Петербургский сборник (1846 год)
Опытным библиофилам хорошо известно, что редкость того или иного издания далеко не всегда определяется его культурной значимостью. Однако пример «Петербургского сборника» позволяет утверждать, что «высшая книжная справедливость» всё же существует: то, что один из лучших литературных альманахов за всю историю отечественной словесности вот уже полтора столетия практически ненаходим на российском антикварном рынке, вполне объяснимо и закономерно.
«Петербургский сборник» - самый крупный и, пожалуй, наиболее успешный издательский проект Н.А. Некрасова «досовременниковского» периода. Вскоре после выхода книги в свет В.Г. Белинский, один из авторов «Петербургского сборника», писал А.И. Герцену, также участвовавшему в издании: «Альманах Некрасова дерёт, да и только. Только три книги на Руси шли так страшно: "Мёртвые души", "Тарантас" и "Петербургский сборник"». Понять читательский ажиотаж нетрудно: нечасто под одной обложкой собиралось такое созвездие литературных талантов. Поэзия и проза И.С. Тургенева, повесть В.Ф. Одоевского, поэма А.Н. Майкова, путевые заметки И.И. Панаева, очерк А.И. Герцена, статьи В.Г. Белинского и А.В. Никитенко, стихи Н.А. Некрасова - первые, принёсшие ему истинную славу: «В дороге»,
«Пьяница», а также вызвавшая неудовольствие властей «Колыбельная песня (подражание Лермонтову)»:
Будешь ты подъячий с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выйду -
И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
Спину гнуть свою.
Спи, пострел, пока невинный!
Баюшки-баю.
Ф.В. Булгарин, регулярно составлявший для III Отделения «объектики» на собратьев-литераторов, писал тогда: «Некрасов - самый отчаянный коммунист. Стоит прочесть стихи его в «Санкт-Петербургском альманахе», чтоб удостовериться в этом. Он страшно вопиёт в пользу революции».
Однако главным открытием «Петербургского сборника», тем событием, которое навсегда вписало это издание в историю не только русской, но и мировой культуры, явилась публикация романа «Бедные люди», ставшая литературным дебютом Фёдора Михайловича Достоевского.
Рукопись «Бедных людей» принёс Некрасову Д.В. Григорович - товарищ Достоевского по Инженерному училищу. Для начала Некрасов предложил прочесть ему вслух страниц десять - на пробу, затем согласился послушать ещё немного. А потом оба литератора читали друг другу поочерёдно, не останавливаясь, до самого утра, пока не прочли весь роман. Григорович вспоминал: «История о том, как я силой почти взял рукопись «Бедных людей» и отнёс её Некрасову, известна. Чтение происходило у Некрасова. Читал я. На последней странице, когда старик Девушкин прощается с Варенькой, я не мог больше владеть собой и начал всхлипывать; я украдкой взглянул на Некрасова: по лицу у него также текли слёзы. Я стал горячо убеждать его в том, что хорошего дела никогда не надо откладывать, что следует сейчас же отправиться к Достоевскому, несмотря на позднее время (было около четырёх часов утра), сообщить ему об успехе и сегодня же условиться с ним насчёт печатания его романа. Некрасов, изрядно также возбуждённый, согласился, наскоро оделся, и мы отправились». Имеется описание этого раннего визита, сделанное Достоевским: «Воротился я домой от своего товарища уже в четыре часа, в белую, светлую, как днём, петербургскую ночь. Стояло прекрасное тёплое время. И, войдя к себе в квартиру, я спать не лёг, отворил окно и сел у окна. Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший. И вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут... Они пробыли у меня тогда с полчаса, в полчаса мы Бог знает сколько переговорили, с полслова понимая друг друга, с восклицаниями, торопясь; говорили и о поэзии, и о правде, и о «тогдашнем положении». «Ну, теперь спите, спите, мы уходим, а завтра к нам!» Точно я мог заснуть после них! Какой восторг, какой успех, а главное - чувство было дорого, помню ясно: «У иного успех, ну хвалят, встречают, поздравляют, а ведь эти прибежали со слезами, в четыре часа, разбудить, потому что это выше сна. Ах, хорошо!» Вот что я думал, какой тут сон!»
«Петербургский сборник» поступил в продажу 24 января 1846 года. И уже на следующее утро двадцатичетырёхлетний Достоевский, до того выступавший в печати лишь однажды, с переводом бальзаковской «Евгении Гранде», проснулся знаменитым. «Бедные люди» имели исключительный успех. Выражая господствовавшее мнение, В.Г. Белинский в своей изрядно нашумевшей рецензии утверждал: «Перед нами талант необыкновенный и самобытный, который сразу, ещё первым произведением своим, резко отделился от всех наших писателей... Так ещё никто не начинал из русских писателей... Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому... Это первая попытка у нас социального романа». В целом же знаменитый критик оценил альманах, как «небывалое явление в нашей литературе: выбор статей, их многочисленность, объём книги, внешняя изящность издания - всё это, вместе взятое, есть небывалое явление в этом роде; оттого и успех небывалый».
Первая публикация первого оригинального произведения писателя, прочно занимающего первое место в мировом рейтинге популярности, давно уже является книжной редкостью первого ряда. Библиофил Н.В. Паншев в статье «О прижизненных изданиях Ф.М. Достоевского» пишет: «Уже при жизни писателя сборник встречался крайне редко, и это обстоятельство позволило П.В. Анненкову в своих литературных мемуарах, опубликованных в апреле 1880 года журналом «Вестник Европы», написать, что Достоевский требовал от издателей альманаха, чтобы роман «Бедные люди» был напечатан особым шрифтом и выделен особой каймой. В первой биографии писателя в 1883 году по этому поводу сообщалось, что слух Анненкова держится лишь потому, что «Петербургский сборник» давно стал библиографической редкостью. До настоящего времени не найдено ни одного экземпляра альманаха, где бы «Бедные люди» были напечатаны с той каймой, о которой сообщал Анненков. На антикварно-букинистическом рынке «Петербургский сборник» встречается крайне редко и всегда высоко ценится».
Петербургский сборник, изданный Н.Некрасовым. Некоторые статьи иллюстрированы. В.Г. Белинский. Ф.М. Достоевский. Искандер. А.И. Кронеберг. А.Н. Майков. Н.А. Некрасов. А.В. Никитенко. Кн.<язь> В.Ф. Одоевский. И.И. Панаев. Гр.<аф> В.А. Соллогуб. И.С. Тургенев. Санкт-Петербург: В типографии Эдуарда Праца, 1846. [4], 560 с. с иллюстрациями. Иллюстрации к поэме И.С. Тургенева «Помещик» - гравюры на дереве Е.Е. Бернардского с рисунков А.А. Агина; иллюстрации к «Парижским увеселениям» И.И. Панаева -политипажи, рисованные и гравированные в Париже. В цельнокожаном переплёте конца ХХ века с золототиснёными рамками на крышках, с золототиснёными заглавием и орнаментом на корешке. Тройной мраморированный обрез. 25,5x16 см.