Очерки Кавказа (1904 год)
Евгений Марков
Настоящая книга явилась одной из первых попыток набросать общую картину кавказской природы, истории и жизни. «Автор не задавался целью систематически описать все уголки Кавказа, все его особенности и достопримечательности. Он просто ездил по Кавказу, где ему приходилось, наслаждался им, поучался ему, искал объяснения его явлений в живой беседе людей и в книжном исследовании, и свои кавказские скитания, впечатления, встречи, своё изучение Кавказа - постарался передать возможно искренно и живо на страницах своих очерков» - так писал во вступлении к книге о своей поездке (и о себе в третьем лице) русский писатель, критик и этнограф Евгений Львович Марков. Последуем же и мы за автором и совершим воображаемое путешествие, памятуя слова гениального английского поэта Джорджа Байрона: «Человек, который видел только одну свою страну, - прочел только одну главу из жизни».
Итак, «туманы утра рассеялись, и на всём протяжении горизонта, от востока до запада, подпирая небо, как мифологический Атлант, вырезался вдруг во всей неожиданности и во всём блеске своём Кавказский хребет». Именно на Кавказе, по греческим легендам, происходила борьба между Зевсом и Тифеем, между небесным и подземным огнём. Ной остановил свой ковчег на «Святой горе целого Востока» Арарате. Гайк, родоначальник армян, считался правнуком Иафета, современником и победителем Нимврода. Древнейшие предания Библии и песни восточного эпоса тоже знали Кавказ.
Первой же нашей остановкой стал Владикавказ - «скромный, но очень миловидный городок». Весь каменный и черепичный, белый и красный, среди яркой зелени бесчисленных садиков и бульваров, охваченный со всех сторон лесистыми горами - таким видел его путешественник во второй половине XIX века. Во времена правления Екатерины Великой, в 1784 году русскими была возведена крепость вблизи осетинского селения Дзауджикау на входе в Дарь- яльское ущелье. За год до этого был заключен Георгиевский трактат между Россией и Грузией, и началось строительство Военно-Грузинской дороги. А крепость Владикавказ, которая в 1861 году получила статус города, стала одним из укреплений в начале этого пути.
Покинув гостеприимный Владикавказ и проехав десятка три километров, путник видел незабываемую картину: ущелье реки Терек, вдоль которой гигантскими исполинами поднимались горы. Древние географы называли ущелье «Воротами Кавказа» или «Аланскими воротами», нам же это место более известно как Дарьяльское ущелье. На автора «Очерков...» теснина произвела устрашающее впечатление: «среди всего этого необозримого хаоса растреснувшихся стен, изорванных утёсов, тонких куполов, зазубренных гребней, чередующихся с косматыми лесистыми обрывами, с зелёными альпийскими скатами, крутыми, как кровля готической башни, какими-то мрачными совиными гнёздами глядят эти голые, тесно скученные аулы, сложенные почти насухо из плит и обломков чёрного шифера, прилепленные к таким же чёрным скалам на каком-нибудь отовсюду недоступном головокружительном обрыве и на головокружительной высоте».
Здесь, на одной из отвесных скал, во II веке был возведён замок, строительство которого грузинские историки приписывали своему царю Мирвану. Но народная молва навсегда связала этот замок с именем царицы Тамары Имеретинской.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла.
При помощи волшебных чар царица заманивала путников к себе и после ночи любви убивала их, сбрасывая затем тела в Терек. «Воинственная владычица пустынного ущелья, в которое боялась проникнуть нога человека, могла поневоле искать развлечения среди безысходного однообразия этой глухой жизни в оргиях мимолётной и зверской любви, не оставлявшей после себя следов, не налагавших никаких стеснений на дикую волю и дикое сердце». Сюжет этой легенды использовали в своих произведениях Михаил Лермонтов и Владимир Маяковский.
Миновав ущелье, поднимаясь всё выше и выше, на горе «страшной высоты», называемой Квенехе-Мта, «осеняемый белым саваном Казбека», видишь древний грузинский монастырь Гергети (по-русски Троицкий монастырь). Александр Пушкин был поражён красотою обители: «...белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками» и написал в 1829 году стихотворение «Монастырь на Казбеке».
После перехода через Кавказский хребет, обозначенный для путников каменным крестом генерала Ермолова, наконец-то начинается долгожданный спуск. Всё люднее становилась дорога, непрерывной нитью тянулись нагруженные арбы на быках и буйволах. Перед путешественником открывались панорамы древней крепости Ананури, старинного города Мцхеты, живописные земли Иберии, Мингрелии и Алазанской долины. Но всё ближе становились «негостеприимные дебри, где нельзя по нескольку суток достать куска хлеба и стакана вина... Кавказ засасывает и поглощает в себя человека, к нему приближающегося». Вот вдалеке «замаячила» Кодорская башня, обрывы всё увеличивались, «а назад и поглядеть страшно». Когда-то на Кодор возили пушки и телеги, «в дни Шамиля тут стояло по 100 человек грузинской милиции», но в 1877 году башня была сожжена. Только преодолев устрашающие обрывы, перевалы и грохочущие реки, путник позапрошлого столетия попадал в дагестанские земли.
