Сочинения (1828 год)
Владислав Озеров
Склонность к литературе и театру оонаружи-лась у Озерова ещё в Сухопутном шляхетском корпусе, где он провёл начиная с 1776 года около двенадцати лет. За его первыми поэтическими опытами наблюдал Я.Б. Княжнин, преподававший кадетам словесные науки.
По окончании корпуса Озеров участвовал в русско-турецкой кампании 1787-1791 годов, служил делопроизводителем канцелярии генерал-прокурора Сената, правителем канцелярии Экспедиции государственного хозяйства, чиновником Лесного департамента. Хотя прославленный драматург дослужился до высокого чина действительного статского советника, его служебная карьера складывалась непросто. Будучи, по отзывам современников, чело-веком'раздражительным, осторожным, непредупредительным и холодным, он часто ссорился с начальниками и сослуживцами. Одним из его недоброжелателей был великий реформатор М.М. Сперанский. В 1801 году Озеров вышел в отставку и уехал в отцовское имение Борки Тверской губернии, но через два года вновь вернулся на службу в Лесной департамент. Окончательная отставка без сохранения пенсиона последовала в 1808 году после ссоры с министром финансов Ф.А. Гблубцовым. С селом Красный Яр Казанской губернии связан заключительный период творчества Озерова.
Первое произведение, принесшее автору шумный успех, была трагедия «Эдип в Афинах», поставленная в 1804 году на сцене Петербургского Большого театра АЛ. Шаховским. Антигону в этом спектакле играла Е.С. Семёнова, царя Эдипа - Я.Е. Шушерин. Декорации выполнялись по рисункам президента Академии художеств А.Н. Оленина. Столь же оглушительными овациями сопровождались и другие трагедии Озерова, поставленные в Большом театре: «Фингал» (1805) и «Дмитрий Донской» (1807).
Мнения критиков далеко не всегда совпадали с оценкой публики. Озеровским трагедиям инкриминировались историческая недостоверность, несоблюдение правил драматического жанра, неправдоподобие переживаний героев. Постоянными оппонентами Озерова выступали Г.Р. Державин и А.С. Шишков. На «Дмитрия Донского» появились пародии П.Н. Семёнова «Митюха Валдайский» и А.С. Грибоедова «Дмитрий Дрянский».
Последняя трагедия «Поликсена», поставленная в 1809 году, успеха ни у критиков, ни у зрителей не имела.
«Воспоминая Владислава Александровича Озерова, мы должны сетовать как о преждевременной смерти, так и о самой жизни его, игралище враждующей судьбы и людей. Смерть положила предел дням Озерова на 47 году от рождения; но бедствия и зависть, пробужденная рукоплесканиями, уже несколько лёт перед тем поставили преграду успехам его», - так начиналась витиеватая статья «арзамасца» П.А. Вяземского, предназначенная для первого двухтомного собрания сочинений прославленного драматурга, изданного в 1817 году.
Это собрание выдержало пять изданий, и последнее, пятое, дополненное и сверенное по рукописям автора, - лучшее из них. Помимо знаменитых трагедий («Эдип в Афинах», «Фингал», «Дмитрий Донской», «Поликсена»), вызывавших у зрителей начала XIX века слезы восторга и патриотическое воодушевление, сюда вошли оды, басни, разные стихотворения и переводы, а также ранее не печатавшаяся трагедия «Ярополк и Олег». Иллюстрации к трагедиям были выполнены известными художниками и гравёрами И.А. и М.А. Ивановыми, И.В. Ческим. Предваряет «Сочинения» портрет Озерова, рисованный А.В. Нотбе-ком и гравированный Н.И. Уткиным.
Предпринятое петербургским книгопродавцем и издателем И.И. Глазуновым на собственные средства, пятое издание сочинений Озерова появилось в 1828 году сразу в трех видах. Два малоформатных варианта - с гравюрами и без гравюр - предназначались для широкой продажи; третий - с оттисками высокого качества и полями - был напечатан на веленевой бумаге в количестве 50 экземпляров. Цена этих книг достигала 50 рублей.
В Хронике представлен редчайший третий вариант издания, предмет неустанных поисков библиофилов.
Озеров Владислав Александрович (1769-1816)
Сочинения. Издание 5-ое, дополненное и сверенное по рукописям автора. [В 3-х частях.] Санкт-Петербург, 1828. Ч. 1.[8], 120 с. Ч. 2. [8], 168 с. Ч. 3. [6], 154 с, 9 л. иллюстраций. В цельнокожаном переплёте 30-х годов XIX века, богато украшенном золотым тиснением на крышках и корешке. Тройной золотой обрез. 32,5x22,5 см. Иллюстрации - гравюры на меди Н. Уткина, М. Иванова и И. Ческого по рисункам А. Нотбека и И. Иванова. Тираж 50 экземпляров.