Считалочка. Рисунки Льва Юдина (1938 год)
«Мы доказываем, что природа художественной культуры не зависит от политических, религиозных и бытовых идей, что сущность живописной культуры беспредметна, бессмысленна и безыдейна, что художник будет замазывать цветом ту морду, которую подсунет ему жизнь, а жизнь играет с ним плохую игру и заставляет служить себе, своей политике, религии и быту», - писала художница Вера Ермолаева (1893-1937) в 1926 г. в Париж одному из основоположников русского авангарда Михаилу Ларионову (1881-1964).
«Мы» - это группа УНОВИС (Утвердители нового искусства), авангардное художественное течение, возглавлявшееся Казимиром Малевичем
(1879-1935). Среди его последователей и учеников - В. М. Ермолаева (1893-1938), Л. М. Лисицкий (1890-1941), Е. М. Магарил (1902-1987) и др. Группа образовалась в Витебске в 1919 г. с приездом сюда К. Малевича, мастерская которого действовала в Витебском высшем художественном училище (с 1920 года - Витебские государственные свободные художественные мастерские). Группы УНОВИС существовали также в Москве, Петрограде, Одессе, Оренбурге, Перми, Саратове и Самаре.
Поддерживая лозунги Казимира Малевича - «Ничего старого - ни формы, ни жизни!», «Освободим живопись от рабства перед готовыми формами действительности!», «Сделаем живопись искусством творческим, а не репродуктивным!», молодые художники верили, что социалистическая революция обязательно приведет также к революции в мышлении и восприятии искусства.
Одним из учеников и соратников Малевича был Лев Александрович Юдин (1903-1941), который еще школьником начал посещать его мастерскую.
Л.А. Юдин родился в Витебске, его отец Александр Гаврилович Юдин работал агентом витебского Общества солезаводчиков. После обучения в мастерской Лев Юдин поступил в Витебский художественно-практический институт, уже будучи членом УНОВИСа.
В 1922 г. почти все члены группы переехали в Петроград. Юдин пошел учиться в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), в 1923 г. стал сотрудником Государственного института художественной культуры (ГИНХУКа), который до 1926 г. возглавлял К. Малевич. В качестве ассистента своего учителя Юдин помогал ему в росписи фарфора, создании архитектурных и гипсовых моделей, научных исследованиях и т. д. В том же институте он недолго руководил «лабораторией формы», изучая закономерности традиционного кубизма. В 1941 г. Л. Юдин вспоминал: «Малевич и Митрохин пробудили такие чувства, которые уже могут погибнуть только со мной вместе». Тем не менее, в конце 1920-х гг. творческая связь Малевича и Юдина прервалась.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Л. Юдин вместе с В. Ермолаевой, В. Стерлиговым (1904-1973) и другими художниками входил в «Группу живописнопластического реализма». В этот период Вера Ермолаева работала как художник книги. Ею были созданы иллюстрации к произведениям Н. Асеева, Е. Шварца, «обэриутов». Вместе с Львом Юдиным они придумывали книжки-картинки и книжки- игрушки.
В 1934 г. после ареста Ермолаевой и Стерлигова группа распалась. (Вера Ермолаева была осуждена на три года лагерей и в сентябре 1937 г. расстреляна в Карлаге; В. Стерлигов был досрочно освобожден из лагеря в 1938 г)
С 1928 г. Л. А. Юдин стал участником «Академии Маршака», сотрудничал в журналах «Чиж» и «Ёж». Он работал с такими художниками как В. Лебедев (1891-1967), В. Курдов (1905-1989), Ю. Васнецов (1900-1973), П. Соколов (1826-1905) и др.
В 1929 г. в «Правде» появилась статья «Дадим нашим детям новую литературу», обличающая творчество С. Маршака (1887-1964) и К. Чуковского (1882-1969), отвлекающее детей от реальной жизни и классовой борьбы. В конце 1930-х гг. большинство членов редколлегии «Чижа» и «Ежа» были арестованы, репрессированы, расстреляны, сосланы в лагеря. В 1930 г. был арестован Казимир Малевич. В 1932 г. вышло партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым отрицалось развитие художественного творчества вообще, все эксперименты в искусстве запрещались. Социалистическое искусство отныне основывалось на принципах «революционной современности в выборе сюжетов», «стремления к абсолютному мастерству в области предметного станковой живописи, рисунка и скульптуры» и т. д.
