Усатый-полосатый (1935 год)
Самуил Маршак
Книжка-картинка, о которой сейчас пойдет речь, подписана в печать 4 февраля 1935 г., это третье издание детского стихотворения «Усатый-поло- сатый», повествующего об обыкновенной девочке и котенке. Девочке исполнилось четыре года, и она жила в Ленинграде. Ее серый, усатый и весь полосатый котенок не хотел спать на подушке, мыться и ходить гулять в Летний сад, потому что был еще маленьким и глупым. Потом он вырос и стал умным котом, а девочка пошла в советскую школу первой ступени.
Рисунки к книге выполнил Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) в свободной, экспериментальной манере, присущей этому художнику. На обложке имя автора текста и иллюстратора располагались неслучайным образом - любому становилось понятно, что художник выступает как полноправный соавтор. Девочка сидит с котенком на коленях (1930, первое издание), в старинном кресле (издание 1935 г), ее сложно назвать советским ребенком. «Усатый-полосатый» конца 1930-х гг. совсем иной: простой деревянный стул с прямой спинкой и детская каталка - предметы невыдуманные, запротоколированные художником образцы из повседневной жизни.
Соответствовать социалистическому реализму художника заставила редакционная статья в газете «Правда» - «О художниках-пачкунах», опубликованная 1 марта 1936 г. Объектом злобной атаки стали Владимир Лебедев, Николай Розенфельд (1886-1938) и Владимир Конашевич (1888-1963). Анонимный автор особенно нападал на Владимира Лебедева: «...Не странно ли, не дико ли встретить в наши дни, в нашей стране людей, которые уродование детей сделали своим мастерством, - конечно, на бумаге, только на бумаге, только в рисунке! Словно прошел по всей книге мрачный, свирепый компрачикос, смертельно ненавидящий все естественное, простое, радостное, веселое, умное, нужное, - и все испортил, изгадил, на всем оставил грязную печать. А сделав свое скверное дело, расписался с удовольствием: рисунки художника В. Лебедева. Лебедев - не единичное явление. Есть школа компрачикосов детской книги, мастеров-пачкастеров. В живописи, в скульптуре это “искусство” называло себя некогда передовым, “левым”. Оно было откровенно формалистично. Его буржуазную природу разоблачало пристрастие ко всякому уродству, ко всякой извращенности. Это “искусство” допускало человека на полотно лишь при условии, что этот человек походил на труп. Нигде формализм не разоблачает себя до такой степени, как в рисунках для детей. Именно здесь со всей силой выступает его внутренняя пустота, мертвечина, гниль. Здоровый, веселый, радостно смеющийся советский ребенок ненавистен художнику - компрачикосу, как ненавистен и обыкновенный мир растений, цветов, вещей, машин. Только борьба с левацким уродством в живописи откроет путь для подлинного и полноценного художественного оформления советской детской книги».
Еще совсем недавно о художниках детской книги принято было высказываться по-другому. В 1927 г. М. Горький (1868-1936) прислал С. Маршаку (1887-1964) письмо, в котором отметил заслуги Владимира Лебедева перед детской литературой. В книге художника, поэта Б. Земенкова (1903-1963) «Графика в быту», вышедшей в 1930 г., находим: «Вопрос оформления детской книги в наши дни приобретает совершенно исключительное значение... В наглядности, прежде всего, лежит убедительность детской книги. Общение с ней не может остаться бесследным для детской психики, и поэтому ее идеология и художественная методика требуют абсолютного внимания.» Среди современных художников Б. Земенков выделил В. Лебедева и выполненные им иллюстрации к «Чучло» (1921), «Охоте» (1925), «Цирку» (1925) и «Багажу» (1926): «они знакомят ребенка с плоскостной композицией и демонстрируют передачу “фактур”, материалов. Почти каждая книжка, оформленная Лебедевым, является постановкой перед художником-ребенком какой-либо художественной задачи. Очень немного таких графиков, которые, подобно Лебедеву, несут детям возможность осознания их еще неокрепнувших художественных импульсов».
В 1960-е гг. отношение к Лебедеву стало иным. В 1966 г. вышел альбом «Искусство оформления книги. Работы ленинградских художников. 1917-1964», где демонстрировались достижения советской книжной графики и где Владимиру Васильевичу Лебедеву уделено максимум внимания. Во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. в серии «Избранные детские книги советских художников» воспроизвели (с изданий 1920-х г.) «Цирк», «Мороженое» и «Багаж» С. Маршака и В. Лебедева (с комментариями искусствоведа Ю. Я. Герчука).
Владимир Лебедев не выдержал масштабной травли: в попытке «исправиться как надо» его персонажи в конце 1930-х гг. словно оцепенели, стали равнодушными и стеклянными. Однако «пересмотреть свои творческие взгляды», как настоятельно советовала ему, например, «Комсомольская правда» от 15 февраля 1936 г., еще до публикации в «Правде», он в теоретическом плане не смог. Выступая на совещании художников детской книги в ЦК ВЛКСМ 19 января 1936 г., Лебедев сказал, что «рисунки для трех-четырехлетнего возраста должны быть очень лаконичны. Надо, чтобы взрослыми они поняли, что мы раскрывали мир постепенно, толково и не испортили им глаза». В оформлении книг Лебедев часто использовал свои старые игрушки, которые помогали ему «переживать детство», были критерием «понятности». В бюллетене «Книга для детей» (1946 г), несмотря на всю критическую кампанию, находим: «Рисунок должен быть очень обобщенным, плоскостным (хорошо сидящим на бумаге), но он никогда не должен быть схемой, увешанной деталями. Желательно, чтобы рисунки в книжках для маленьких, если они иллюстрируют текст, показывали главных персонажей, объясняли их, позволяли множить их действия - фантазировать. Среда, в которой действуют эти персонажи, может быть “объяснена” в меру нужности ее и не должна быть загружена в ущерб персонажам... Страница должна приковывать
внимание целиком. Детали прочитываются только после понимания общего замысла. Общий замысел и известный такт должны помочь художнику воздержаться от внесения в композицию рисунков, непосредственно сделанных с натуры (при всей удачности такие рисунки часто вносят много натуралистического сора)».
О первом знакомстве Владимира Лебедева и Самуила Маршака известно со слов самого Маршака. Однажды в типографии он наступил на какой-то оттиск и поднял его, воскликнув: «Вот художник, который будет меня иллюстрировать!» Лев Клячко (1873-1934), журналист, владелец издательства «Радуга» и издатель С. Маршака, сопровождавший его, ответил, что книги с рисунками этого художника пылятся на складах (как посмеивался искусствовед Э. Голлербах (1895-1942): «Кто польстится, честь призрев, на жутких лебедевских дев?»). Но Маршак, неожиданно для издателя, польстился.
Экземпляр издания имеет автограф автора: «Посвящаю маленькому Якову. С. Маршак. 1928 г.» Яков Самуилович Маршак (1925-1946) - младший сын С. Я. Маршака, которому в момент выхода в свет книги было уже 10 лет. Почему именно так подписал автор - остается загадкой.
Представленный экземпляр экспонировался на выставке «Дети в стране книг. Портреты детей, книжная графика, книги первой половины XX века» в галерее «На Ленивке» 24 декабря 2005 - 15 февраля 2006 г. (каталог, М., 2005) и происходит из собрания Юрия Яковлевича Герчука.
Маршак, Самуил Яковлевич (1887-1964)
Усатый-полосатый. Рис. В. Лебедева. 3-е изд. Л.: ДЕТГИЗ, Ленингр. отд., 1935. [12] с., ил. 28,4x22,5 см. Тираж 50 000 экз. 70 коп.