У вогулов (1904 год)
К.Д. Носилов
Многих людей интересует история родного края, земли, на которой они родились и выросли, интересует так же сильно, как история собственной семьи. Но если одни довольствуются рассказами старожилов, другие пускаются в захватывающие и часто опасные путешествия, пытаясь проникнуть в самую суть истории, понять нравы и быт народов, на ней живших и живущих.
Одним из таких путешественников был Константин Дмитриевич Носилов (1858-1923). Он родился в селе Маслянском Южного Зауралья, учился в духовном училище села Далматово, расположенного неподалеку. Продолжил своё образование в Пермской духовной семинарии, а затем - на естественном факультете Сорбонны в Париже. Получив необходимые навыки и знания, К. Д. Носилов вернулся в родные места, чтобы начать их всестороннее изучение и рассказать всей России о необыкновенном мире Зауралья.
К.Д. Носилов стал исследователем Северного Урала и архипелага Новая Земля, инициатором первой экспедиции на полуостров Ямал. Он занимался геологической разведкой, изучал флору и фауну, старался найти новые пути судоходства по уральским рекам, чтобы помочь коренному населению этих земель развить торговлю. Естественно, погружаясь в изучение различных племен, Носилов не мог обойти стороной и подробное знакомство с их жизнью, традициями и верованиями. Путешествуя, он делал множество заметок, писал очерки, многие из которых позднее были напечатаны, открыл читателям Центральной России такую далекую и «пугающую Сибирь». К.Д. Носилов является автором сборников «В снегах», «На охоте», «Золотое время», «На диком Севере», «За полярным кругом», «В лесах» и других. Широкая литературная известность Носилова началась в 1895 году, когда журнал «Русская мысль», по рекомендации А.П. Чехова, напечатал его очерк «История одного самоеда».
Сборник очерков К.Д. Носилова «У вогулов» вышел в издательстве А. С. Суворина в 1904 году. Этот сборник посвящен жизни, быту и верованиям одной из малых народностей России - вогулов. Издание сопровождается рисунками, иллюстрирующими внешний вид вогулов, различные виды их жилищ и многое другое. «Вогулы (иначе вогуличи) - исчезающая народность финского племени в России; живет главным образом на восточном склоне Северного Урала, а также отчасти и на западном. Всего больше вогулов в юго-западной части Березовского и северо-западной Тобольского уезда Тобольской губернии; кроме того, они живут ещё в северной части Верхотурского уезда Пермской губернии...» - такое определение даёт вогулам «Энциклопедический словарь» Брокгауза'и Ефрона. С 1930-х годов вогулов стали называть манси (иногда манчи), что соответствует их самоназванию.
Долгое время ни одно из малочисленных племен России не имело такой известности в науке, вследствие их предполагаемого родства с венграми. Манси сложились как этническая общность, вероятно, в первом тысячелетии нашей эры в процессе слияния угров, пришедших с юга с племенами рыболовов и охотников Зауралья. Упоминание о них в письменных источниках появляется в XI веке под именем «югры» (вместе с хантами), с XIV века начинают отделять самостоятельное племя под именем «вогулов». Долгое время эти племена оставались независимыми, но в конце XV века по приказу московского правительства русские отряды прошли через всю вогульскую землю, заставили вогулов принять российское подданство и обложили данью. В 1722 году большинство вогулов были обращены в православие, но продолжали сохранять традиционные языческие верования. На протяжении всей истории основными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Вогулы Севера занимались также оленеводством и пушным звероловством.
