Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Певец на Кремле (1816 год)

Певец на Кремле (1816 год)

Василий Жуковский

«Певец на Кремле», впоследствии печатавшийся под названием «Певец в Кремле», - одно из сти­хотворений В. А. Жуковского, запечатлевших события Отечественной войны 1812 года. Ему предшествовали «Певец во стане русских вои­нов», послания «Вождю победителей» (М. И. Куту­зову) и «Императору Александру», баллада «Ахилл». Наибольшую известность среди них получил «Певец во стане русских воинов», поло­женный на музыку Д. С. Бортнянским. В 1812— 1813 годах эти пламенные стихи неоднократно переиздавались, иногда с приложением нот, распространялись в списках, заучивались наи­зусть. По отзыву И. И. Лажечникова, они «сде­лали эпоху в русской словесности и в сердцах воинов».

Образ певца, разделяющего опасность с теми, чьи героические деяния он воспевает, автобио­графичен. 10 августа 1812 года, вскоре после обнародования высочайшего манифеста о «составлении военной силы», двадцатидевя­тилетний В. А. Жуковский записался в Москов­ское ополчение с чином поручика. Во время Бородинского сражения он находился в рядах 1-ого пехотного полка, оставленного в резерве, а затем был переведён в ставку М. И. Кутузова для выполнения штабных поручений и работы в походной типографии. В конце 1812 года поэт заболел горячкой и после лечения в госпитале города Вильны решил в армию не возвра­щаться. За участие в Отечественной войне он получил чин штабс-капитана, орден Св. Анны 2-й степени, серебряную медаль в память 1812 года. Для В. А. Жуковского-поэта более важное значение имела другая награда — титул «славянского Тиртея», своим поэтическим даром воспламенявшего сограждан на бран­ные подвиги. Сравнение с греческим поэтом VII века до н. э. не просто льстило автору «Певца во стане русских воинов» — оно возводило его едва ли не в ранг национального героя, ведь, по преданию, спартанцы одержали одну из побед над мессеянцами именно благодаря вдохно­венной лире Тиртея.

Созданное в 1812 году перед битвой при Тару­тине стихотворение «Певец во стане русских воинов» требовало «победного» продолжения. 1 декабря 1814 года В. А. Жуковский, гостив­ший в ту пору в имении Киреевских Долбино, писал своему ближайшему другу А. И. Турге­неву: «А я теперь принимаюсь за новый подвиг. Певец во стане, предсказавший победы, должен их воспеть; и где же лучше, как не на кремлёв­ских развалинах, посреди народа... Итак, жди нового Певца; место - Кремль; слушатели ­граждане Москвы». Однако ждать окончания работы над новым стихотворением А. И. Турге­неву пришлось около двух лет.

«Певец на Кремле» сочинялся в трудный для поэта период. Стараясь заглушить мучитель­ные душевные переживания, связанные с невозможностью соединить свою судьбу с М. А. Протасовой по причине их близкого родства, Жуковский писал столько, «сколько силы стихотворные могут вынести». Но в ходе столь напряжённого труда накапливалась уста­лость, возникало тревожное предчувствие, что «в будущем всё пойдёт хуже и хуже» и что его творческий гений - «накануне паралича».

В числе неудавшихся, с точки зрения автора, произведений оказался «Певец на Кремле», и работа над ним, уже близившаяся к концу, прервалась.

В 1816 году по настоянию А. И. Тургенева стихотворение было всё же закончено. В это время друзья хлопотали перед Александром I об определении В. А. Жуковского на службу, необходимую для приобретения им обще­ственного статуса и материальной независи­мости. Предполагалось, что император ещё более расположится к поэту, если получит его новое сочинение, воспевавшее его заслуги перед Россией и Европой.

В свою очередь, В. А. Жуковский, не считав­ший стремление к монаршему одобрению чем-то недостойным истинного поэта и в то же время испытывавший острую неприязнь ко вся­кому «ласкательству», настоятельно просил ука­зать в предисловии, что «сии стихи» были напи­саны в конце 1814 года и отражают прежде всего благодарное преклонение России перед Про­мыслом, спасшим от Наполеона «все народы Ев­ропы и все блага свободы и просвещения».

«Певец на Кремле» дописывался в Дерпте, где В. А. Жуковский провёл почти весь 1816-й год. Если в начале авторской правки стихотворе­ние по-прежнему казалась ему слабым и вызы­вало в душе «большую против него антипа­тию», то по окончанию работы второй «Певец» воспринимался им как «достойный брат сво­его тёзки». 6 ноября 1816 года вместе с письмом А. И. Тургеневу готовое стихотворение было отправлено в Петербург для публикации. В этом же письме содержались краткие инструкции относительно того, как лучше решить полиграфическую и книгопродавческую проблемы. Печатание и распростране­ние тиража поручались «арзамасцу», дирек­тору Петербургского главного педагогиче­ского института Д. А. Кавелину, которому поэт отослал «несколько денег» на типографские расходы. Недостающую сумму должен был «додать из своего кармана» А. И. Тургенев, а если его карман окажется пуст, то в этом слу­чае предлагалось «заглянуть» в кошельки к дру­гим «арзамасцам» - Д. Н. Блудову или С. П. Жиха­реву. Внешний вид будущей книги также продумывался В.А. Жуковским. В письме от 21 октября 1816 года он спрашивал у А. И. Тур­генева: «Нельзя ли попросить Алексея Никола­евича Оленина сделать виньету для Певца? Вот мысль: Всевидящее око в небесах; лучи его уда­рили на землю, и тучи разлетелись, и полшара в сиянии; в удаляющихся тучах гаснут мол­нии». Предложенная аллегория по каким-то причинам не нашла воплощения. Вместо неё титульный лист книги украсила гравюра С. Ф. Галактионова с известной живописной работы Ф. Я. Алексеева «Вид на Кремль со сто­роны Каменного моста». В соответствии с бытовавшей тогда издательской практикой, «Певец на Кремле» был выпущен в нескольких вариантах. Они различались размером, каче­ством бумаги, а также наличием или отсут­ствием гравюры. Одна часть тиража, отпеча­танная на веленевой и на простой бумаге «в четвёртку», содержала титульный лист с гра­вюрой, другая часть - на простой бумаге «в восьмушку» - гравюры не имела. Представ­ленный в Библиохронике экземпляр выпол­нен на веленевой бумаге «в четвёртку». Особую ценность этому экземпляру, помимо гравюры, придаёт сохранившаяся издательская обло­жка, позволяющая увидеть книгу такой, какой она вышла в свет в конце 1816 года.

 


Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Певец на Кремле Василия Жуковского. Санкт-Петербург: В Медицинской типографии, 1816. [4], 21, [1] с. На титульном л. «Вид Кремля» - гравюра резцом С.Ф. Галактионова с оригинала Ф.Я. Алексеева. (В рецензии журнала «Сын Отечества» (1817. Ч. 33. №2) особо отмечалось высокое качество гравюры.) В издательской печатной обложке. 25,5х17,5 см. Необрезанный экземпляр в хорошем состоянии. Большая редкость.

Previous Article Письма русского офицера (1815-1816 годы)
Next Article Комедия против комедии, или Урок волокитам (1816 год); Вечеринка ученых (1820 год); Добрый малой (1820 год)
Print
1690 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top