Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Monday, November 25, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

У вогулов (1904 год)

У вогулов (1904 год)

К.Д. Носилов

Многих людей интересует история родного края, земли, на которой они родились и выросли, интересует так же сильно, как история собствен­ной семьи. Но если одни довольствуются расска­зами старожилов, другие пускаются в захватыва­ющие и часто опасные путешествия, пытаясь проникнуть в самую суть истории, понять нравы и быт народов, на ней живших и живущих.

Одним из таких путешественников был Кон­стантин Дмитриевич Носилов (1858-1923). Он родился в селе Маслянском Южного Зауралья, учился в духовном училище села Далматово, расположенного неподалеку. Продолжил своё образование в Пермской духовной семинарии, а затем - на естественном факультете Сор­бонны в Париже. Получив необходимые навыки и знания, К. Д. Носилов вернулся в родные места, чтобы начать их всестороннее изучение и рас­сказать всей России о необыкновенном мире Зауралья.

К.Д. Носилов стал исследователем Северного Урала и архипелага Новая Земля, инициатором первой экспедиции на полуостров Ямал. Он занимался геологической разведкой, изучал флору и фауну, старался найти новые пути судо­ходства по уральским рекам, чтобы помочь коренному населению этих земель развить тор­говлю. Естественно, погружаясь в изучение раз­личных племен, Носилов не мог обойти сторо­ной и подробное знакомство с их жизнью, тра­дициями и верованиями. Путешествуя, он делал множество заметок, писал очерки, многие из которых позднее были напечатаны, открыл читателям Центральной России такую далекую и «пугающую Сибирь». К.Д. Носилов является автором сборников «В снегах», «На охоте», «Золотое время», «На диком Севере», «За полярным кругом», «В лесах» и других. Широкая литера­турная известность Носилова началась в 1895 году, когда журнал «Русская мысль», по рекомен­дации А.П. Чехова, напечатал его очерк «Исто­рия одного самоеда».

Сборник очерков К.Д. Носилова «У вогулов» вышел в издательстве А. С. Суворина в 1904 году. Этот сборник посвящен жизни, быту и верова­ниям одной из малых народностей России - вогулов. Издание сопровождается рисунками, иллюстрирующими внешний вид вогулов, раз­личные виды их жилищ и многое другое. «Вогулы (иначе вогуличи) - исчезающая народ­ность финского племени в России; живет глав­ным образом на восточном склоне Северного Урала, а также отчасти и на западном. Всего больше вогулов в юго-западной части Березов­ского и северо-западной Тобольского уезда Тобольской губернии; кроме того, они живут ещё в северной части Верхотурского уезда Пермской губернии...» - такое определение даёт вогулам «Энциклопедический словарь» Брокга­уза'и Ефрона. С 1930-х годов вогулов стали называть манси (иногда манчи), что соответ­ствует их самоназванию.

Долгое время ни одно из малочисленных пле­мен России не имело такой известности в науке, вследствие их предполагаемого родства с вен­грами. Манси сложились как этническая общ­ность, вероятно, в первом тысячелетии нашей эры в процессе слияния угров, пришедших с юга с племенами рыболовов и охотников Зауралья. Упоминание о них в письменных источниках появляется в XI веке под именем «югры» (вместе с хантами), с XIV века начинают отделять само­стоятельное племя под именем «вогулов». Долгое время эти племена оставались независимыми, но в конце XV века по приказу московского пра­вительства русские отряды прошли через всю вогульскую землю, заставили вогулов принять российское подданство и обложили данью. В 1722 году большинство вогулов были обра­щены в православие, но продолжали сохранять традиционные языческие верования. На протя­жении всей истории основными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Вогулы Севера занимались также оленеводством и пуш­ным звероловством.

В сборнике очерков «У вогулов» К.Д. Носилов эмоционально и красочно описывает подроб­ности многих сторон жизни необычного народа. Конечно же, пристальное внимание уделяется их обрядам и верованиям. Основным богом манси является Торум, олицетворяющий добро и высшую силу. Кроме него, у вогулов есть мно­жество шайтанов - божков, которые отвечают за охоту, рыбалку, семейное благополучие. У шайтанов есть в лесах свои капища для жерт­воприношений (жертвами обычно становятся крупные животные), есть в каждом племени свой шаман. Носилов рассказывает о том, что вогулы очень боятся шайтанов и потому стара­ются не сердить их. Шайтан в свою очередь может помочь вогулу в беде, одолжив деньги, принесённые ему в жертву. Такой ссудой вогулы пользуются только в случае крайней нужды и обязательно оповещают об этом шамана. Носилов неоднократно говорит о необычной способности вогулов к предчувствию, связывая его с близостью этих людей к природе. Отме­чает Носилов и искреннее гостеприимство вогу­лов, принимающих любых гостей как самых близких друзей. Конечно же, в этой связи осо­бенно подробно описывается трапеза: «Лосиные губы считаются у вогулов за первое лакомство в свете, и когда случается у вогула свадьба, он ничего не жалеет, чтобы достать губу лося и уго­стить ею молодых в день свадьбы», - но это лишь одно лакомство. С теплотой вспоминает Носилов о множестве чаепитий, принесших с собой интересные беседы и откровения.

