Полное собрание библиографических трудов (1908 год)
Александр Бурцев
В истории русской культуры рубежа XIX-XX веков видное место занимают собиратели и меценаты, вышедшие из купеческой среды. У всех на слуху имена создателей крупных художественных коллекций - П.М. Третьякова, братьев М.А. и И.А. Морозовых, СИ. Щукина. У библиофилов тоже были свои Третьяковы, и петербуржец Александр Евгеньевич Бурцев - один из них.
Бурцев начал собирать книги ещё в юношеские годы, будучи подручным у своего дяди-менялы. Унаследовав меняльную лавку, он преобразовал её в банкирскую контору, расширил дело и разбогател. Вместе с капиталами росла и его библиотека.
Взяв себе за правило ежедневно заходить к знакомым букинистам, Бурцев сначала покупал у них собрания сочинений русских классиков, затем перешёл на первоиздания и, наконец, стал коллекционировать подлинные письма, автографы и старинные рукописи. Кроме того, он скупал картины и рисунки. Среди его «поставщиков» были И.Е. Репин, Н.К. Рерих, СЮ. Судейкин, К.С Петров-Водкин.
Со временем собрание Бурцева так разрослось, что он задумал организовать Музей русского искусства и литературы, для чего выстроит на Бассейной, 10, специальный дом с большими выставочными залами.
Однако ещё до создания музея Бурцев начал издавать описания своей коллекции. Человек увлекающийся и даже азартный, он и сюда привнёс купеческий размах. Отпечатанные на дорогой бумаге тиражом 100-150 экземпляров, оформленные «дорогими» художниками, «одетые» в дорогие переплёты, бурцевские каталоги поражали не только качеством исполнения, но и объёмом, так как нередко содержали не просто описания книг и рукописей, а целиком перепечатанные тексты редкого издания или автографа. Достаточно сказать, что в своих «библиографиях» Бурцев дважды полностью опубликовал радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Вот почему его «Описание редких российских книг» издано в пяти томах, «Архив книжных и художественных редкостей» - в шести, а «Словарь редких книг и гравированных портретов» - в семи.
Представленное в Хронике «Полное собрание библиографических трудов» насчитывает 10 томов. Помимо редких, с точки зрения составителя, книг и рукописей, оно содержит воспроизведения графических листов из бурцевского собрания. Титулы и издательские переплёты оформлены по эскизам художника Лавра Тимофеевича Злотникова.
Специалисты нередко называли Бурцева «библиофилом-графоманом». Между тем его издания, сыгравшие значительную роль в деле изучения и описания редкой русской книги, со временем сами превратились в редкость. Известный книговед П.Н. Берков писал, что не знает ни одного частного или государственного собрания, где хранился бы полный комплект «бурцевианы».
Судьба коллекции Бурцева стожилась драматически. Его торговые дела пришли в упадок, и он стал распродавать библиотеку, для чего открыл собственный книжный магазин. Старейший петербургский книготорговец Ф.Г. Шилов рассказывал: «Продавал он дёшево, и торговля у него пошла. Вскоре, однако, Бурцев закрыл свою лавку и стал жить тем, что сдавал на комиссию по аукционам этюды и картины Рериха, Судейкйна и других художников, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке».
Бурцев дожит до глубокой старости. Ещё в начале 1930-х годов в букинистических магазинах Ленинграда можно было встретить невзрачного, худо одетого человека - А.Е. Бурцева.
Бурцев умер в 1937 году. Во время войны его дочь, Ольга Атександровна, вывезла остатки собрания отца в эвакуацию, в Астрахань. Часть бумаг и рисунков там пропала. Уже в 1950-е годы лгггературовед И. Л. Андроников отправился в Актюбинск и приобрёл для Центрального государственного архива литературы и искусства всё, что сумета сохранить O.A. Бурцева, -1508 рукописей и документов, среди которых обнаружились не известные ранее автографы М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Блока, С.А. Есенина...
Бурцев Александр Евгеньевич (1863-1937)
Полное собрание библиографических трудов. [В 10 томах.] Санкт-Петербург, 1908. Т.1. 372 с. с иллюстрациями, портретами. Т.2. 343 с. с иллюстрациями, портретами. Т.З. 365 с. с иллюстрациями, портретами. Т.4. 349 с. с иллюстрациями, портретами. Т.5. 384 с. с иллюстрациями, портретами. Т.6. 380 с. с иллюстрациями, портретами. Т.7. 407 с. с иллюстрациями, портретами. Т.8. 426 с. с иллюстрациями, портретами. Т.9. 357 с. с иллюстрациями, портретами. Т.10. 210 с. с иллюстрациями, портретами. В десяти издательских переплётах. Корешки и уголки из коленкора с тиснёным рисунком. Крышки - картонаж с рисунком (цветные литографии). Переплёты и титулы по рисункам Л. Злотникова. Экземпляр на бумаге верже с иллюстрациями на мелованной бумаге. 27,9x24,6 см. В десять переплётов вошли 80 выпусков. Хорошо сохранившиеся экземпляры в издательских переплётах всегда представляли большую редкость.