Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Северо-лесная область (1912 год)

Северо-лесная область (1912 год)

С. Покровский

Северный лесной край - это «огромная страна», раскинувшаяся между тундрой и верхним Поволжьем, «ограниченная Озерной областью» с запада и северным Уралом на востоке. Вся лес­ная часть Архангельской губернии до Обонежья, вся Вологодская, северная часть Вятской и северо- западная Пермской представляла собой область, «способную вместить любую великую державу Запада». Этот обширный край, «родина древней чуди-белоглазой, достояние предприимчивой республики Господина Великого Новгорода», позднее ставшей волостью знаменитых Строга­новых, в дореволюционной России переживала эпоху «медленного расселения русского пле­мени по речным долинам в глубину непролаз­ных, нетронутых дебрей».

Редкостью заселения Архангельская и Воло­годская губернии более походили на Сибирь, чем на Европейскую Россию, и составили костяк одной из важнейших исторических областей - Поморья. Долгое время это была земля, живущая исключительно в своём мире, с собственным мировоззрением и четким противопоставле­нием себя Московии и затем Российской импе­рии. Тем интереснее была для исследователей жизнь небольших северных поселений этой суровой местности.

‘ Вот, например, родина великого русского учё­ного Михаила Васильевича Ломоносова - Холмогоры, видавшие лучшие времена, а к началу XX века насчитывающие не более полутора тысяч человек. Когда-то это была столица Помо­рья, преемницей которой стал Архангельск. Через Поморье и, в особенности, Двинскую землю, Московия торговала с Европой, здесь про­ходили торговые пути и финансовые потоки, поэтому значение этих отдаленных малонасе­ленных земель было для русского государства огромным. О Холмогорах упоминалось и в пер­вом документальном свидетельстве о появлении в России собственного торгового флота - в 1492 году именно из Холмогор отправился в Данию морской караван с зерном для продажи на евро­пейских рынках. На этих суднах в Датское коро­левство доставили и посольство царя Ивана III.

Самый южный город дореволюционной Архангельской губернии Шенкурск, первое упо­минание о котором встречалось в новгородских летописях 1137 года, возник в плодородной долине реки Ваги. Название реки означало «важ­ная», и долгое время Шенкурск сам носил имя Вага. Это всегда был небольшой городок, не знав­ший бурного расцвета, как соседние поселения - Тотьма, Каргополь или Соль Вычегодская. Когда-то здесь возвели 12 церквей, из которых осталась только одна. Осенью и весной река и вовсе отрезала Шенкурск от «большой земли», тогда он превращался в остров, куда нет входа и откуда нет выхода. В этом, окружённом лесами, городке и сегодня проживает не более шести тысяч человек.

На западном берегу Белого моря приютился старинный поморский город Кемь. Впервые Кем­ский посад упоминался в древних актах Соло­вецкого монастыря. В 1450 году Кемь, будучи поместьем новгородской посадницы Марфы Борецкой, было пожертвовано ею в вотчину монастырской обители. В последующие столе­тия Кемский посад стал форпостом Поморья при нападении шведов. Естественно, построили здесь и деревянную крепость в 1598 году, на месте которой спустя полвека возвели вторую, более основательную, с шестью башнями. 16 мая 1785 года императрица Екатерина II издала указ о придании «городку Кемскому» статуса уездного города. Сообщить об этом событии в августе того же года прибыл в Кемь олонецкий губерна­тор - русский поэт Гавриил Романович Держа­вин, который и зачитал высочайший указ. Когда же в 1802 году Кемь перевели в состав Архангель­ской губернии, здесь стали активно развиваться парусное судостроение, добыча речного жем­чуга и солеварение. Сегодня это небольшой административный центр в республике Каре­лия, насчитывающий чуть более 10000 человек.

Самым северным городом в европейской части Российской империи считался Александровск, расположившийся на Мурманском берегу вдоль южной стороны Екатерининской бухты," почти никогда не замерзающей благодаря теплому течению Гольфстрим. Возвели его в 1899 году и назвали в честь императора Александра III.

Инициатором основания здесь порта стал Сер­гей Юльевич Витте, которого во время его поездки в качестве министра финансов пора­зила своей грандиозностью бухта: «Прекрасная незамерзающая гавань, обнесённая естествен­ной оградой гранитных скал, представляла вели­колепное убежище для каждого морского судна, бросившего здесь якорь». В 1931 году село Алек­сандровское (город стал селом в первые годы советской власти) переименовали в Полярное и вскоре вернули ему стаж города. Во время Великой Отечественной войны здесь находи­лась главная военно-морская база Северного флота, сохранившаяся и по сей день. Поэтому и сейчас попасть в город можно только по специ­альному пропуску. 5 мая 2008 года Указом Пре­зидента Российской Федерации Полярному было присвоено почётное звание «Город воин­ской славы».

Много ещё городов на русском Севере: Пинега прославился своей ярмаркой, Онега - лесозаво­дами, Тотьма - соляными варницами. Очень богат северный лесной край европейской Рос­сии такими небольшими, уютными и самобыт­ными городками.

 


Покровский С.

Северо-лесная область. / Великая Россия: Географические, этнографические и культурно-бытовые очерки современной России / Под редакцией профессора Д.Н. Анучина. В 3 томах. [Том 3]. Москва: Книгоиздательское товарищество «Дело», [1912]. 247, [3] с., 33 л. ил. Современный составной переплёт: кожаные уголки и корешок с бинтами и золотым тиснением, мраморированная бумага. На обо­роте титульного листа экслибрис-штамп «Из книг Степана Саввича Кривцова». [Литератор, член Исполнительного бюро Московского Пролеткульта. Входил в редколлегию журнала «Горн» и участвовал 17 декабря 1918 года в заседании редакции, на котором было принято решение не печатать в очередном номере журнала стихотворение С. Есенина.]. 33 фототипии на отдельных вклейках. 25,7x16,5 см.

Previous Article Тундры (1912 год)
Next Article Поволжье (1912 год)
Print
1005 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top