по проектированию и выступлениям на спортивной арене». Ростислав Евгеньевич станет знатоком мировой истории яхт и позже даже подготовит специальную работу, посвященную аэродинамике парусов.
В 1940-1941 годах Ростислав Алексеев учится в Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова в Ленинграде, из которой был отчислен. Официальная причина - не сдал экзамен по математике; неофициальная - сложности во взаимоотношениях с преподавателем. Что там было на самом деле - сегодня уже не установить. Но как-то не верится, что человек с явным конструкторским талантом и склонностью к этой работе мог «завалить» математику.
Из авторского предисловия к альбому: «Эта книга не похожа на другие... Читатель не найдет в ней технических подробностей, объясняющих то или иное конструкторское решение... Но зато читатель увидит на этих страницах само зарождение великих замыслов - наброски, рисунки, фрагменты планов, чертежей, писем, схем, карандашных заметок, из которых складывается удивительная картина творческой лаборатории этого незаурядного человека».
Великолепному рисовальщику Ростиславу Алексееву, кажется, всегда было проще зафиксировать свои мысли в виде образов, а не слов. И надо сказать, образы эти впечатляют. Даже самые, казалось бы, прикладные, технические или бытовые зарисовки еще со студенческих времен. Дипломный проект Алексеева, защищенный в октябре 1941 года, - «Глиссер на подводных крыльях». Эти чертежи и технические рисунки тоже приведены в альбоме. Приведены и зарисовки с черновиками расчетов оптимального парусного вооружения различного типа яхт. Тут надо сказать «спасибо» дочери Ростислава Алексеева, Татьяне Ростиславовне, одному из соавторов книги, - она сохранила архив отца.
А в том же октябре 1941 года, взяв за основу дипломный проект, Ростислав Алексеев в кратчайшие сроки создал торпедный катер на подводных крыльях. Как будто со страниц научно-фантастических романов сошли проработки этих судов... Чуть позже Ростислав Евгеньевич запишет на оборотной стороне одного из эскизов нового, совершенно необычного по тем временам скоростного судна: «Наперекор здравому смыслу. На двух ногах, на двух крыльях. 1943».
Но работать-то ему пришлось на заводе «Красное Сормово» - сначала контролером ОТК на танковом производстве, а потом и испытателем танков. Руководство завода, видя явную склонность молодого инженера к конструированию кораблей, предложило ему дополнительно к ежедневной нагрузке по приемке и испытанию танков официально работать три часа в день над проектом будущих судов на подводных крыльях. «Думать в свободные минуты о будущем скоростных кораблей, рисовать эскизы было отдыхом после шестнадцати и больше часов работы на производстве танков», - записывает Алексеев в дневнике. На западе, уже в 1980-е, открытый им эффект назовут «эффектом Алексеева».
Неслучайно авторы альбома отмечают: «Рисовать, зарисовывать, помечать, а точнее, думать посредством рисунка, когда рука ведет линию параллельно зарождающейся мысли, - это было для Алексеева абсолютно естественно с самого детства... Всю жизнь он не выпускал из рук карандаш (ручку) и блокнот с рисунками. Так ему было удобнее работать, так ему было легче объяснить что-то своим коллегам... Само это графическое наследие не поддается учету: много “по- черкушек” на бланках, письмах и разных документах осталось на руках людей, работавших вместе с Алексеевым, некоторые документы до сих пор не рассекречены, а некоторые умышленно уничтожены».
В 1947 году, при испытаниях очередного катера собственной конструкции, был обнаружен «экранный эффект». Рукой Алексеева уже гораздо позже именно на одном из эскизов 1947 года написано: «Экраноплан с подводными крыльями на 55 человек. Остановлен военными в 1948 году». Опять, образно говоря, Алексеева не допускают к гонке. Вернее - пытаются не допустить. «Действительно, работы над этим аппаратом были заморожены, но невозможно было заморозить саму идею создания совершенно нового вида транспорта, который способен превышать скорость движения всех надводных судов, двигаясь над любой относительно ровной поверхностью (вода, суша, снег, битый лед, болото и т.п.), - пишут авторы альбома. - Экранопланы создавались в невероятно секретных условиях. Поэтому до сих пор многие рабочие записи, зарисовки Алексеева, связанные с этой темой, недоступны, часть из них утеряна, часть разошлась по рукам, часть уничтожена».
