Спутник изящной женщины (1896 год)
Герцогиня Лориан
В течение всего XIX столетия женский костюм подвергался бесчисленным трансформациям. Постоянно менялся силуэт женского платья. В начале столетия его носили без корсета, а с 20-х гг. и до конца века непременно надевался корсет, форма которого в зависимости от моды претерпевала изменения.
«Платье - главная забота женщин! В самом деле, платье занимает первое место в нашем туалете», - писала французская салонная писательница герцогиня Лориан в сочинении «Спутник изящной женщины», своеобразном гиде по стилю для барышень.
Не менялись лишь важные аксессуары, без которых нельзя было появиться в обществе. К ним относились перчатки, веер и маленькая сумочка. К тому же недопустимо было показаться на балу или приеме без драгоценностей в прическе и на шее. На улице непременно нужна изящная шляпка, а летом - маленький зонтик от солнца.
При новом императоре Наполеоне I (1804-1815) Франция стала мировым лидером не только в политических делах, но и в искусстве. Образцом для подражания выступила Римская империя. Стилем ампир (от фр. «empire» - «имперский») увлекся весь мир.
Популярностью пользовались платья-сорочки с высокой талией, сшитые из английского полупрозрачного хлопка: батиста, муслина, газа. Под платье обычно надевали розовое трико или чехол, чтобы сквозь ткань не просвечивала фигура.
Журнал «Московский меркурий» писал в 1803 г.: «...Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться или хочет отличиться странностью. Когда нимфа идет, платье, искусно подобранное и позади гладко обтянутое, показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге...» Обычно подол украшали вышивкой одного оттенка с платьем. Описание подобного наряда мы находим в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир»: «...На них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecqe».
До 1810 г. у юбки мягкого силуэта был шлейф, затем она стала колоколообразной формы. Бальные платья имели глубокое декольте и шлейф, который можно было снять. Платья шили из различных материалов: кисеи, льна, бархата, шерсти, муслина, атласа, шелка, батиста. В начале XIX в. в моде был белый цвет, а после - различные цвета, но только однотонные. Нарядные платья расшивались античными орнаментами.
Мировая популярность английского хлопка привела к разорению французских производителей тканей из шелка. Это стало причиной созданного Наполеоном I указа, согласно которому аристократки должны были прибывать на балы в шелковых нарядах.
Жозефина - императрица Франции - ввела моду на роскошные кашемировые шали и бисерные сумочки-ридикюли в форме ананаса. Многообразием отличались украшенные ручной росписью веера. Образ модницы дополняли шелковые туфельки без каблуков, похожие на пуанты. В конце XVIII в. в моду вошел позаимствованный у англичанок спенсер - приталенная короткая курточка с длинными рукавами и застежкой спереди. В мужском гардеробе спенсер не задержался, а вот в женском он сохранился до 40-х гг. XX в. Также женщины носили различные накидки. Самой популярной была канза - накидка из легкой ткани с длинными концами, которые крест-накрест завязывали на талии.
После поражения в войне Наполеона в Европе модными стали шапки а-ля russe, свободные штаны а-ля cosak и широкие салопы с мехом. В качестве верхней одежды носили русские шубки.
В этот период довольно часто менялись женские прически. Носили и локоны, и греческий узел. Популярным фасоном головных уборов была «кибитка» - шляпа с прямыми полями, которая закрывала почти все лицо в профиль. Позже, в 1812-1814 гг., в моду вошли шляпы, похожие на военный кивер, а также тюрбаны из кисеи. В 1810 г. колье, жемчужные нити и диадемы временно уступили место перьям, лентам и цветам.
В 20-е гг. силуэт женского платья стал проще: дамы носили неширокие платья с юбкой-колоколом, украшенной цветами, оборками и гирляндами. Талия по-прежнему была завышенной, а платье стало короче. В 30-е гг. модницы отказались от укороченного лифа и завышенной талии. Платье снова удлинилось, а рукава и юбка расширились. Под верхней юбкой носили несколько нижних. Стягивали платье широкой лентой или поясом, который сзади завязывали изящным бантом. В 40-е гг. платья снова удлинились. Модным стал узкий закрытый лиф, а талия немного занижалась. Бальные платья приобрели широкое декольте, которое обнажало плечи. Рукава были и длинными, и короткими, юбка сосбаривалась по бокам.