В сборнике очерков «У вогулов» К.Д. Носилов эмоционально и красочно описывает подробности многих сторон жизни необычного народа. Конечно же, пристальное внимание уделяется их обрядам и верованиям. Основным богом манси является Торум, олицетворяющий добро и высшую силу. Кроме него, у вогулов есть множество шайтанов - божков, которые отвечают за охоту, рыбалку, семейное благополучие. У шайтанов есть в лесах свои капища для жертвоприношений (жертвами обычно становятся крупные животные), есть в каждом племени свой шаман. Носилов рассказывает о том, что вогулы очень боятся шайтанов и потому стараются не сердить их. Шайтан в свою очередь может помочь вогулу в беде, одолжив деньги, принесённые ему в жертву. Такой ссудой вогулы пользуются только в случае крайней нужды и обязательно оповещают об этом шамана. Носилов неоднократно говорит о необычной способности вогулов к предчувствию, связывая его с близостью этих людей к природе. Отмечает Носилов и искреннее гостеприимство вогулов, принимающих любых гостей как самых близких друзей. Конечно же, в этой связи особенно подробно описывается трапеза: «Лосиные губы считаются у вогулов за первое лакомство в свете, и когда случается у вогула свадьба, он ничего не жалеет, чтобы достать губу лося и угостить ею молодых в день свадьбы», - но это лишь одно лакомство. С теплотой вспоминает Носилов о множестве чаепитий, принесших с собой интересные беседы и откровения.
Более всего впечатляют жертвоприношения вогулов. К.Д. Носилов, храбрый и сильный мужчина, не скрывает страха и ужаса, охватившего его в момент такого поклонения шайтану: «Брызнула кровь... Послышалось хрипенье - и животные стали один за другим падать на колени перед костром и биться в предсмертных судорогах, умирая. Вогулы усилили голоса. Лес шумел дикими звуками, и я готов был бежать, бежать от этой дикой, отвратительной, страшной картины, но меня что-то приковало к месту, и я смотрел до конца, дрожа от жалости и страха...» Носилов отмечает, что после увиденного он долго не мог поверить, что добродушные его друзья - те же люди, что были на капище.
И всё же вогулы - чуткие и внимательные дети природы, они знают её и её обитателей до мелочей, умеют слушать окружающий их мир. Ярким примером тому стал рассказ Носилова о театральном представлении вогулов. Представление это повествовало о самом знакомом - о том, как самка оленя с оленёнком спасаются от охотника. Носилов отмечает, что несмотря на отсутствие костюмов и декораций, на отсутствие даже слов, проницательность вогулов открыла всё задуманное перед зрителями, заставила женщин плакать об убитых животных, а ему позволила понять всю показанную историю. Прочитав этот рассказ К. Д. Носилова «Театр у вогулов», Л.Н. Толстой написал: «Недавно прочёл рассказ о театре у дикого народа вогулов... И я по одному описанию почувствовал, что это было истинное произведение искусства».
В своих путешествиях К.Д. Носилов приобрёл множество друзей среди вогулов, проник в их суть: «Мне кажется, что такова вообще жизнь наших инородцев в Сибири, бедная, замкнутая, одинокая, дикая, но скромная и честная, которую даже как-то не хочется пробуждать, не хочется трогать прежде, чем сами мы, в виде его ближайших соседей, учителей, начальников, не изменим на него взгляд и не станем на него смотреть не как на дикаря, а как на человека». Носи- лов старался помочь им, открыв новые судоходные пути по рекам Обь и Печора. Вернувшись к вогулам через десять лет, он не узнал своих прежних друзей. Поддавшись быстрой наживе, они не приобрели благ и потеряли столь редкую внутреннюю свободу: «Всё испортила легкая нажива, всё испортил старое, доброе наплыв новых людей и товаров, жадность купцов к легкой наживе, торговля, водка, разврат; новая жизнь не дала деятельности, а только усилила потребность, вызвала страсти и эти страсти дикаря его губят и отнимают у него последнее, что есть в природе» - эти слова сожаления Носилов повторяет не раз.
Сегодня манси - народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского автономного округа, его численность более 11 000 человек. У манси есть свой язык и своя письменность. И хотя около половины манси живут в городах, многие по-прежнему занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Практически не изменились культура и традиции у манси, живущих на Севере.
Носилов Константин Дмитриевич (1858-1923)
У вогулов: Очерки и наброски. С.-Петербург: Издание А. С. Суворина, 1904. 255 с. 41 иллюстрация в тексте. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с золотым тиснением и монограммой С. У., коленкор, форзацы из узорной бумаги. Экслибрис-штамп «Домашняя библиотека Улитина Алексея Викторовича». 24x15,5 см.
Улитин Алексей Викторович (1910-1970) - геолог, библиофил, коллекционер, член секции книги и графики Ленинградского Дома учёных им. А.М. Горького. Основу книжного собрания составили книги по истории церкви и истории искусства.