Угреша (1905 год)
Монастырь для православного народа, издревле ведомого властью духовной, - основа формирования его культуры; это колыбель русского искусства и рукописной книжности Руси, имеющая большое просветительное значение. Ещё А. С. Пушкин в своих «Исторических замечаниях» писал, что «мы обязаны монахам нашей историей». Один из таких монастырей, история которого буквально переплетена с историей России, - Николо-Угрешский, сегодня именуемый как Свято-Никольский Угрешский ставро-пигиальный мужской монастырь.
Великий князь Дмитрий Иванович Донской основал обитель в 1380 году, возвращаясь в Москву после победы, одержанной русским войском в Куликовской битве. Монастырь возник на том самом месте, где случилось князю чудесное явление иконы Николая Чудотворца, ознаменовавшее предстоящую победу. «Сия вся угреша сердце мое!» («Это всё согрело сердце моё») - воскликнул тогда князь. С тех пор это место называется Угреша, а монастырь - Николо-Угрешским. Главной святыней храма стала считающаяся чудотворной икона, явленная князю.
Подробные сведения о названии обители и её местонахождении даются в фундаментальном труде середины XIX века А. Ратшина, посвященном описанию всех российских монастырей: «Николо-Угрешский монастырь расположен в 15 верстах от Москвы, на левом берегу Москвы-реки на урочище, издревле известном под именем Угреши, около коего протекает река, называемая также Угрешею». Сегодня территория, на которой расположен монастырь, именуется городом Дзержинском. Проехав 8 км от Московской кольцевой автодороги, попадаешь в жемчужину Московской области: «местоположение монастыря, можно сказать, живописное: он красуется на небольшой площадке, окружённой скатами гор, невдалеке Москва-река, орошающая обширные зеленеющие луга».
«В густой зелени тенистой рощи расросшагося сада виднеются церковь и строение села Острова (древней родовой вотчины великих московских князей)»: лежащие здесь сельские угодья были излюбленным местом охоты русских царей. Изначально по дороге на охоту, а затем и по другим, отчасти внутренним причинам, цари часто жаловали обитель своими посещениями. Монастырь существовал силами царей и благотворителей, а в народе назывался «Государевым» или «Царским». «В Царствование царя Михаила Фёдоровича, Угрешских походов было 9; при царе Алексее Михайловиче - 13; Угрешская обитель пользовалась особым к себе расположением этих двух царей», они присутствовали на службах, молились вместе со всей братией монастыря.
Не раз подвергалась обитель «опустошениям, даже совершенному разорению, то от пожаров, то от набегов крымских татар, то от польских людей и русских изменников в смутное время отечества», но никогда обитель не переставала существовать. Менялись только постройки, размеры её территорий (расширившиеся посредством жалованной грамоты Ивана IV до 14 сел в четырех уездах) и число насельников, резко сократившееся в начале XVIII века, что было порождением политики ограничения царской власти, которая и повлекла конец периода расцвета обители. Случалось в эти смутные годы, что количество монахов «значительно нисподало и не поднималось даже до 10».
Во второй половине XIX века монастырь, подобно фениксу, «возрождается из пепла», выдающуюся роль в этом деле сыграл архимандрит Пимен: число братии в период его деятельности возросло как никогда прежде, а «наполняющие Храм сей и обитель граждане-поселяне обыкли посещать Угрешу ради протяжённых подвигов покаяния и Молитвы, ради беседы со старцем-настоятелем». Изменилось и количество материальных пожертвований, выделяемых на существование обители: «св. храмы и другая здания в ней красуются благолепием, а некоторыя и великолепием. При ней и на ея средства существуют учебное и благотворительное заведения».
В советский период истории нашей Родины это светлое место снова находится в состоянии упадка. Церкви монастыря были тогда лишены куполов и крестов, на его территории организуется клуб, затем - заводской цех. Многих строений монастыря это время также не сохранило: ворота, часовня Святителя Николая, кладбищенская часовня, где хранились останки архимандрита Пимена, и другие здания монастыря были снесены, колокольня частично разобрана во время войны во избежание наводки на Москву фашистской авиации. Но вновь к 90-м годам монастырь встаёт на путь возрождения; сегодня обитель - место массового паломничества православного народа, бережно хранящая одну из величайших православных святынь - частицу мощей Святого Николая Чудотворца.
«Историческое описание Николаевского-Угрешскаго монастыря», как и предполагает жанр, подобно древнерусской летописи, по годам регистрирует всё, за исключением последней вехи существования чудесной обители: кто монастырь посетил, кто какую службу отслужил, что построили, многие значительные события: кончины настоятелей и радостные празднества, подробности всех его жестоких разрушений и история его возрождений.
Освещено значение обители для страны и изменение её территорий в определённые временные периоды. Эта история охватывает перемещение в стенах и за стенами монастыря предметов религиозного культа, ему принадлежащих. В книге отдельно даны описания зданий и достопримечательностей ризницы монастыря (вклады конкретных лиц), приходящихся на год издания книги, а также чудес, свершившихся силами «чудотворной иконы Святителя Николая», что на Угреше: это исцеления русских людей от горячки, золотухи и других недугов.
Тем не менее, несмотря на такую богатую событиями историю монастыря, Макарий - митрополит московский и коломенский, в своём обращении к «братии святой обители» в день празднования 500-летия обители (9 августа 1880 года: эта речь также приведена в книге) замечает, что мало сохранилось исторических сведений о монастыре, а имена многих иноков, направлявших русский народ, так и останутся неизвестными.
Угреша: Историческое описание Николаевского-Угрешского общежительного монастыря. 8-е изд. Москва: Печатня А. И. Снегиревой, 1905. 96 с., с иллюстрациями. 7 торцовых гравюр на отдельных страницах. Издательская гравированная обложка. 22x15 см.