«Памятная книжка» на 1885 год
А что касается как у нас, то, конечно, у нас неудачи имеются. Все-таки
прошло не так уж много лет после перестройки. И у нас, естественно, имеются
самые разнообразные неудачи. Но у нас тем хорошо, что некоторые неудачи
у нас, например, исчезли.
Михаил Зощенко, «Голубая книга», 1953 г.
В этом году русский астроном Цераский открыл «серебристые облака». Во Владимирской губернии вспыхнуло одно из самых крупных восстаний рабочих. Сделан решающий шаг к созданию полноценного автомобиля - запатентован бензиновый карбюраторный двигатель. В Гамбурге вышло первое немецкое издание второго тома «Капитала» Карла Маркса, тут же переведенное на русский язык. Все это как никогда ярко показало, что ход истории зависит от событий, на которые современники внимания обращают мало.
Претендуя на универсальность и некоторый, как это ни парадоксально, вневременной характер издания, составители «Памятных книжек» редко оставляли какие-то зацепки, характеризующие индивидуальность этого каждого конкретного справочника. Именно поэтому в данном случае интересно отметить некоторые нюансы художественного оформления «Памятной книжки».
Начать с того, что гелиогравюра на титульном листе сделана с рисунка 1879 г., автором которого был генерал от кавалерии, барон Александр Александрович фон Бильдерлинг. В правом нижнем углу гелиогравюры можно разобрать его подпись и дату. Через двадцать лет, в Русско-японскую войну, он будет командовать, правда, непродолжительное время, русской армией. И все-таки у генерала-кавалериста была душа художника. Его перу принадлежат исторические исследования из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Фон Бильдерлинг - автор памятника Николаю Михайловичу Пржевальскому в Александровском саду Санкт-Петербурга и надгробия на могиле великого русского путешественника. Впрочем, большинство созданных при участии фон Бильдерлинга и по его эскизам памятников не сохранились... А вот изящная виньетка на титульном листе «Памятной книжки» - в отличном состоянии!
Еще одна гелиогравюра в книжке - «Вид храма во имя Воскресения Христова, возводимаго на месте, где совершилось злодейское покушение 1 Марта 1881 г.» - сделана по рисунку автора храма Воскресения Христова «на крови», академика Императорской академии художеств Альфреда Александровича Парланда. Внизу, справа на гелиогравюре вполне отчетливый автограф: «Академик А. Парланд». Все время строительства храма, с 1883 по 1907 гг., Парланд осуществлял авторский надзор за его возведением.
Нет-нет, а составители памятных книжек пытались вносить в них какие-то новации. В данном экземпляре таковой новацией стала подробная, на 50 страниц, таблица: «Алфавит местам Европейской России, с показанием, какие имеются с ними сообщения» (более тысячи названий населенных пунктов). Всего на тот момент имелось четыре вида сообщений: почтовое, железнодорожное, пароходное, телеграфное. Так, с Авзяно-петровским заводом Оренбургской губернии отмечено только постоянное телеграфное сообщение; а вот с местечком Хреновое (ударение не обозначено) Воронежской губернии имелось и почтовое, и телеграфное сообщение. Городов, обладавших всеми четырьмя доступными в то время средствами коммуникации, насчитывалось не более сорока. Гигантское пространство Российской империи, глядя на этот перечень, можно уподобить Mare tenebrarum (Море мрака). И порой казалось, что это отнюдь не метафора...
В январе во Владимирской губернии на текстильной фабрике «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и К°» произошло одно из самых крупных восстаний рабочих. Среди требований работников фабрики - не только владельцу фабрики, но и правительству - возвраты штрафов с Пасхи 1884 г., восстановление расценок на работу на уровне 1880-1881 гг., увольнение указанных бастующими мастеров, а также издание государственного закона о штрафах, закона о найме рабочих (рабочий имеет право уволиться в любой момент предупредив работодателя за 15 дней, так же и владелец фабрики должен заранее известить увольняемого), контроль за качеством
продукции при предъявлении товара и при свидетелях и др. В результате Тимофей Морозов отменил штрафы, уволил некоторых мастеров и служащих, рассчитал желающих покинуть фабрику. К суду во Владимире было привлечено 43 человека.
Между тем год отмечен был событием, которое в очень близкой перспективе совершило переворот не только в средствах коммуникации во всем мире, но и в образе жизни существенной части населения Земли.
3 апреля немецкий инженер Готтлиб Даймлер запатентовал бензиновый карбюраторный двигатель внутреннего сгорания. В 1895 г. в США было 4 (четыре) автомобиля. Дальше следите внимательно: в 1930-м в США - 23 млн авто (в остальных странах мира - 6,9 млн); в 1940-м - 27,5 и 9,7 млн, соответственно; 1950 - 40,3 и 9,7; 1960 - 61,7 и 36,6 млн автомобилей.
Невозможно удержаться и не прыгнуть по хронологической шкале вперед. Почти через 70 лет после регистрации патента Даймлером, в 1956 г., президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр с пафосом заявлял: «Площадь всего дорожного покрытия <в США> такова, что на ней могут разместиться две трети всех автомобилей США. Из бетона, пошедшего на строительство дорог, можно было бы проложить шесть пешеходных дорог до Луны. Бульдозеры и экскаваторы перевернули столько земли, что ею можно бы было засыпать весь Коннектикут глубиной на два фута».