Более всего впечатляют жертвоприношения вогулов. К.Д. Носилов, храбрый и сильный муж­чина, не скрывает страха и ужаса, охватившего его в момент такого поклонения шайтану: «Брыз­нула кровь... Послышалось хрипенье - и живот­ные стали один за другим падать на колени перед костром и биться в предсмертных судорогах, умирая. Вогулы усилили голоса. Лес шумел дикими звуками, и я готов был бежать, бежать от этой дикой, отвратительной, страшной картины, но меня что-то приковало к месту, и я смотрел до конца, дрожа от жалости и страха...» Носилов отмечает, что после увиденного он долго не мог поверить, что добродушные его друзья - те же люди, что были на капище.

И всё же вогулы - чуткие и внимательные дети природы, они знают её и её обитателей до мело­чей, умеют слушать окружающий их мир. Ярким примером тому стал рассказ Носилова о теа­тральном представлении вогулов. Представле­ние это повествовало о самом знакомом - о том, как самка оленя с оленёнком спасаются от охот­ника. Носилов отмечает, что несмотря на отсут­ствие костюмов и декораций, на отсутствие даже слов, проницательность вогулов открыла всё задуманное перед зрителями, заставила жен­щин плакать об убитых животных, а ему позво­лила понять всю показанную историю. Прочи­тав этот рассказ К. Д. Носилова «Театр у вогулов», Л.Н. Толстой написал: «Недавно прочёл рассказ о театре у дикого народа вогулов... И я по одному описанию почувствовал, что это было истинное произведение искусства».

В своих путешествиях К.Д. Носилов приобрёл множество друзей среди вогулов, проник в их суть: «Мне кажется, что такова вообще жизнь наших инородцев в Сибири, бедная, замкнутая, одинокая, дикая, но скромная и честная, кото­рую даже как-то не хочется пробуждать, не хочется трогать прежде, чем сами мы, в виде его ближайших соседей, учителей, начальников, не изменим на него взгляд и не станем на него смо­треть не как на дикаря, а как на человека». Носи- лов старался помочь им, открыв новые судоход­ные пути по рекам Обь и Печора. Вернувшись к вогулам через десять лет, он не узнал своих прежних друзей. Поддавшись быстрой наживе, они не приобрели благ и потеряли столь ред­кую внутреннюю свободу: «Всё испортила лег­кая нажива, всё испортил старое, доброе наплыв новых людей и товаров, жадность купцов к лег­кой наживе, торговля, водка, разврат; новая жизнь не дала деятельности, а только усилила потребность, вызвала страсти и эти страсти дикаря его губят и отнимают у него последнее, что есть в природе» - эти слова сожаления Носилов повторяет не раз.

Сегодня манси - народ, относящийся к корен­ному населению Ханты-Мансийского автоном­ного округа, его численность более 11 000 чело­век. У манси есть свой язык и своя письменность. И хотя около половины манси живут в городах, многие по-прежнему занимаются охотой, рыбо­ловством и оленеводством. Практически не изменились культура и традиции у манси, живу­щих на Севере.

 


Носилов Константин Дмитриевич (1858-1923)

У вогулов: Очерки и наброски. С.-Петербург: Издание А. С. Суворина, 1904. 255 с. 41 иллюстрация в тексте. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с золотым тиснением и монограммой С. У., коленкор, форзацы из узорной бумаги. Экслибрис-штамп «Домашняя библиотека Улитина Алексея Викторовича». 24x15,5 см.

Улитин Алексей Викторович (1910-1970) - геолог, библиофил, коллекционер, член секции книги и графики Ленинградского Дома учё­ных им. А.М. Горького. Основу книжного собрания составили книги по истории церкви и истории искусства.

Previous Article Каторга и поселения на о-ве Сахалин (1903 год)
Next Article Очерки Кавказа (1904 год)
Print
3049 Rate this article:
2.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top