О женщинах. Мысли старые и новые (1896 год); Женщина, жизнь и любовь. (1900 год)
Константин Скальковский. Михаил Шевляков.
«Женщина с самого сотворения мира считается существом вредным и злокачественным. Она стоит на таком низком уровне физического, нравственного и умственного развития, что судить ее и зубоскалить над ее недостатками считает себя вправе всякий, даже лишенный всех прав прохвост и сморкающийся в чужие платки губошлеп», - писал А.П. Чехов в рассказе «О женщинах» (1886) - ответе-пародии на книгу Константина Аполлоновича Скальковского (1843— 1906) «О женщинах. Мысли старые и новые». Чехов высмеивал мужчин, считающих себя лучше женщин только на основании половой принадлежности. Тем не менее, к 1906 г. книга К.А. Скальковского выдержала одиннадцать изданий и принесла автору скандальную славу.
В первом разделе «По женскому вопросу» автор перемежает свои соображения с высказываниями известных исторических персонажей на тему «неизменности женского нрава» («Русские женщины, как известно, делятся на две резко отличающиеся друг от друга половины: бабы и дамы»), дает характеристику светской женщине, рассуждает о браке и прелюбодеянии, о «женственности и синих чулках» и т.д.
Будучи противником «биологической» роли женщины в обществе, Скальковский, с другой стороны, скептически смотрел на «женский вопрос» и эмансипацию. По его наблюдениям, в XVI столетии под женским образованием «разумелось знание женщинами греческого языка, во время моды на Жорж Санд - курение сигар, у нас - короткие волосы, синие очки, грязные воротнички; во все времена - желание высвободиться от авторитета мужа, другими словами - разрушение семьи».
Политика, экономика, образование, искусство - сферы, недоступные женщинам. Единственное, что Скальковский оставлял дамам, будучи страстным балетоманом, это театр и балет. Только здесь женщина могла достичь успеха, не теряя главного достоинства - красоты. Но и это, скорее, исключение. Ведь не зря Константин Аполлонович приводит анекдот: «Разговаривая про знаменитую танцовщицу Истомину, воспетую Пушкиным, Мартос сказал: “Коровища жирная, оголилась вся, да еще перегибается и наклоняется, тьфу, мерзость какая!”»
Особо сильные эмоции вызывали у Скальковского открывающиеся учебные заведения. В главе «Пародия женского университета» он заметил, что пока в Европе только поговаривали о расширении женского среднего образования, в России «под влиянием завиральных идей 60-х годов» сразу учредили в столице три женских университета: педагогические курсы, женские медицинские курсы и высшие женские курсы. «Слушателей в эти курсы привалило тысячами: были такие, которые никогда ничему научиться и не могли, еще более было таких, которых учить было нечего, ибо слишком уж много знали. Создались даже клички новым студенткам: «педагогички», «медички», «бестужевки», они же «рюмочницы». За Петербургом полезла, конечно, провинция: курсы явились в Москве, Киеве, Одессе, кажется, в Казани».
Следующий раздел носит название «Что думает русский народ о женщине». Народ представлен именами А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.А. Соболевского. Последнего приводится эпиграмма: «Мне гадки синие чулочки / На всех местах, / Во всех чинах. / Хотя бы на министерской дочке, / На ...ских ногах».
Раздел «Танцовщицы и танцы» - это выписки, сделанные автором при подготовке книги о балете, крайне необходимой, так как «искусство танцев теперь, к сожалению, в загоне». Свои путевые впечатления о прекрасной половине разных стран Скальковский привел в последнем разделе «Женщины у разных народов». Автор добрался даже до Китая и Японии, Африки и Америки, так что широчайшая география исследований позволила ему авторитетно судить о дамах разных национальностей.
