О русских банях (1861 год)
Виссарион Знаменский
Бани на Руси известны с древнейших времен, и назывались они по-разному - мыльня, мовня или влазня. Описывая путешествие апостола Андрея Первозванного в северные земли, летописец Нестор упоминал, что апостол видел славянские бани, удивлялся их устройству и говорил об этом в Риме. Также Нестор упоминал и о мытье в банях при княгине Ольге: древляне прибыли в Киев просить её руки для своего князя, за что и были сожжены заживо в банях. Во времена великих князей и царей, кроме обыкновенных бань, употребляемых каждую неделю, баню посещали обязательно перед свадьбой и на следующий день после. Вообще, у русских был обычай ходить в баню после совместно проведённой ночи. Это делали с утра и только после бани подходили к образам. Иногда мытье у князей и бояр продолжалось почти целый день, и в продолжение этого времени всегда играла музыка.
Естественно, что и иностранные путешественники не могли обойти вниманием эту русскую традицию. Так, по словам Олеария (см. Библиохроника, Т. 2), русские считали Лжедмитрия чужестранцем потому, что «он не любил бань, которые в России так распространены, что нет ни одного города, ни одной деревни, в которой бы не было парных бань общественных и частных». В Астрахани он нашёл парные, которые были разделены лишь фиктивно на две половины: мужскую и женскую. «Мужчины и женщины входили и выходили в одну и ту же дверь, и те из них, которые имели’ больше скромности, закрывались пучком ветвей, служивших им после для паренья; но другие были совершенно нагие, и женщины не стыдились в таком положении говорить с своими мужьями в присутствии других мужчин».
Потом все, как мужчины, так и женщины, распаренные и нагие бросались в холодную воду. Такой обычай можно было встретить не только в Московии, но и в Ливонии, где жители, «особенно финляндцы привыкли... в самую холодную зиму бросаться на снег и тереть им тело, как мылом, потом возвращаться в баню, чтобы насладиться более умеренной теплотою. Эта перемена противуположных деятелей благоприятствует их здоровью».
О целительных свойствах русской бани писал в 1778 году также португальский врач императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны - Антонио Нуньес Рибейро Санчес, считавший русскую баню лекарством почти от всех болезней. Покинув Россию, он содействовал открытию парных русских бань во Франции, Германии, Швейцарии, Англии. А во время войны с Наполеоном солдаты русской армии строили бани во всех освобождённых странах и учили «баниться» местное население.
Кроме обыкновенных бань, с XVIII века в России существовали бани врачебные. Содержали их преимущественно иностранцы и называли такие учреждения бадерами. При подобных заведениях запрещалось держать «горячие вина, водки и всякий заповедный напиток; также беглых и подозрительных людей...». Самой популярной лечебной баней в Петербурге до 1760 года была баня Лемана. В 1761 году на улице Малой Морской, в доме Квасова, открыл «бадерскую» баню француз Вандред: «для потения и разведения флюсов и других телесных припадков, по докторской рекомендации». Бани Лемана и Вандреда посещали лишь богатые и знатные вельможи. В результате бадеры не сыскали особой популярности в России, хотя и были лечебными.
Народ же в Петербурге любил бывать в Бочковских банях, а также в Лештоковых. Большинство парных снабжалось водой из Невы. К 1874 году в городе насчитывалось 312 бань, из которых 46 было торговых и 266 «нумерных», или семейных. Лучшей баней из «нумерных» со всеми удобствами была баня Воронина, в Фонарном переулке, в собственном доме Воронина. За одно посещение здесь оставляли от 50 копеек до 10 рублей. Но самые же дорогие номера для избранной публики находились в так называемых Пушкинских источниках - банях на Благовещенской улице у Николаевского моста. По роскоши убранства с ними могли соперничать, а в чём-то даже превосходить, только парные в Царском Селе.
Своими банями славилась и Москва, самые старые бани в которой были построены у Каменного моста. Отсюда и произошло их название - каменные или каменновские. Топились они ради экономии дров «по-черному». Ещё в конце позапрошлого века писатель В.А. Гиляровский писал: «Единственное место, которого не миновал ни один москвич, - это бани... Москва без бань - не Москва».
