Указатель Москвы (1793 год)
Наконец я прибыла в эту древнюю необъятную столицу России. Казалось, что я въезжаю в Испагань, знакомую мне по многочисленным рисункам, - настолько облик Москвы отличается от всего, что существует в Европе. Я даже не буду пытаться описывать впечатление, которое производят эти тысячи золочёных соборов, возвышающихся своими огромными золотыми крестами, эти широкие улицы, эти великолепные дворцы, расположенные, по большей части, на таком расстоянии друг от друга, что их разделяют деревни. Чтобы составить представление о Москве, её надо видеть», - так описывала Москву 1800 года в своих «Воспоминаниях» французская художница Е.-Л. Виже-Лебрен. Её соотечественника - драматурга Ж.-А. Ансело, исполнявшего обязанности секретаря при маршале Мармоне, направленном французским правительством на коронацию Николая I в 1826 году, -поразила та же причудливость московского ландшафта: «В облике Москвы меньше регулярности и великолепия, чем у Санкт-Петербурга, но именно поэтому она производит гораздо более яркое впечатление. Если путешественник не приходит в восхищение от всего подряд, взгляд его с тем большим любопытством останавливается на диковинных зданиях, на странных сооружениях, не принадлежащих ни к одному из известных архитектурных стилей, чьи прообразы можно отыскать в разных частях света. Проходя по длинной улице с множеством магазинов, продавцов и покупателей, с богатыми экипажами, иностранец чувствует, что находится в центре густонаселённого города. Однако, продолжив свой путь, он вскоре набредёт на обширные парки, возделанные поля, огромные сады, и ему покажется, что он -в деревне, притом что он не выходил за пределы столицы могущественной империи. Неправильность московских зданий придаёт городу странный облик, какого нигде больше не встретишь: индийский храм рядом с готической башней, здание греческой архитектуры близ другого - с куполом в восточном стиле. Вся эта пестрота, предстающая удивлённому взгляду, не вызывает восторгов и всё же не лишена очарования». Хотя в записках Ансело «Шесть месяцев в России» изображена Москва после пожара 1812 года, когда было построено много частных домов «с определённым архитектурным стилем», деревенская свобода в организации городского пространства, постоянное чередование дворцов и убогих хижин с пасущимся рядом домашним скотом оставались прежними.
В конце XVIII века в Москве насчитывалось 114 больших улиц, 463 переулка, 24 монастыря, 256 церквей, 188 постоялых дворов, 941 харчевая лавка. Количество обывательских домов простиралось до 9000. Для удобства граждан и статистического упорядочения частных владений в 1793 году был издан двухтомный «Указатель Москвы» с перечнем всех городских домовладельцев. Принцип его построения объяснялся в предисловии: «Сей Указатель расположен по алфавиту фамилий, за кем домы находятся, порознь в каждой Части; почему желающие пользоваться оным могут приискивать ту литеру, под которою фамилия состоит, тем удобнее, что каждая страница имеет наверху надпись. Для вящей же способности приискивания прилагается план Москвы, разделённой на двадцать Частей, которые и отличаются краскою и цифрами, и в каждой Части означены большие улицы, по которым нетрудно уже будет приискать ту Часть города, по коей приискивать в Книге желаемую фамилию. В конце приложено особливое описание о перемене владельцев во время печатания сей Книги; да и впредь ежегодно будут выдаваться таковые ж к сей Книге дополнения».
Кроме улицы, обязательно указывались церковный приход, номер квартала и номер участка, где находилось то или иное домовладение. Вот как, например, выглядел в «Указателе» адрес матери поэта и критика П. А. Вяземского: «Вяземской Евгении Ивановны, супруги генерал-поручика князя Андрея Ивановича, в приходе Антипия, в Антипьевском переулке, 5 квар. № 414». При отсутствии общего именного указателя пользоваться справочником было несколько затруднительно. Если, к примеру, кому-либо понадобилось бы отыскать в книге адрес Дмитриевой Матрёны, «экономической крестьянской девки», проживавшей в приходе Введения Богородицы на Медовой улице, или Дынькина Семёна, Московского батальона сержанта, имевшего дом в том же приходе на Хапиловской улице, то ему предстояло просмотреть фамилии на «литеру» Д во всех двадцати частях города, поскольку дома вышеназванных горожан находились именно в двадцатой его части.
Для историков «Указатель Москвы» представляет собой бесценный справочник. По нему можно не только уточнить тот или иной адрес, но и восстановить последовательность владений каждой улицы и каждого переулка. Из «Указателя» следует, что на Тверской улице недалеко друг от друга находились дома и генерал-майора князя Алексея Борисовича Голицына, и генерал-аншефа князя Юрия Владимировича Долгорукова, и московского купца Кузьмы Баклашёва, и дьячка церкви Спаса Преображения Господня Романа Иванова. Равным образом, на Большой Знаменской улице проживали в добром соседстве действительный статский советник Павел Иванович Глебов, генерал-майор и разных орденов кавалер Степан Степанович Апраксин, вдовствующая попадья Афросинья Васильева и просвирня церкви Николая Чудотворца Прасковья Кузмина. Подобные примеры позволяют расценить «Указатель Москвы» как самое верное документальное свидетельство той московской «пестроты», которую запечатлевали русские и европейские художники и о которой так много писали иностранные путешественники.
Указатель Москвы, показывающий по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы; каждый дом в которой части города, в котором квартале, под каким номером, где в приходе, на какой главной улице, или в каком переулке находится; с приложением иллюминованного плана Москвы, на части разделённой. В 2-х ч. Москва: В Университетской типографии у В. Окорокова,1793. Ч. 1. [4], 413 с., 1 л. «План Столичного города Москвы с означением частей и больших улиц» (гравюра резцом, иллюминованная от руки акварелью). Ч. 2. [2], 470, [4], 20 с., 1 л. табл. В цельнокожаном переплёте времени издания. По корешку золототиснёный орнамент. В верхней и средней части корешка ярлыки красной кожи с вытисненным золотом заглавием и номерами частей. Форзацы «мраморной» бумаги. Тройной красный обрез. 23х14 см; план Москвы - 38х31 см.