Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее Коронование Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению (1826 год)
Что ни говори, мудрено быть самодержавным», -заметил однажды Пушкин.
Начав своё царствование с подавления мятежа, причиной которого стало сомнение части общества в легитимности его прав на российский престол, Николай I особое значение придавал созданию образа монарха, получившего власть не только по земным законам, но и согласно Божьему промыслу. Именно поэтому в церемонии его коронования столь важная роль отводилась высшему духовенству. На протяжении коронационных торжеств свиту императора составляли не только видные сановники и генералитет, но также церковные иерархи. Как писал современник, это свидетельствовало, что «монарх окружён был мудростью, опытностью и заслугами, на алтарь Веры и Отечества принесёнными». Описание церковных обрядов, сопровождавших коронацию Николая, составило содержание специальной книжечки, выпущенной московской Синодальной типографией всего лишь через несколько недель после самих событий.
Приветствие императора членами Священного Синода и Преосвященными Архиереями в Кремле, величественные песнопения в Успенском соборе, колеопреклонённый молящийся Николай, торжественная литургия, во время которой император и императрица приняли причащение, - всё это произвело глубочайшее впечатление на присутствующих и нашло отражение на страницах издания Синодальной типографии. Однако, помимо самого «Чина действия», сюда же вошли речи, произнесённые по случаю коронации тремя видными клириками: митрополитом Московским Филаретом, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Серафимом и митрополитом Киевским Евгением. Признанные образцами духовного красноречия, они были тогда же напечатаны ведущими российскими газетами и впоследствии неоднократно переиздавались.
В речи Филарета современникам более всего запомнились слова, в которых участники восстания на Сенатской площади сравнивались с ветхозаветными Иоавом и Семеем, претендовавшими на престол Давида и умерщвлёнными по приказанию Соломона: «Нетерпеливость верноподданнических желаний дерзнула бы вопросить: почто ты умедлил? если бы не знали мы, что как настоящее торжественное пришествие твоё нам в радость, так и предшествовавшее умедление твоё было нам благодеяние. Не спешил ты явить нам свою славу, потому что спешил утвердить нашу безопасность. Ты грядёшь, наконец, яко царь не только наследственного твоего, но и тобою сохранённого царства. Не возмущают ли при сем духа твоего прискорбные воспоминания? Да не будет! И кроткий Давид имел Иоава и Семея. Не диво, что имел их и Александр Благословенный. В царствование Давида прозябали сии плевелы, а преемнику его досталось очищать от них землю Израилеву. Что ж, если и преемнику Александра пал сей жребий Соломона! Трудное начало царствования тем скорее показывает народу, что даровал ему Бог в Соломоне. Ничто, ничто да не препятствует священной радости твоей и нашей!»
Митрополит Серафим произнёс свою речь уже после возложения короны на главу императора: «Бог, сам Господь Бог избрал и поставил тебя царём над нами... Всевышний в сем действии промысла своего явил к тебе, великий государь, особенное благодеяние своё. Ибо он, содержа все царства земные в руце своей, дал тебе из них то царство, пределы коего простираются от восток солнца до запад. И обладая, яко царь царей, всеми народами, сделал тебя главою того народа, доблести коего всюду поведуются и всеми прославляются. Се знамение Божия к тебе благоволения, но купно се знамение и особенности любви его к России и его о благе ея отеческого промышления. Ибо как Россия веру в Христа Господа, спасителя мира, святою церковью нашею содержимую и исповедуемую почитает главным началом и источником спокойствия, тишины, силы и славы своея, то коль великая для неё сия милость Божия, что Господь даровал ей в августейшей Вашего Императорского Величества особе верного блюстителя драгоценного сокровища её - сокровища веры! Царь - блюститель святости веры, царь православный и благочестивый, сие имя есть для православной России «миро излиянное», и в сем заключаются надежды ея».
Речь митрополита Евгения была произнесена два дня спустя в Кремлёвском дворце, во время поздравления императора членами Святейшего Синода: «Вся церковь и Россия молит: "Да благодать Его святая излиется на тя и царство твое, и да будет таинственное действие венчаия и помазания твоего знамением и залогом благости Его к тебе и печатию любви, соединяющей тебя с верными твоими подданными, коих счастье признаёшь сам ты единою целью твоих мыслей, исполнением желаний, наградою трудов и верховною твоею наградою перед Царём Царствующих"».
Усилия организаторов коронации на акцентировании идеи божественного происхождения монаршей власти не остались незамеченными современниками. Д. Н. Блудов, чиновник и литератор, приятель Карамзина и Пушкина, занимавший летом 1826 года пост статс-секретаря, человек очень чуткий к новым веяниям в отечественной политике, через несколько часов после завершения церемонии в Успенском соборе писал жене: «И как величественны, как трогательны обряды, установленные нашею церковью для сих торжественных случаев! Читанные императором и митрополитом молитвы исполнены глубокого смысла: слушая и повторяя их в душе, я снова уверялся в сладости, в необходимости Веры, в том, что всякая страсть и самая благородная любовь к отечеству, не очищенные религией, ведут к одним заблуждениям, следственно, к несчастиям».
С воцарением Николая I идея единения монархии, церкви и народа стала доминирующей в политической жизни страны. Через восемь лет министр просвещения С. С. Уваров выкристаллизует её в знаменитой формуле: «самодержавие, православие, народность», которая на десятилетия останется главной российской национальной идеей.
Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее Коронование Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению. Москва: В Синодальной типографии, 1826. 33, 16 с. В обложке бумаги «павлиний хвост». 15х24 см. Помимо «Чина действия» включает: «Речь Его Императорскому Величеству Государю Императору Николая Павловичу Самодержцу Всероссийскому, пред высочайшим вступлением в Успенский собор для священнейшего коронования и миропомазания, говоренная Святейшего Правительствующего Синода членом Филаретом, архиепископом Московским августа 22 дня 1826 года»; «Речь Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Павловичу Самодержцу Всероссийскому, по совершении Священнейшего коронования в Успенском соборе, говоренная первенствующим Святейшего Правительствующего Синода членом Серафимом, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, августа 22 дня 1826 года»; «Речь Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Павловичу Самодержцу Всероссийскому, поздравительная от всего духовенства после Священнейшего венчания и миропомазания, говоренная в Большом Кремлёвском дворце Святейшего правительствующего Синода членом Евгением, митрополитом Киевским августа 24 дня 1826 года». Редкий коронационный сборник.