Многочисленные страны мира Скальковский посещал, будучи членом совета торговли и мануфактур Министерства финансов. В 1891-1896 гг. он - директор Горного департамента Министерства государственного имущества, тайный советник, награжден орденом Почетного легиона (1892). Был представителем Торговой палаты в Париже, выбран гласным Петербургской думы. Однако стать министром торговли ему помешала репутация либерала. В труде «Материалы для физиологии русского общества: маленькая хрестоматия для взрослых» (1904) он писал: «Мы народ некультурный в европейском смысле», «у нас до сих пор господствует коммунизм» и потому у «массы народа нет ничего твердого и прочного в жизни, и жизнь ее идет скачками, от тяжелого уныния к сумасшедшему разгулу».
Его литературная слава имела «дамское» происхождение. Он дебютировал в печати в 1861 г. в журнале «Рассвет» со статьей «Герцогиня Беррийская». Для этого же издания составлял биографии знаменитых женщин, часть из которых вошла в книгу «Женщины-писательницы XIX столетия. Французские писательницы» (1865). В дальнейшем, кроме путевых очерков и очерков о современном ему политическом и финансовом положении России, Скальковский выпустил несколько книг, посвященных балету.
Через четыре года после первого издания книги К.А. Скальковского свет увидел сборник М.В. Шевлякова (1865-1913) «Женщина, жизнь и любовь (pro и contra)» - афоризмы, парадоксы, изречения мыслителей и писателей всех времен и народов. Необходимость такого труда составитель обосновал тем, что «вопрос о женщине в настоящее время самый занимательный из всех вопросов... Современный читатель заинтересован настолько всем этим, что наш скромный сборник... будет очень полезным вкладом в его библиотеку, а то и просто будет у него настольною книгою».
Среди замечательных рубрик - «Подчинение женщины», «Женщина мать-воспитательница» и «Женщина-мать», «Слабости женщины» и «Резкие особенности женщины», «Разврат», «Старухи» и т.д. Особо примечательны афоризмы, созданные самим М.В. Шевляковым и скромно подписанные «М.В.Ш.». Например, «Жизнь без любви - как солнце без лучей, / Все бледно в ней, все скучно, монотонно...».
Михаил Викторович Шевляков - публицист, писатель, переводчик, мастер исторического анекдота, сотрудник журнала «Исторический вестник». Среди его многочисленных трудов (преимущественно подборок высказываний и анекдотов - об А.С. Пушкине, А.В. Суворове и проч.): «Коммерческие игры: винт, безик, вист, преферанс, пикет, мушка, стуколка, макао, баккара, рамс, польский банчек, семерик, шестьдесят шесть, кончинка, горка, тринадцать и др. Практические советы, законы и правила» (1890), «Поцелуй: Исследования и наблюдения: (Поцелуй с точки зрения физиологической, гигиенической, исторической, этнографической, юридической, гипнотической, филологической и пр.)» (1892). В повести В.С. Пикуля (1928-1990) «Честь имею» (1986) М.В. Шевляков выступил прототипом одного из героев под именем Михаила Валентиновича Щелякова, благодаря чему сохранился своеобразный «портрет» составителя сборника «Женщина, жизнь и любовь»: «Сейчас никто не читает Щелякова, а - жаль. Нет, пожалуй, забавнее книги, чем его «Поцелуй с точки зрения физиологии, гигиены, истории народов и философии». Щеляков сделал очень мало: ему всегда мешали любовь к раблезианским радостям жизни и страстная погоня за смешными случаями, которые он даже коллекционировал в своей уникальной картотеке. Михаил Валентинович был человек образованный, выпуклый и оригинальный, но обжора и сластена, которого позже сразил миокардит, вызванный приступом хохота».
Книга «О женщинах. Мысли старые и новые», в полукожаном переплете, имеет на форзаце и титуле инскрипты предыдущих владельцев (1935 г.).
Скальковский Константин Аполлонович (1843-1906) 0 женщинах. Мысли старые и новые. 10-е изд. Санкт-Петербург: Изд. А.С. Суворина, 1896.490 с.
Шевляков Михаил Викторович (1865-1913). Женщина, жизнь и любовь (pro и contra). Афоризмы, мысли, софизмы, цитаты и изречения великих и невеликих людей / Сост. М.В. Шевляков. Санкт-Петербург: Кн. склад В.И. Губинского, [1900]. 388, [3] с. 19,4x13,5