Россиянин прошедшего века (1793 год)
Иван Посошков
Небольшая, в восьмую долю листа, книжка, увидевшая свет на исходе XVIII столетия «иждивением» Ф. Розанова, не случайно озаглавлена издателем «Россиянин прошедшего века». Вошедшие в неё два сочинения - «Предложение Ивана Посошкова, поданное Боярину Фёдору Алексеевичу Головину 1701 года» и «Отеческое завещательное поучение посланному для учения в дальние страны юному сыну, писанное в 1708 году» -хотя хронологически были созданы в начале XVIII века, но их авторы принадлежали к другой, допетровской, эпохе. В «Предуведомлении» прежде всего и подчёркивалось значение этих рукописей как документов порубежного времени, показывающих «образ мыслей, какой имели Русские минувшего столетия о новых в Государстве нашем Европейских заведениях Петра Великого». Несомненна и библиографическая ценность «Россиянина прошедшего века»: здесь впервые было напечатано одно из произведений И.Т. Посошкова, до этого времени распространявшихся в многочисленных списках.
В своих трудах Иван Тихонович Посошков называл себя земледельцем, что указывало скорее на принадлежность к определённому сословию, чем на реальные занятия земледелием. Он родился в подмосковном селе Покровском, закреплённом за Оружейной Палатой. Его отец, мастер серебряных дел, видимо, с детства старался приобщить сына к гравировальному, столярному, оружейному и другим ремёслам. Приобретённые знания и навыки, а также очевидная инженерно-техническая одарённость позволили ему проявить себя в самых разных сферах практической деятельности.
В конце 1б90-х-начале 1700-х годов Посошков служил в Оружейной Палате «при денежном деле» и даже придумал специальный станок для чеканки круглых медных монет. В 1704 году, получив одобрение Оружейной Палаты, он пытался, правда безуспешно, наладить производство игральных карт нового образца, где, в частности, не было изображения креста на трефовой масти. Почти 20 лет Посошков состоял на казённой службе «по строению водок» в Москве и Новгороде. В Лихвинском уезде Калужской губернии он открыл собственный винокуренный завод, а незадолго до кончины подавал прошение об устройстве в Новгороде полотняной фабрики. Доходы «мизирного крестьянина Ивашки Посошкова» позволили ему купить дома в Петербурге, Москве и Новгороде и несколько имений с небольшим числом крепостных душ. Несмотря на определённый достаток, Посошков в конце жизни жаловался, что у него были ещё две-три прибыльные идеи, но завистливые начальники не дали ему «покормиться».
Значительную часть трудов Посошкова составляют разного рода предложения и проекты, связанные с теми отраслями хозяйства, где он служил. Кроме того, он сочинил три пространных произведения на религиозно-нравственные темы, касающиеся прежде всего «истинного» православия и раскольничьего «зловерия»: «Зерцало очевидное» (1708) и «Завещание отеческое к сыну своему, со нравоучением, за подтверждением Божественных писаний» (1719-1720) и «О скудости и богатстве» (1724). Последнее из названных сочинений, в котором автор стремился своими советами «всея неисправы исправити», послужило главной причиной его ареста в августе 1725 года и заточения в Петропавловскую крепость. Спустя пять месяцев Посошков умер, не дождавшись разрешения его дела.
«Предложение..., поданное боярину Фёдору Алексеевичу Головину» (другое название «О ратном поведении»), написанное после первых поражений русских в Северной войне, содержало практические советы об усовершенствовании русского войска. Посошков предлагал в качестве первых шагов «учинить конницу огнестрельную» и реформировать пехоту. Пехотинцев, по его мнению, нужно сначала научить меткости стрельбы, а чтобы они «друг перед другом ревновали и в научении подвизались», следует платить им жалованье в зависимости от достигнутых успехов. Важно также, замечал Посошков, чтобы копья и бердыши были острые, «а не якож прежде бывшие, что и одного кафтана просечь не могли». Подсчитав, во что обходится казне содержание 50-тысячной пехоты, Посошков доказывал, что гораздо надёжнее и дешевле оставить под ружьём 10 тысяч пехотинцев, но только профессионально обученных и хорошо вооруженных. К тексту записки прикладывалась деревянная модель придуманной Посошковым «рогатки на колёсах с огненным боем».
Записка о ратном деле адресована воспитателю Петра I и ближайшему сподвижнику царя Ф.А. Головину (1650-1706), к тому времени получившему чин генерал-фельдмаршала. Посошков надеялся, что через Головина его предложения, если они окажутся достойными внимания, дойдут до царя и послужат общей пользе, пусть даже его имя и не будет при этом упоминаться: «Паки прошу твою преблагую и всещедрую милость, Государь Фёдор Алексеевич, Господа ради благоволи сие мое писание прочесть и рассмотреть и буде что узришь угодно, то пожалуй Великому Государю объяви от своего лица; о мне ж пожалуй умолчи».
Второе сочинение в книге «Россиянин прошедшего века» - «Отеческое завещательное поучение...» - не принадлежало, как считал историк А. Г. Брикнер, перу Посошкова (О некоторых сочинениях, приписываемых Посошкову // Русский вестник. 1874. № 8). Впрочем, явных указаний на его авторство не содержалось и в «Предуведомлении» издателя к «Россиянину прошедшего века».
«Отеческое завещательное поучение» - это свод нравственных правил и практических советов, как молодому человеку лучше распределить своё время, чтобы «всякий день и час не с надсадным утруждением, но, по возможности, чинно и благоговейно в науках провождати». Одновременно предписывалось обязательно чередовать занятия с прогулками и благородными развлечениями, «да не отяготятся духи чрезмерными учения трудами». Представляя самостоятельный интерес, «Отеческое завещательное поучение» любопытно также с точки зрения литературной традиции, самым ярким примером которой является «Поучение Владимира Мономаха».
Описываемый в Библиохронике экземпляр «Россиянина прошедшего века», судя по штемпельному гербовому экслибрису, находился в библиотеке участника войны 1812 года московского генерал-губернатора Арсения Андреевича Закревского. Можно предположить, что в семье Закревских эта книга служила не просто библиофильским раритетом, но имела практическое применение. И поныне «Россиянин прошедшего века» не утратил своей актуальности, ибо наполнен «учением никогда не стареющей истины».
Посошков Иван Тихонович (1652 или 1653-1726)
Россиянин прошедшего века, или Предложение Ивана Посошкова, поданное боярину Фёдору Алексеевичу Головину 1701 года; с присовокуплением Отеческого завещательного поучения, посланному для учения в дальние страны юному сыну, писанное в 1708 году. Иждивением Ф. Розанова. В Москве: [Типография С. Селивановского], 1793. 1-129, 123[= 130] с. Полукожаный переплёт первой трети XIX века. По корешку золототиснёный орнамент. В верхней части корешка название, вытесненное золотом. Тройной обрез синего крапления. 15,5x9,5 см. В нижней части титульного л. штемпельный гербовый экслибрис А. А. Закревского (1786-1865). В верхнем правом углу свободного л. переднего форзаца печатный ярлык личной библиотеки с номером 440.