Во второй половине XIX в. законодательницей женских мод по-прежнему оставалась Франция. Период с 50-х по 60-е гг. носит название «моды Второй империи». В это время шили платья из шерстяных и шелковых тканей, из штофа, атласа, бархата и репса. Модными стали самые яркие цвета - красный, ярко-розовый, лиловый. В качестве отделки выступали кружева (особенно золотые), искусственные цветы, вышивки, галуны, бахрома. Кружева и вышивки начали изготавливаться фабричным способом.
Примечательная часть женского наряда - кринолин (от фр. crine - «грива, конский волос»). Так называлась конструкция из металлических обручей, китового уса или ивовых прутьев. Носили ее под нижней юбкой, чтобы придать наряду особую пышность. К 1860 г. вместо круглого каркаса кринолина стали носить овальный.
Платья этого периода отличались естественной длиной и спущенной линией плеч. Под платьем непременно носили корсет. Повседневные платья имели расширенные книзу рукава и глухой лиф, бальные (без рукавов) - глубокое декольте.
В качестве верхней одежды женщины носили мантильи, жилеты, накидки, пелерины и шали. Для прогулок и визитов надевали казакин - приталенный жилет.
Благодаря моде на путешествия, охватившей высшие слои общества, популярностью стали пользоваться купальные и дорожные костюмы.
В 70-80-е гг., когда наступила эпоха «позитивизма», на первое место вышла демонстрация благополучия и богатства. Женский наряд этого периода перегружен украшениями и деталями, сочетал различные по цвету и фактуре ткани: газ, шерсть, кружева, бархат, шелк. В основном женское платье было темным, лишь в 80-е гг. появились наряды розовых, зеленых и голубых оттенков.
В моду вошли стройные и высокие фигуры, которые подчеркивались платьями, неотрезными по талии. До середины бедер они плотно охватывали тело. Под платьем обязательно был тугой корсет, который стягивал фигуру также до середины бедер. Сзади драпировка прикрывала турнюр - подкладку или подушечку из сильно накрахмаленной ткани, центр силуэта за счет нее резко смещался назад. В 80-е гг. турнюры приобрели больший размер, стали почти карикатурными, а в 90-е гг. вышли из моды.
Бальные платья все так же шили без рукавов, однако теперь у них появилась новая черта - подшитая к подолу складчатая оборка или шлейф. Платья с двойной юбкой также вошли в моду. Верхняя юбка в этом наряде подбиралась так со всех сторон, что вместе с лифом походила на жакет.
В качестве верхней одежды носили жакеты и накидки, кружевная бальная накидка «иллюзион» считалась особенно модной. Дамский туалет дополняли перчатки, маленький зонтик, черные чулки и боа из перьев и меха.
В 50-е гг. женщины носили пышные шиньоны, порой расчёсывали волосы на прямой пробор, а сзади укладывали в сетку. В 60-е гг. модной стала изящная прическа «а-ля Стюарт»: в виде двух валиков укладывали часть волос и поднимали надо лбом, а другую часть спускали длинными локонами. Позднее, в 70-80-е гг., дамы зачесывали волосы высоко вверх над висками, а сзади спускали красивые локоны.
Однако немногие счастливицы в XIX в. были наделены чувством вкуса и стиля от природы. Большому числу женщин приходилось учиться изящно одеваться на протяжении всей жизни, учитывая тон кожи, цвет волос и глаз. Важно было также красиво говорить и держать себя. «Осанка, походка, жесты - все должно носить отпечаток изящества и благородства, которые достигаются почти непроизвольно, если вы прониклись изяществом нравственным».
Спутник изящной женщины. Сочинение герцогини Лориан. Санкт-Петербург: Изд. ред. журн. «Вестник моды», 1896.270 с. 15x10,5 (Библиотека практических сведений; т. 4)