Беджита (сейчас произносят Бежта) - один из больших и богатых аулов Дагестана. Дома здесь строили вдоль реки большие, в несколько ярусов. Днём на улицах много детей и женщин. «Как во всём горном Дагестане, здешняя женщина не прячется от мужчин под фату и носит только серебро, золота не видно вовсе ни на оружиях мужчин, ни на нарядах женщин... Огромные серебряные кольца висят в ушах каждой беджитки, не исключая маленьких девочек...»
Другой аул - Гуниб - уединённо расположился среди окрестных гор, неприступной гранитной глыбой поднимающихся над левым берегом реки Каракойсу. Многие побывавшие здесь сравнивали это живописное место со швейцарскими Альпами. Здесь в 1862 году была построена крепость Гуниб, по-аварски Гуни- меэр - «стог сена». Она являлась последним оплотом имама Шамиля, и ещё в конце XIX века виднелись в глубине её маленький замок и тюрьма с подземным ходом через весь аул. А место встречи князя Барятинского и сдавшегося Шамиля было здесь обозначено огромным камнем: «Я простой уздень (свободное сословие людей. - Лд/и.), тридцать лет дравшийся за религию, но народ изменил мне, а наибы разбежались, я утомился и стар, мне 63 года... Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю Государю успеха в управлении горцами для блага их». В начале XX века в ауле располагались казармы Самурского полка и Терско-Дагестанской крепостной артиллерии, дома служащих, торговцев и отставных солдат, православная церковь и почтовая станция.
К сожалению, автор «Очерков Кавказа» так и не добрался до столицы Дагестана - Махачкалы, называвшейся в середине XIX века «Петровское». По легенде, здесь, в 1722 году располагался лагерь войска Петра I во время Персидского похода, откуда и произошло название. Отряд, с которым вместе путешествовал Евгений Львович, свернул перед Чир-Юртом, этими «воротами Дагестана, отворенными в Чечню», и отправился вдоль русла реки Сулак в чеченскую землю. «Старая ермоловская твердыня», основаная в 1818 году, - крепость Грозная - не показалась путникам грозной, даже наоборот, это был «довольно обширный, устроенный городок, где сосредотачивались военные власти». Отсюда уже виднелся весь Кавказский хребет с его снеговыми великанами - Казбек и Дых-тау.
Потом пошла земля ингушей, или назранцев, и частые станицы Терского казачьего войска. Станицы все «тонут в садах». Тут и груша, и вишня, и алыча, и курага, местный абрикос... А кругом ряды пирамидальных тополей. Хаты заботливо смазаны глиною, побелены, ярко раскрашены - одним словом, «Моздовка». Ходила такая присказка в дореволюционной России у чернозёмного крестьянства: «Живут как на Моздовке!» - как об идеале всякого земного благополучия.
Саму крепость Моздок построили в далеком 1763 году на левом берегу Терека. Через несколько лет создали Моздокский казачий полк Терского войска, в числе которых был Емельян Пугачёв, избранный казаками войсковым атаманом. Вскоре Моздок стал центром экономической, политической и культурной жизни почти всего Северного Кавказа, одним из наиболее крупных населенных пунктов на пути из России на Северный Кавказ и в Закавказье. А для русского мужика «Моздовка» осталась общим названием всех неведомых стран, «где земли можно пахать сколько сохой захватить, где от корма скоту деться некуда, где не слышно даже духа барина и куда не доезжает никакой чиновник». Из Моздока Е.Л. Марков вернулся во Владикавказ и оттуда «на север, к серому мужику, под серое небо» - великий кавказский путь его был окончен.
Так закончилось и наше воображаемое путешествие по Кавказу - этому бесценному музею этнографических, археологических и исторических сокровищ. «Европа, нам чуждая, изучена и рассмотрена нами во всех направлениях, в каждом ничтожном уголке своём; но свой, родной Кавказ, с которым нас связывает и общий народный интерес, и общая история, остаётся для огромного большинства русской публики таинственным и недоступным, как далёкое сияние его вечных снегов».
Марков Евгений Львович (1835-1903)
Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории Евгения Маркова. С одной акварелью, 310 картинами и рисунками. 2-е издание. С.-Петербург; Москва: Издание Товарищества М.О. Вольф, 1904. [2], III, [3], 591 с., фронтиспис, иллюстрации. Издательский коленкоровый переплёт с золотым и цветным узорным тиснением по корешку и верхней крышке, с блинтовым узорным тиснением по нижней крышке, форзацы из узорной бумаги, обрез с рисунком. На верхнюю крышку наклеена цветная автотипия (художник Киселёв). На фронтисписе - портрет автора (фототипия). Многочисленные рисунки в тексте и 15 фототипий на отдельных вклейках. 26,1x19,2 см.