В 1808 году на Неглинной улице были открыты знаменитые публичные бани, название которых происходило от фамилии грузинского актёра екатерининских времён Силы Николаевича Сандунова (Сильво Зандукели). По одной из легенд, он построил их, продав бриллианты, подаренные Екатериной II его жене - певице Елизавете Урановой на свадьбу. В течение века бани неоднократно меняли владельцев, пока в 1869 году их не приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов. После его смерти в 1881 году бани перешли к его единственной дочери Вере Ивановне (её именем названа подмосковная Фирсановка). Это была образованнейшая женщина своего времени, слыла меценаткой и меломанкой, приятельствовала с Шаляпиным и поставила в своём имении Середниково памятник поэту Лермонтову. Добившись развода с первым мужем, за которого она вышла замуж по настоянию властного родителя, Фирсанова вновь вышла замуж за офицера, сына начальника Петропавловской крепости Алексея Ганецкого. Большие доходы, получаемые Фирсановой и Ганецким с Сандуновских бань, не давали покоя не менее знаменитому московскому купцу и фабриканту Хлудову. Он решил построить в Театральном проезде 4-этажный торговый дом, получивший в народе название «Дом Хлудова», а во дворе бани, которые должны были превзойти по роскоши и комфортабельности Сандуны. Их торжественное открытие состоялось в 1881 году. Сегодня это Центральные бани, а в то время они назывались «Китайские» - по наименованию проезда, где их построили.
И вот на одном из пиршеств, куда была приглашена вся московская знать, о Китайских банях говорили как о великолепном храме, а Сандуновские стали высмеивать. Тогда присутствовавший там Алексей Ганецкий заявил, что на месте старых Сандуновских бань он построит новые, каких ещё не было в Москве. Бани были открыты публике 14 февраля 1896 года. Воду бани брали по особому7 водопроводному каналу из Москва-реки, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции, причём вырабатываемый ею ток позаимствовали для освещения коронации Николая II. Помимо гостиницы и ресторанов, в Санду- нах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса». В бане работало до четырёхсот банщиков. Вскоре после открытия Ганецкий умудрился проиграть Сандуны в карты. Вера Ивановна не могла простить это супругу. Во время бракоразводного процесса Фирсанова откупила назад свои бани, в придачу также пассаж «Петровские линии», и вернула себе девичью фамилию. Ганецкий же после такого скандала уехал в Южную Африку на англобурскую войну.
От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны». В Нижнем Новгороде славились Ковалихинские бани, построенные в 1868 году на берегу речки Ковалихи. По имени владельца они назывались банями Колокольцева, потом были переименованы по названию улицы. Это были самые старые бани не только в Нижнем Новгороде, но и во всём Поволжье. Ковалихинские бани посещали и составитель толкового словаря русского языка В. И. Даль, и писатели П.И. Мельников-Печерский, А.М. Горький, а также приезжавший к нему Ф.И. Шаляпин.
Баню в России любили всегда и посвящали ей не только литературные произведения, а даже и научные труды. Так, надворный советник, уездный врач Орловской губернии, доктор медицины Виссарион Николаевич Знаменский защитил диссертацию «О русских банях в гигиеническом отношении». В 1861 году его научный труд был опубликован отдельным изданием, который и представлен в Библиохронике.
Знаменский Виссарион Николаевич (1834-1869)
О русских банях в гигиеническом отношении: Диссертация, написанная на степень доктора медицины Виссарионом Знаменским, ординатором-практикантом С.-Петербургской больницы чернорабочих. С.-Петербург: Типография И. Маркова и К., 1861.93, [3]с. Составной переплёт эпохи: кожаные уголки и корешок с золотым тиснением, коленкор. На обороте титульного листа дарственная надпись: «Любезному другу Владимиру Ивановичу Дьяконову от автора. 12 мая 1861.» 22,5x14,5 см.