Промышленная Россия (1923 год)
«Промышленная Россия» - единственный экономический справочник периода нэпа - новой экономической политики. Новая, то есть пришедшая на смену эпохе «военного коммунизма», политика была провозглашена X съездом РКП(б) и начала осуществляться в 1921 году. Её основные положения, разработанные В.И. Лениным, предусматривали замену продразвёрстки продналогом, разрешали частную торговлю и мелкие частные предприятия, поощряли создание концессий и государственных трестов, связанных с рынком, дозволяли аренду промышленных предприятий и земли, вместо натуральной зарплаты вводили денежный расчёт, ориентированный на количество и качество труда. Иначе говоря, как писали советские учебники, «допускали некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении Советским государством командных высот в народном хозяйстве».
Введение нэпа, опрокидывавшее все постулаты официальной идеологии, явилось политическим компромиссом, отчаянной попыткой поднять страну из хаоса и разрухи. Экономическую жизнь следовало упорядочить. Появление «Промышленной России» - один из шагов к этому. В предисловии к справочнику говорится: «Истекшие годы войны и революции внесли многие изменения в хозяйственную жизнь страны. Связь между торговлей и промышленностью достаточно ещё не налажена. Жизнь требует скорейшего восстановления этой связи. Производство и потребление должны найти путь друг к другу».
Облегчая этот поиск, «Промышленная Россия» предлагала списки 15 000 предприятий с указанием их точных названий, адресов, телефонов, имён руководителей, количества работающих, перечнем оборудования и даже с номерами банковских счетов. Так, интересующиеся продукцией «Абрау-Дюрсо», могли узнать, что некогда завод принадлежал удельному ведомству, а в настоящее время - тресту «Кубчерспирт», что размещается он в городе Новороссийске, производит крепкие, столовые и десертные вина, что на заводе имеются 2 двигателя мощностью 70 лошадиных сил, а работают на нём 633 человека.
Тут же приводились основные положения трудового законодательства, документы, регламентировавшие отношения предприятий, и образцы договоров. Много места занимала восставшая из пепла реклама. Нередко встреча на рекламных полосах старых и новых реалий порождала яркие, неожиданные эффекты. Например, киевская Госхладобойня размещалась на улице Карла Маркса, а Центрокишпрод, чья московская контора находилась на Красной площади, предлагал покупателям «кишки говяжьи, бараньи, свиные и проч., всех названий и сортов». Ярославская табачная фабрика рекламировала курительную махорку двух сортов: первого -«Имени тов. Ленина» и второго - «Имени тов. Троцкого», а донская Государственная табачная фабрика сообщала о выпуске папирос лучших старых марок: «Наполеон», «Шуры-муры», «Советские» (бывшие «Сенаторские»), а также новых, под красноречивым названием «Эх, отдай всё!».
Ещё недавно казавшиеся немыслимыми упоминания о «прежней» жизни встречались на каждом шагу. Вот Самарский винокуренный завод им. Стеньки Разина обещает «пиво довоенного качества и крепости», а харьковские гостиницы, зазывая посетителей, указывают, что «Красная» - это бывший «Метрополь», а «Спартак» некогда именовался «Гранд-отелем». Видно, как в ногу со временем старались идти даже крупные государственные предприятия: Второй бронетанково-автомобильный завод, входивший в состав объединения «Промбронь», предлагал желающим «новые кузова заграничного типа», а государственный авиационный завод «Икар» - моторы последних конструкций.
Через десять лет новая экономическая политика будет постепенно свёрнута. Власть, окрепнув за счёт частной инициативы своего народа, решит эту инициативу сначала ограничить, а потом и вовсе уничтожить. Поэтому «Промышленная Россия» - не просто справочник эпохи недолгого расцвета частного бизнеса в 20-е годы XX столетия. Это - памятник людям, поверившим своему государству и государством обманутым. Пухлый том в более чем полторы тысячи страниц, отпечатанный на газетной бумаге тиражом 5200 экземпляров, не предназначался для длительного хранения. Считалось, что подобные издания будут выходить регулярно. Этого не случилось. В наши дни «Промышленная Россия» в хорошем состоянии - редкость.
Промышленная Россия. 1923-1924. Справочная книга. Петроград, издание газеты «Экономическая жизнь», 1923. 15 л. для записей, [56] с. - реклама на оранжевой бумаге, XVI, 268, 646, 464 с., [126]с. - реклама на оранжевой и жёлтой бумаге, 19 л. полукартона -шмуцтитулы. Толщина блока 8 см. В полукожаном издательском переплёте. 30,6x23,4 см. В любительской коробке. На обрезе -печатная реклама «Промбанка» и «Добролёта».