А идея была богатая! «Экранный эффект» - возникновение динамической воздушной подушки при движении над водной или другой поверхностью на очень малой высоте между крылом и поверхностью - позволяет развивать скорость до 500 километров в час! Такое не под силу даже самым скоростным судам на воздушной подушке и подводных крыльях (знаменитые алексеевские «Ракеты», «Метеоры», «Спутники»). В 1971 году, в интервью «Литературной газете», известный авиаконструктор Роберт Бартини, предсказал, что в будущем трансокеанские перевозки будут осуществляться не только самолетами, но и крупными (грузоподъемностью в тысячи тонн) экранопланами.
В итоге, к началу 1960-х, военные все-таки одумались. Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, которое к тому времени возглавлял Алексеев, приступило к созданию совершенно нового типа транспорта - экранопланов. («Экраноплан» - термин, придуманный Алексеевым уже в начале 1960-х.) И начал Алексеев не мелочась: первый же опытный КМ - «корабль-макет» -имел длину 92 метра; высота его составляла 22 м, размах крыльев - 37 м, взлетная масса - 544 тонны! Самый тяжелый летательный аппарат на Земле!
18 октября 1966 года - первый наладочный выход КМ в районе о. Чечень на Каспийском море. Американцы, обнаружившие это испытание со спутника, и дали поразившему их воображение, невероятному аппарату свое название - «Каспийский монстр». 15 августа 1967 года первый в мире экраноплан КМ, управляемый Алексеевым и Логиновым, выполнил первый полет. В альбоме представлены варианты компоновки КМ гражданского назначения.
За «каспийским монстром» последовали десантно-транспортный аппарат А-90 «Орленок» вместимостью до 150 человек, который стал первым и единственным в мире принятым на вооружение серийным тяжелым экранопланом, и ударный «Лунь». 280-тонный «Лунь» имел в длину 74 метра и оснащался мощнейшими противокорабельными ракетами «Москит». Неслучайно его прозвали «убийца авианосцев».
Однако в 1976 году, после аварии при испытаниях экраноплана «Орленок», Алексеева отстраняют от руководства конструкторским бюро. Минобороны, единственный в СССР заказчик работ по экранопланам, аппарату свое название - «Каспийский монстр». 15 августа 1967 года первый в мире экраноплан КМ, управляемый Алексеевым и Логиновым, выполнил первый полет. В альбоме представлены варианты компоновки КМ гражданского назначения.
За «каспийским монстром» последовали десантно-транспортный аппарат А-90 «Орленок» вместимостью до 150 человек, который стал первым и единственным в мире принятым на вооружение серийным тяжелым экранопланом, и ударный «Лунь». 280-тонный «Лунь» имел в длину 74 метра и оснащался мощнейшими противокорабельными ракетами «Москит». Неслучайно его прозвали «убийца авианосцев».
Однако в 1976 году, после аварии при испытаниях экраноплана «Орленок», Алексеева отстраняют от руководства конструкторским бюро. Минобороны, единственный в СССР заказчик работ по экранопланам, утратило к ним интерес, программа строительства этих «то ли самолетов, то ли судов» постепенно была свернута, финансирование работ в 80-х годах прекратилось. В итоге сейчас «Лунь» ржавеет на берегу Каспия, а уцелевший экземпляр «Орленка» выставлен на Химкинском водохранилище под Москвой...
По какой-то злой иронии судьбы военные опять спохватились. Увы, уже после смерти Ростислава Евгеньевича Алексеева (он умер 9 февраля 1980 года). В августе 2015 года в ходе Международного авиакосмического салона МАКС-2015 руководство Минобороны России объявило, что ставит перед разработчиками цель создать экранопланы грузоподъемностью до 240-300 тонн к 2020 году. Использоваться они будут в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами.
Алексеева Т.Р., Наумова О.И. От замысла - к воплощению... Эскизы, рисунки, чертежи Ростислава Алексеева. - Нижний Новгород: Кварц, 2015. - 144 с. 30 х 22 см. Тираж 400 экз.