О содержании канареек (1795 год)
Канарейка (Serinus canaria) - птица семейства вьюрковых отряда воробьиных. Длина её тельца -12—14 см. У самца спина жёлто-зелёная с тёмными пестринами, грудь и горло жёлтые. Самка имеет зеленоватую окраску. Водятся канарейки на Мадейре, Азорских и Канарских островах (отсюда и получили своё название). В XVI веке испанцы, пленённые звонкими голосами этих искусных и неприхотливых певцов, завезли канареек в Европу. Некоторое время они держали в тайне место их рождения, продавая только самцов и только по очень высокой цене. Однако сохранить монополию предприимчивым гидальго не удалось: вскоре канарейки появились в Италии, откуда мода на них перекинулась в Германию, Голландию, Францию и Англию. На исходе XVII столетия увлечение юркой певчей птичкой докатилось до России, где она за сравнительно небольшой срок стала «одной из обыкновеннейших комнатных птиц». «Канареечка, — говорилось в «Словаре Академии российской» (Часть III. Санкт-Петербург, 1814), — пташка ростом менее чижа... Поёт приятно и весьма громко. Водится на Канарских островах, но ныне выводят их и у нас».
Как раз о том, как выводить и содержать канареек отечественным любителям птичьих трелей, и рассказывает небольшая, скромно оформленная книжка, выпущенная Московской университетской типографией в 1795 году. «Всем известно, что у нас есть весьма многие охотники до канареек, — писал анонимный составитель издания, — кои любят сих птичек держать у себя в домах и над их пением утешаться, но не все довольно знают, как с ними должно обходиться и что в рассуждении содержания оных примечать надлежит. А посему думаю, что многим будет не противно, если я сообщу здесь новейшее примечание иностранных писателей и тем услужу имеющим в том нужду».
Главная мысль книги та, что «канарейки из относящегося к увеселению человеческому имеют в себе почти всё то совокупно, что другие имеют в розницу», следовательно, и относиться к ним следует бережно и нежно. А далее подробно говорится о распорядке дня, рационе и нравах звонких менестрелей с Канарских островов. При этом автор, повествуя о своих любимцах, нередко поднимается до высот поистине поэтических. Так, глава, посвящённая канареечному корму, читается как отрывок из справочника гурмана: «Канарейки расклёвывают свою пищу и едят всякие зёрна, но ежели им быть прямыми, здоровыми и бодрыми, то надобно им всегда иметь какую-нибудь зелень, которую в зимнее время может составлять единая свежая капуста. Из всех семян для канареек здоровее и полезнее репные семена: они их питают и ободряют... Просо питает, разгорячает и делает жирными... Конопляные же семена питают, горячат и делают жирными ещё более, нежели просо». Говоря о спаривании птиц, рассказчик трогательно заботится об эстетическом оформлении «канареечной любви»: «Что касается до спаривания, то надобно взять к тому новую или, по крайней мере, чисто-начисто вычищенную клетку и посадить в неё самчика и самочку, от которых хочешь получить приплод, ибо в такой маленькой клетке познакомливаются они и спариваются скорее, нежели в больших ящиках или клетках». В размышлениях же о причинах птичьих болезней особенно подчёркивается необходимость поддержания в клетке не только нужной температуры, но и здорового морального климата: «Замечается, что канарейки иногда получают некоторый род меланхолии или унылость, когда птичка теряет охоту к еде и только носиком разбрасывает вокруг себя корм. Основание сей болезни есть единая скука и досада, или что птичка стоит в тёмном и скучном месте, или что многие самцы заперты в одной клетке, кои друг друга терпеть не могут.
Надобно в сём случае переставить их в лучшее и для них гораздо приятнейшее место, освободить их от ненавистного сообщения, дать им чем-нибудь полакомиться и в пойло их положить немного салодкового корня, покуда они выздоровеют».
Труд «О содержании канареек» нашёл своего читателя. Тираж книги был раскуплен, а четверть века спустя, в 1818 году, в Петербурге появилось её второе издание.
Курьёзное совпадение: и ценителям певчих птиц, и любителям русской литературы, вероятно, небезынтересно будет узнать, что с конца XVIII века одним из центров разведения канареек в России считалось расположенное в Калужской губернии село Полотняный завод. Продажа канареек являлась важной статьёй дохода для многих жителей этого местечка, с петровских времён принадлежавшего семейству Гончаровых. Можно лишь гадать, слушал ли трели местных кенарей А. С. Пушкин, дважды навещавший в Полотняном заводе родственников своей жены - Натальи Николаевны, урождённой Гончаровой.
О содержании канареек, излечивании их болезней и спаривании с другими птичками. Москва: В Университетской типографии, у В. Окорокова, 1795. I—IV, 5-112 с. В полукожаном переплёте второй половины XIX в. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. 16х10,5 см. На титульном л. штемпельный экслибрис Веры Игнатьевны Гернгросс, в замужестве Зенкевич (Санкт-Петербург, начало ХХ века) — переплетённые буквы «В. I. Г.».