Лев Юдин, подобно многим, сумел приспособиться к реальным фактам времени.
Как художник книги Юдин использовал редкую графическую манеру - силуэтное изображение: он без подготовки виртуозно вырезал ножницами силуэты животных и людей 1-2 сантиметра величиной. Этому искусству он научился у матери, постоянно вырезавшей силуэты разных зверей во время игр с детьми.
Пианистка М. В. Юдина (1899-1970) вспоминала, что «что Лев Юдин, когда был маленьким Лелей, беспрестанно вырезал ножницами из газет и любых других бумаг - зверей различных, в различных комбинациях, поворотах, образах, все более и более совершенствуясь в этом своем - глубоко индивидуальном жанре. Он был тихий, скромный и ласковый мальчик, потом отрок, юноша; семья их - брата моего отца, дяди Александра, - была необыкновенно дружная, все обожали друг друга, их было всего четверо - родители, брат и сестра. Атмосфера была, возможно, и тепличной, но необыкновенная одаренность Льва и не видела помех, не слышала споров, разногласий, его искусство росло органично, вне среды “богемы” и шума... Потом в Витебске оказался и сам Малевич. И учитель и ученик друг друга поняли. А позже, напротив, Лев узнал “почем фунт лиха”, узнал бедность, жизнь впроголодь, отрешенность из-за непонимания - все тяготы истинного неподкупного искусства».
Лев Юдин работал преимущественно дома, он любил животных, его всегда окружали кошки, собаки и птицы. Он был женат на художнике и педагоге Марии Гороховой (1903-1991), преподававшей в 1930-1960-е гг. в Ленинградском дворце пионеров. Сын Александр и племянники наблюдали за процессом творчества, и сами вырезали из бумаги. Впоследствии А.Л. Юдин стал доктором биологических наук.
Кстати, 21 октября 1934 г. Лев Юдин привел сына в гости к Казимиру Малевичу и тогда же записал в дневнике: «Малевич обрадовался Саньке. С удовольствием смотрел на него, сказал жене: “У нас сегодня как будто праздник!”»
Л.А. Юдин оформлял книги для Детгиза, детских журналов. В 1938 г. в Детиздате ЦК ВЛКСМ тиражом 50000 экземпляров вышла «Считалочка» - книжка-игрушка, созданная по рисункам Льва Юдина...
«Сегодня отправляюсь в действующую армию. В моей записной книжке - заставки и инициалы из Вашей книги о Суворове. Радуюсь, что имею вещи, сделанные Вашей рукой. Всматриваюсь в них с любовью и вступаю в Ваш мир художника, который мне так близок и дорог. Искусство опять нахлынуло на меня и дает много радости и надежды», - писал Лев Юдин Д. И. Митрохину в ноябре 1941 г.
Командир взвода младший лейтенант Л. А. Юдин погиб 9/10 ноября 1941 г. в первом же своем бою на Ленинградском фронте, под Усть-Тосно. Накануне боя он получил бронь от Союза художников, позволявшую ему вернуться в Петербург, но отказался воспользоваться ею.
Соратник Юдина художник Э. Криммер (19001974) писал с фронта в мае 1942 г.: «Юдин погиб в бою. Маленький Лев Юдин! До боли жалко. Было в нем драгоценное.»
Работы Л. Юдина, Э. Криммера, П. Кондратьева, М. Гороховой и других художников начала - середины ХХ в. не раз экспонировались не только в СССР, России, но и за границей. В 2003 г. в Музее современного искусства в Пушкине состоялась персональная выставка Льва Юдина. Его работы хранятся во многих государственных и частных коллекциях.
Считалочка: Книжка-игрушка. Рис. Л. Юдина. Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938. 11,8x9,8 см. Тираж 50 000 экз.