Стихотворения (1815-1816 годы)
Василий Жуковский
В хронике жизни и творчества Жуковского 1815 год отмечен знаменательными событиями: переездом на постоянное жительство из Дол-бина, имения Киреевских, в Петербург, рождением литературного общества «Арзамас», знакомством с лицеистом Пушкиным и выходом первого, итогового на тот момент, собрания стихотворений. В подготовке этого двухтомного издания принимали участие «арзамасцы» А. И Тургенев, Д. Н. Блудов, С. С. Уваров, Д. А. Кавелин. Виньеты, открывавшие обе части сборника, выполнялись при участии А. Н. Оленина гравёрами И. А. и М. А. Ивановыми и Н. И. Уткиным. Однако сюжеты гравюр придумал, по всей видимости, сам Жуковский. Первая из них представляла огромную статую Мемнона, воздвигнутую в Египте во времена Аменхотепа III. Согласно легенде, статуя, повреждённая во время землетрясения, на рассвете издавала звук, считавшийся приветствием царя Мем-нона своей матери - богине утренней зари Эос. Помещённая внизу изображения отсылка к странице 124, то есть к посланию «К Вяземскому и Пушкину», объясняла глубокий смысл виньеты - графического воплощения кредо поэта:
Один, среди песков, Мемнон,
Сидя с возвышенной главою,
Молчит! - лишь гордою стопою
Касается ко праху он!
Но лишь денницы появленье
Вдали восток воспламенит -
В восторге мрамор песнь гласит.
Таков поэт, друзья! Презренье
В пыли таящимся душам!
Оставим их попрать стопам,
А взоры устремим к востоку.
В двухтомник вошло около восьмидесяти произведений разных жанров: посланий, баллад, элегий, песен, романсов. Из них более десяти посвящены теме войны с Наполеоном. Здесь помещены «Певец в стане русских воинов», послания «Императору Александру» и «Вождю победителей», «Песнь русскому царю от его воинов», баллада «Ахилл». Одни стихотворения были уже хорошо известны по публикациям и рукописным спискам, другие представали перед читателями впервые. Открывала сборник «Песнь барда над гробом славян-победителей». Написанная в 1806 году вослед Оссиану и Грею, с одной стороны, и «Слову о полку Игореве», с другой, эта «песнь» призывала к отмщению врагам после поражения под Аустерлицем:
Копьё во длань! Воздвигни щит! Вперёд!
На огнь и меч громовою стеною!
До появления «Певца в стане русских воинов» это стихотворение расценивалось как лучшее в российской словесности.
Один из лейтмотивов военной лирики Жуковского - прославление Александра I. При всей высокопарности эпитетов в адрес «вождя царей» эти стихи ни сам автор, ни его современники не воспринимали как лесть, но как выражение истинных настроений победившей нации. Таково, например, послание «Императору Александру», написанное в 1814 году. В нём нашли отражение и события Отечественной войны, и Заграничный поход, и смерть М. И. Кутузова, и вступление союзных войск в Париж, сделавшее возможным возвращение на французский трон Бурбонов. В этом большом историческом полотне ликование победы, общественное воодушевление, национальная гордость персонифицировались в одной личности - русского царя:
На лиру с гордостью подъемлет взор певец...
О дивный век, когда певец царя - не льстец,
Когда хвала - восторг, глас лиры -
глас народа,
Великость, слава, мир, отечество, алтарь,
Всё, всё слилось в одно святое слово: царь.
Прочитав послание «Императору Александру», К. Н. Батюшков писал П. А. Вяземскому (10 января 1815 года), что такими стихами и «с таким глубоким чувством» об императоре не говорил никто: «Государь наш, который, конечно, выше Александра Македонского, должен то же сделать, что Александр Древний! Он запретил под смертною казнию изображать лицо своё дурным художникам и предоставил сие право исключительно Фидию. Пусть и государь позволит одному Жуковскому говорить о его подвигах. Все прочие наши одорифмователи недостойны сего».
