«Памятная книжка» на 1839 год
Вернее же сказать, что капиталистическое накопление постоянно
производит, и при том пропорционально своей энергии и своему размеру
относительный излишек рабочего населения или излишек, по сравнению со
средней степенью возрастания капитала.
Карл Маркс, «Капитал, критика политической экономики», Т. 1, СПб.,
издание П. Поленова, 1878 г. (Первое издание на русском языке)
Год изобретения фотографии, начала денежной реформы в России (серебряный рубль стал официальной денежной единицей), год признания европейскими странами независимости Бельгии и начала бума железнодорожного строительства...
7 января знаменитый французский физик и астроном Доминик Франсуа Араго сделал очень краткое сообщение во Французской Академии наук об изобретении г-на Дагера - «закреплении световых изображений». Речь шла о том, что чуть позже назовут «дагеротипией». Тогда же, в 1839 году, английский ученый Джон Гершель придумал и сам термин - «фотография», то есть светопись.
Как утверждают историки науки, все необходимые знания и вещества для изобретения фотографического процесса были созданы еще лет за сто до Дагера. Выдающаяся заслуга Луи Жак Мандэ Дагера состояла в том, что он впервые применил иодистое серебро в качестве светочувствительного материала, наносимого на медную пластинку. Проявлялось изображение с помощью ртутных паров. Он же изобрел способ фиксации серебряных изображений — в соляном растворе. А вот неутомимым популяризатором и, как сказали бы сегодня, промоутером Дагера стал физик Араго.
3 июля Араго сделал очень обстоятельный доклад о перспективах фотографии во французской палате депутатов. «Наибольшее удивление вызывает, пожалуй, именно быстрота этого метода, - заявил Араго с трибуны парламента. - В самом деле, требуется около десяти - двенадцати минут, чтобы даже при плохой зимней погоде получить изображение какого- либо памятника, вид города или пейзаж.
Летом при хорошем солнечном свете для получения изображения требуется половина этого времени. В южном климате потребуется не более двух - трех минут. Однако нужно заметить, что эти 10 - 12 минут зимой, 5 или 6 минут летом или 2 - 3 минуты в южных местностях необходимы только для освещения пластинки через линзу. К этому следует добавить время, необходимое для того, чтобы установить камеру и вставить пластинку. Для всех этих операций потребуется, пожалуй, около 30 или 45 минут».
Заключил свой доклад французский академик пламенной тирадой: «Мы попытались объективно оценить все то, что имеется в открытии г-на Дагера с точки зрения новизны, полезности для искусства и науки. Мы постарались передать вам наши убеждения, - они живы и искренни потому, что мы все изучили и проверили с величайшей тщательностью, считая это своим долгом, ибо ваш выбор пал на нас. Мы убеждены, что нельзя не видеть значения дагеротипии. Она займет почетнейшее место в ряду изобретений и открытий, получивших признательность человечества...
Франция усыновила это открытие и гордится тем, что может щедро одарить мир этим открытием».
Итак, с этого момента человечество вступило в эпоху не только письменной фиксации своей истории, но и в эпоху документальной видеоистории.
2 февраля все греко-униатские епископы подписали акт, а Святейший Синод сделал постановление, о воссоединении униатской и православной церкви. «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)» - гласит надпись на медали, вычеканенной по этому поводу. На этом документе русский император написал: «Благодаря Бога и приемлю». Последняя уния Российской империи оставалась на территории бывшего Царства Польского и присоединилась к православной церкви только в 1875 г.
19 апреля в Лондоне европейские державы подписали договор о признании независимости Бельгии. Независимой эта маленькая страна стала в 1830 году, выйдя из состава и без того небольших Нидерландов. Новое государство оказалось вполне состоятельным во всех смыслах слова. Там, например, была проложена первая в материковой Европе железная дорога.
В 1839 году, кстати, началось строительство второй, после Царскосельской, железной дороги в Российской империи, связывающей Варшаву и Вену. Еще в 1835 г. австрийский подданный инженер Франц фон Герстнер, пытаясь получить концессию на строительство Царскосельской линии, привел императору довод: «Если б Петербург, Москва и Гродно или Варшава были соединены железной дорогой, можно было бы покорить мятежников поляков в четыре недели». Поэтому, когда к Николаю I с предложением о строительстве новой железной дороги обратился царский наместник в Варшаве генерал-фельдмаршал И.Ф. Паскевич-Варшавский, вопрос решился быстро. Для строительства польские банкиры организовали акционерное общество «Drogi Zelaznej Warszawsko-Wiedenskiej», разорившееся в 1842 г. 308 верст дороги имели ширину колеи 4,85 футов, то есть 1435 мм (западноевропейский стандарт). Закончилось строительство в 1848 г.