В романе Владимира Набокова «Лолита» фабула всего произведения строится вокруг (вернее - вдоль) шикарных американских шоссе. Главный герой, Гумберт, не скрывает своего восхищения: «Никогда не видел я таких гладких, покладистых дорог, как те, что теперь лучами расходились впереди нас по лоскутному одеялу сорока восьми штатов. Мы алчно поглощали эти бесконечные шоссе; в упоенном молчании мы скользили по их черному бальному лоску». Данный эпизод относится к августу 1947 г.
А в июне 1885 года русский астроном В.К. Цераский впервые наблюдал и описал редкие мерцающие «серебристые облака», лучше всего видные в самые короткие летние ночи: «Облака ярко блистали на ночном небе чистыми белыми серебристыми лучами, принимая у горизонта золотистый оттенок. Некоторые длинные ослепительные полосы, перекрещивающиеся или параллельные горизонту, медленно изменяются и столь резки, что их можно удержать в поле зрения телескопа».
История, по-видимому, любит задолго и тщательно готовить некоторые свои избранные сюжеты, смакуя их под разными приправами. Вот пример такого рода исторических перекличек.
В июле 1885 года в Гамбурге вышло первое немецкое издание второго тома «Капитала» Карла Маркса (около 600 печатных страниц). А уже в декабре русский перевод этого труда увидел свет в Петербурге. Цензор Ведров дал в Санкт-петербургский цензурный комитет свой отзыв. В высшей степени примечательный отзыв! В нем, например, отмечалось, что хотя мысль о господстве капитала выражена в книге «без всяких возбудительных фраз», она, «как всеобъемлющая социальная идея может повлиять на умы и, без всяких выводов автора, доставить тенденциозную опору разным заключениям». И все-таки Ведров оценивал произведение Маркса как сугубо теоретическое экономическое исследование и не видел препятствий для выпуска книги на русском языке.
Может быть, цензор Ведров как раз держал в уме представление о России, как о Mare tenebrarum, в котором бесследно канет еще одна из многих «заумных» научноэкономических штудий немца, который к тому же к России относился, прямо скажем, с очевидным предубеждением. Мы этого не знаем. Но история все устраивает и без нашего ведома. Хотя все это бывает неочевидно современникам событий. Вот еще один пример такого рода скрытой работы истории.
В 1885 году в Петербурге основано издательство П.П. Сойкина. Первой книгой, изданной Сойкиным, стала работа О. Фирордта «Диагностика внутренних болезней, согласно новейшим методам исследования». По количеству выпущенных книг издательство Петра Петровича Сойкина уступало только другому знаменитому издателю - Ивану Дмитриевичу Сытину. Издательство П.П. Сойкина просуществовало до 1930 года с перерывом на революцию и успело выпустить около 1700 наименований книг общим тиражом свыше 80 млн экземпляров. Но вот по количеству выпущенной периодики Сойкин вообще не имел себе равных в дореволюционной России - 32 журнала! Первым из них стал журнал путешествий и приключений «Природа и Люди» (издавался с 1889 года); «…один из наиболее распространенных прогрессивных научнопопулярных еженедельников в России» - как его характеризовали в советской библиографической литературе.
Сойкин действительно любил пофлиртовать с социал-демократами. На этой почве его издательство и отметилось одним примечательным сборником статей - «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития» (l895). Именно в этом сборнике вышла первая легальная работа В.И. Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Наверняка Владимир Ильич Ленин не обошелся при подготовке этой статьи без штудирования II тома «Капитала». Правда, почти весь тираж «Материалов...» по распоряжению все того же Санкт-петербургского цензурного комитета, который за десять лет до этого без особых проблем разрешил к печати монографию Карла Маркса, был уничтожен. Из 2000 экземпляров удалось спасти не более 100.
Разрозненные события начинают как бы сами собой складываться в сложный пазл.
29 сентября первый в мире электрический трамвай пошел по приморскому английскому городу Блэкпулу. Первый трамвай в Петербурге появился только 29 сентября 1907 г.
Большой вклад в разработку теоретических основ применения электропривода на транспорте и его практическую реализацию внес известный русский ученый-электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский - двоюродный брат Александра фон Бильдерлинга, чьим рисунком и украшен титульный лист «Памятной книжки на 1885 год».
Конечно, отслеживание сложных, многоходовых исторических сюжетов - задача непосильная для нашей «Памятной книжки на 1885 год». Но и она оказалась встроенной в некоторые из них. Скажем, из нее мы легко теперь можем узнать, кто был председателем Санкт-петербургского цензурного комитета - «Тайный Советник Александр Григорьевич Петров». Как знать, будь Александр Григорьевич немножко построже к своему подчиненному Ведрову, русская история пошла бы по-другому.
«Памятную книжку на 1885 год» украшают гелиогравюры: виньетка на титульном листе по рисунку А.А. фон Бильдерлинга; в тексте книжки - «Торжественный въезд Императора Александра Александровича и Императрицы Марии Федоровны в Москву»; «Развалины ворот Байрам-али в Мервском оазисе» и гелиогравюра по рисунку А.А. Парланда «Вид храма во имя Воскресения Христова, возводимаго на месте, где совершилось злодейское покушение 1 Марта 1881 г.».
Памятная книжка на 1885 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1884. [1 тит. л., гелиограв.], [16 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-127, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 131-979, [1], 4 л. ил.; 11,5x7,5.
Цельнокожаный переплет с тиснением золотом названия и орнамента на крышках и по корешку. Тройной золоченый обрез.