Васька, Бобка и крольчиха (1936 год)
Евгений Чарушин
«Я читал Брэма и чуть не плакал, как мне хотелось иметь тапира или жирафу. Ходил бы зверь, ел™ А я бы смотрел.
Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках, - вспоминал художник Е. И. Чарушин (1901-1965). - На окнах заросли цветов - любимое дело матери. Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости. В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку».
Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке в семье архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Отец брал его «во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днем и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - все это я с детства полюбил и пережил».
В 1918 г. Чарушин закончил среднюю школу (в которой в то же время учился будущий художник детской книги Юрий Васнецов). После недолгого ученичества в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата он поступил в ленинградский ВХУТЕИН (1922-1926).
Наибольшее влияние на художника имел, однако, В. В. Лебедев (1891-1967), руководивший Детским отделом ленинградского Госиздата, куда Чарушин пришел в 1928 г., получив первый заказ на оформление рассказа В. В. Бианки (1894-1959) «Мурзук». (До этого художник работал в детских журналах: «Мурзилка» - с 1924 г.; «Ёж» - 1928-1935 гг.; «Чиж» - 1930-1941 гг) Иллюстрации к «Мурзуку» имели такой успех, что один из рисунков приобрела Государственная Третьяковская галерея.
Евгений Чарушин был одним из нескольких молодых художников, кого В. В. Лебедев привлек в Госиздат для создания новой советской детской книги. Лебедев был строг и принципиален в отборе кадров. Под его руководством начинали молодые мастера детской иллюстрации: А. Ф. Пахомов (1900-1973), В. И. Курдов (1905-1989), Ю. А. Васнецов (1900-1973).
В 1929 г. Чарушин работал над оформлением собственных книг «Дикие звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал», создавал рисунки к произведениям С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Г. Я. Снегирева и др.
Возглавлявший детское отделение Госиздата С. Я. Маршак, ценивший чарушинское умение рассказывать, быстро разглядел в нем талантливого беллетриста: «Вы отлично рассказываете, - ободрял его Маршак, - а это важный признак. Поэт - это тот, в чьих стихах есть песеннолирическая основа, а беллетрист - тот, кто умеет рассказывать. Куприн, Алексей Толстой, Житков - все рассказчики».
Многолетний редактор Госиздата Л. К. Чуковская (1907-1996) вспоминала, как Е. И. Чарушин, похожий «в мохнатой меховой куртке на одного из своих медведей», пришел в издательство: «В руках у него папка с рисунками, под мышкой рукопись: с недавних пор, по настоянию Маршака, он сам стал делать подписи к своим рисункам: маленькие рассказы о зверях, об охоте. Долго он не решался взяться за перо: боялся неудачи - ведь он не писатель, он художник. И вот Чарушин после долгих колебаний рискнул. Удалось ли?» С. Я. Маршак не ошибся: «Художническая - и охотничья! - наблюдательность сочеталась в Е. Чарушине с большим чутьем к языку; редактор, работая над первыми его рассказами, помог ему овладеть труднейшей формой литературной миниатюры - крошечного, всего на одну-две страницы, музыкально законченного рассказа, острого, как всякий охотничий эпизод, и емкого, полного красок и запахов. С тех пор на страницах многочисленных детских книг Е. Чарушина его рассказы мирно соперничают с его рисунками: писатель Е. Чарушин не отстает от художника».
Книга «Васька, Бобка и крольчиха» вышла вторым изданием в Детиздате в 1936 г. (первое появилось в 1934 г). В основу ее, как и в большинстве книг автора и художника Чарушина, положены реальные события детства.
«Моя мать, - писал в мемуарах художник, - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса. Конечно, я принимал участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их “одомашнить” в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей и голубей. Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания». «Бобка - трехногий калека-пес, лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях».
Главные герои книги - пес («имя у него Бобка, а зовут его Вихляка, потому что он все вихляется») и серый в черных пятнышках драчливый кот Василий Васильевич, задушивший крольчонка. Иллюстрации - это не только «портреты» кроликов, кота, собаки, но и изображения «ящика для кроликов», «яслей из проволоки для сена», «корыта для воды», инструментов - всего необходимого для разведения кроликов. Текст представляет собой не просто подписи под картинками, а развернутое повествование.
В 1930-1940-х гг. Чарушин продолжал иллюстрировать собственные рассказы («Семь рассказов», 1935) и рассказы М. М. Пришвина (1873-1954) («Зверь Бурундука», 1935) или Э. Сетона-Томпсона (1860-1946) («Королевская Аналостанка», 1941), выпускал зоологические книги познавательного характера («Животные жарких стран», 1935; «Звери жарких и холодных стран», 1938), где рассказывал маленьким читателям, что «шкура у жирафы пестрая, будто лоскутки рыжие на белое наклеены», кенгуру «прыгает на двух ногах - по-птичьи», верблюд запасается жиром в горбах, «как автомобиль - бензином», а у обезьян «ноги - как руки».
В предвоенные годы Е. И. Чарушин увлекся цветным анималистическим эстампом, а в годы войны, эвакуировавшись в Вятку, делал стенные росписи по мотивам русских сказок о животных в детском саду и Доме пионеров (в той же технике цветной автолитографии выполнены иллюстрации к первым книжкам-картинкам 1920-х гг). Художник также занимался мелкой пластикой на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова.
В 1950-х гг. Чарушин выполнял преимущественно цветные акварельные рисунки. Он сам создавал цветные обложки, на которых обычно помещался «портрет» кого-нибудь из главных «героев», по-прежнему иллюстрировал собственные рассказы («Про Томку», 1957; «Большие и маленькие», 1951; «Почему Тюпа не ловит птиц», 1961) или рассказы и стихи других авторов («Первая охота» В. Бианки, 1950; «Лесные хозяева» В. Лифшица, 1957).
В 1965 г. Е. И. Чарушину посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Чарушин, Евгений Иванович (1901-1965)
Васька, Бобка и крольчиха. М.; Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ Изд-во детской литературы, 1936. 39 с., ил. 21,7x17 см. Тираж 100 000 экз.