1 / 13 июля, с издания манифеста «Об устройстве денежной системы» началась реализация первого этапа денежной реформы графа Е.Ф. Канкрина. Поводом стал длительный период нестабильности курса ассигнаций и их соотношение с серебряными деньгами, дефицит государственного бюджета из-за военных расходов. Согласно документу, все сделки отныне должны были производиться только в серебрянных деньгах. Серебряный рубль признан официальной денежной единицей и приравнен к 3,5 рублям ассигнациями. Государственные ассигнации приобретали роль вспомогательного денежного знака (в начале 1840-х гг. началась чеканка медных монет достоинством в 3 копейки, которые в народе продолжали называть алтынами или алтынниками).
Одновременно был опубликован указ «Об учреждении с 1840 года Депозитной кассы». Касса принимала вклады серебряной монетой и выпускала взамен депозитные билеты, приравнивавшиеся к серебряной монете и подлежащие размену на нее. С 1843 г. ассигнации заменены кредитными билетами, обеспеченными серебром.
На этот год приходится резкий поворот в деятельности журнала «Отечественные записки», основанного П.П. Свиньиным в 1818 г. Издание было куплено на паях литератором В.Ф Одоевским, издателем и журналистом А.А. Краевским и Б.А. Враским, чиновником III Отделения и владельцем типографии. Редактором и издателем стал Краевский, приведший издание к небывалому успеху. Огромному по тому времени тиражу (8000 экз.) способствовали значительный штат сотрудников, реклама, специальная экспедиционная контора, монопольные права на литературные произведения. Одной из главных причин успеха стало участие В.Г. Белинского, который ради работы в «Отечественных записках» даже переехал в Петербург. Сотрудничество, однако, продолжалось недолго. Уже в 1846 г., уходя из издания, он писал Герцену, что Краевский - «приобретатель, следовательно вампир, всегда готовый высосать из человека кровь и душу, потом бросить его за окно, как выжатый лимон».
Объединить в журнале лучшие литературные силы, противопоставить издание «торговому направлению» в журналистике, «мирить и соединять науку с жизнью», выпускать «толстый» русский журнал, призванный удовлетворить интересы каждого из его читателей, стремился один из совладельцев, В.Ф. Одоевский. Последний представитель древнего княжеского рода, как философ Одоевский считал - что «в человеке слиты три стихии - верующая, познающая и эстетическая», но одновременно, что «человек только тогда человек, когда он идет наперекор природе». Развивая славянофильские идеи, он утверждал, что «Запад гибнет», и русские «поставлены на рубеже двух миров - протекшего и будущего; мы - новы и свежи; мы - непричастны к преступлениям старой Европы; перед нами разыгрывается ее странная, таинственная драма, разгадка которой, быть может, таится в глубине русского духа».
Одоевский поддерживал литераторов, в том числе декабристов В.Г. Кюхельбекера и своего двоюродного брата А.И. Одоевского, который в этом году скончался от тропической малярии в форте «Лазаревский». Именно ему принадлежат строки:
«Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!»
Одна из этих строчек послужит в свое время эпиграфом к заголовку ленинской подпольной газеты «Искра» (1900-1903).
25 октября, в Манчестере было выпущено первое в мире железнодорожное расписание - тоже, если угодно, документ, способный поднять и повести за собой большие массы людей.
В последних числах декабря И.С. Тургенев впервые встретил Лермонтова в доме княгини Шаховской в Петербурге. Позже он записал: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое... Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них! Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба».
Среди других культурных событий года - премьера в Малом театре одного из самых популярных русских водевилей «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д.Т Ленского. Кстати, один из куплетов Ленский посвятил памяти А.С. Пушкина (написаны по поводу завершения первого собрания сочинений поэта): «Хоть смерть его и не касалась - / Он только бросил ей скелет, / Поэтов много нам осталось, / Но Пушкина другого нет».
Так они и останутся вместе в истории - Михаил Юрьевич Лермонтов и автор пьесы «Лев Гурыч Синичкин». Кто бы мог такое предсказать?! Никто. И уж тем более составители «Памятной книжки на 1839 год».
Памятная книжка на 1839 год включает гравюры: виды «Дворца Александрии, близ Петергофа, с моря», «Крестовского острова», «Деревни Токсово», «Собственного Его Величества Дворца», «Кронштадта со стороны Ораниенбаума», «Сельского Дворца на Дудергофской горе», «Дворца в г. Павловск», «Церкви Св. Апостолов Петра и Павла, в Петергофе», а также четыре гравированных рисунка, изображающих времена года, с кратким месяцесловом.
На форзаце - экслибрис, на обороте титула печать библиотеки Франтишека Таборского (1858-1940), чешского поэта, писателя, переводчика, историка, критика, педагога и коллекционера произведений искусства. Свое собрание, включавшее более 5000 предметов (в том числе фарфор, стекло, ювелирные изделия), он завещал Национальному музею в Праге.
Памятная книжка на 1839 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1838. [2], [1 грав. тит. л.], [4 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 123, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 125-327, [1], 12 л. ил., [2] с.; 11,5x7,5.
Тройной золотой обрез. Владельческий цельнокожаный переплет эпохи с золотым тиснением орнамента на крышках и по корешку. Ляссе.