Другой лейтмотив - постоянно возникающая тема судьбы, её тайных и непостижимых путей. Наиболее явно она выразилась в элегии «На смерть фельдмаршала графа Каменского». Участник русско-турецких кампаний граф Михаил Федотович Каменский (1738-1809) в ноябре 1806 года был назначен главнокомандующим русских войск. С. Г. Волконский, оказавшийся в числе его адъютантов, в своих «Записках» писал о нём как о человеке «с большой образованностью и военными достоинствами, но дряхлом, заносчивом и часто безрассудно вспыльчивом». Командование Каменского продолжалось всего шесть дней, и перед самым Пултуским сражением он покинул вверенную ему армию под предлогом её формирования «на новых началах». За этот странный демарш, и без того заставлявший подчинённых подозревать у фельдмаршала помутнение рассудка, Александр I лишил его звания главнокомандующего и отправил на жительство в орловские деревни под присмотр полиции без права въезда в обе столицы. В родовом поместье и настигла Каменского трагическая смерть, бурно обсуждавшаяся в самых разных кругах, позднее нашедшая отражение в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник». В «Записках» С. Г. Волконского она представала следствием его помещичьего тиранства: «Быв всегда строгим помещиком и весьма тяжёлым для крепостных его крестьян и дворовых, при безвыездной своей жизни в деревне, он уже стал им несносен, и в то время, как он в дрожках объезжал свои поля, на него наскочил сзади крепостной его человек и, раскромсав топором ему голову, на месте его положил. Вот последствия безграничных прав русского помещика, которые иными возвеличиваются отцовскою попечительностью. Убийство жестокое, но можно ли его назвать чистым преступлением!» В отличие от Волконского, Жуковский в своём стихотворении «На смерть фельдмаршала графа Каменского» не сочувствовал убийце. Мысль поэта, минуя социальные области, устремлялась к горним сферам, к неисповедимости Провидения, которое столько раз уберегало Каменского, когда «окрест зияла смерть и брань», как оказалось, для того чтобы в мирной жизни привести в «таинственный лес», где ждал его «топор разбойника презренный». И если такая ужасная смерть - это возмездие, то не за конкретные злодеяния, а за недостаток смирения и страха Божия на вершине счастья. «О сколь разительный смирения урок Сия Каменского могила!» - слова, которые могли бы стать эпиграфом элегии.
А вот как тема судьбы раскрывается в стихотворении «Вождю победителей», написанном «после сражения под Красным». Это стихотворение, первоначально называвшееся «К старцу Кутузову», хорошо знали в армии. В ноябре 1812 года директор походной типографии и хороший знакомый Жуковского Андрей Кайсаров отпечатал его в виде агитационной листовки.
Здесь Кутузов представал не только талантливым, мудрым полководцем, но самим воплощением «Божьего гнева». По воле Провидения Наполеону нужно было завоевать полмира, чтобы «старец наш славней его низринул», а вместе с ним исчезла французская нация:
Посол Судьбы, явился ты полкам -
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.
Лети, неся за ними смерть и страх!
И нет следов великого народа.
Послание «Вождю победителей» участник войны 1812 года, писатель и историк Н. М. Коншин назвал «поэмой, достойной Георгия 1-й степени». Стихотворение заканчивалось «мечтанием» о том времени, когда Кутузов возвратится домой, где его будет ждать ясная, спокойная и величественная старость, осенённая «славными трофеями побед». Смерть Кутузова 28 апреля 1813 года показала тщетность поэтической попытки заглянуть в будущее.
За каждым из стихотворений, вошедших в сборник, стояли не только подвиги, сражения и имена героев. Здесь запечатлелась сама эпоха, её душа и мысли. К моменту выхода сборника ещё не был закончен «Певец в Кремле», не была написана «Бородинская годовщина», но всё то, что было создано потом, лишь немногим дополнило тему, так широко и многопланово представленную в первом прижизненном собрании «Стихотворений Василия Жуковского» 18151816 годов.
О том, с каким нетерпением ожидали современники этой книги, свидетельствует помещённый в конце второй части список подписавшихся на неё. Оставив далеко позади практически все издания той поры, он содержит 320 имён поклонников и поклонниц лиры автора «Певца в стане русских воинов». На первом месте в нём значится вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, пожелавшая приобрести сразу 25 экземпляров сборника.
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
Стихотворения [В 2-х ч.] Санкт-Петербург: В Медицинской типографии, 1815-1816. Ч. 1: Лирические стихотворения. Послания. Романсы и песни.1815. 1 л. авантитул, 1 л. гравированный авантитул (аллегорическое изображение статуи Мемнона, рисованное И. А. Ивановым по эскизу А. Н. Оленина, гравированное М. А. Ивановым), 1 л. титул, [4], 247 с. Ч. 2: Смесь. Баллады.1816. 1 л. авантитул, 1 л. титул, [2], 338, [1] с. В двух цельнокожаных переплётах конца ХХ века, имитирующих переплёты первой трети XIX века. На крышках золототиснёные геометрические и орнаментальные рамки. В центре крышек растительный узор конгревного тиснения. На корешке с бинтами тиснённые золотом орнамент, заглавие и номера частей. Золототиснёные подвёртки. Форзацы «мраморной» бумаги. 23х18 см. Цензурное разрешение 1 и 2 ч. - от 7 октября 1815 года. На авантитуле, титуле и в тексте ч. 2 владельческий штемпель фиолетовыми чернилами: «Александр Васильевич Николаев». Первое собрание стихотворений поэта. Редкость.