- Живя в Германии, ты дружил с ненецкими ребятами?
- Общались, пожалуй, только на футбольном поле. Хотя никакой неприязни со стороны немецких подростков я не ощущал, несмотря на то, что кто-то из их отцов погиб на Восточном фронте и уже закончился Нюрнбергский процесс.
- То есть ссор, драк не возникаю?
- Если и возникали, то между своими.
- В 1947 году в СССР грянула денежная реформа. Коснулась ли она родителей?
- Да, пришел с работы возбужденный отец и сообщил: в Советском Союзе объявлена реформа. Деталей я не знаю, но помню, что папа с мамой долго обсуждали эту новость и ее последствия для семьи.
Примерно в то же время произошел такой эпизод. Приехав в очередной раз из интерната домой, я зачем-то забрел в родительскую спальню и открыл прикроватную тумбочку, в которой неожиданно для себя обнаружил отцовский наградной пистолет. Вынул обойму, естественно забыв о патроне в патроннике, начал крутить пистолет, направляя его в разные стороны... Не чувствуя опасности, не заметил, как снял с предохранителя и нажал на курок.
Раздался громкий выстрел, от стены отскочил кусок штукатурки. В ужасе положил оружие обратно в тумбочку, предварительно вставив на место обойму. Нашел гильзу и стремглав выбежал из комнаты. Гильзу тут же куда-то забросил. Вечером отец долго пересчитывал патроны в обойме и не мог понять, почему одного недостает. Я молчал, как рыба, хотя еще долго меня бросало в дрожь от того, что я натворил... На скол же штукатурки родители внимания не обратили.
- А как проходили школьные каникулы?
- Замечательно! Каникулы начинались первого июня и заканчивались в начале сентября. Родители старались «избавиться» от нас и отправляли куда-нибудь подальше. Так, в 47-м году я оказался в санатории - старейшем курорте Бад-Эльстер в Саксонии. Это место с девятнадцатого века славилось своими термальными источниками, так же как Карловы Вары в Чехии.
- Надо же, Нина Максимовна Высоцкая показывала мне фотографии маленького Володи на отдыхе в том же санатории, только в 48-м году.
- Интересно! Получается, мы с ним разминулись на один год... Таких совпадений в моей жизни, наверное, как и в жизни каждого, было довольно много...
Если уж я вспомнил про Бад-Эльстер, расскажу об эпизоде, случившемся со мной и тремя моими одноклассниками двумя годами позже, когда мы в очередной раз отдыхали там в санатории... Надо отметить, что до того как Саксония попала в зону, контролируемую советскими оккупационными войсками, в том краю располагались американские части. Поскольку администрация союзников заботилась о физическом и нравственном состоянии своих солдат, неподалеку от их дислокации вполне легально функционировали службы, предоставлявшие военным всевозможные услуги. После того как американцы покинули территорию Саксонии, «женский батальон» остался без работы. Однажды мы с ребятами пошли в клуб (Курхаус) на танцы и познакомились с симпатичными молодыми местными девушками, предложившими нам за энное количество пачек дефицитных сигарет и кофе приятно провести время. Конечно, пятнадцатилетние подростки не могли не поддаться искушению... Всю ночь напролет гостьи преподавали советским юнцам начальные уроки «страсти нежной». Не только в теории, но и на практике. Наутро, после расставания с красотками, мы, четверо «падших», страшно забеспокоились: а вдруг подхватили какую-нибудь неприятную болезнь? Как объясняться с родителями? Один из нас, самый «подкованный», изобрел такой способ экстремальной профилактики: наполнить таз всем, что имелось в номерах «противо-микробного»: йодом, зеленкой, одеколоном...
Почему-то даже газировка пошла в ход... Таким образом провели дезинфекцию. Можешь представить, какие ощущения испытали от этой гремучей смеси - наверное, едва ли менее острые, чем предшествующие... Конечно, наши переживания оказались напрасными, ведь девушки были весьма грамотными профессионалками в определенном смысле.
И еще о школьных каникулах. Однажды родители отправили нас, несколько одноклассников. на остров Рюген, расположенный в Балтийском море, недалеко от порта Варнемюнде. Там отдыхали и девочки из русской дрезденской школы - тоже дети советских офицеров. В порту в то время дислоцировалась морская воинская часть группы советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ) - такое существовало наименование до провозглашения ГДР в 1949 году. Надо ли говорить, что мы сразу подружились с моряками, и они брали нас на катера, выходящие в море. Те морские путешествия запомнились на всю жизнь. Остров Рюген очень красив: дюны, сосны, песок, море. История порта Засниц - древняя и увлекательная. Именно из этого порта в начале апреля 1917 года отправился на пароме в Швецию вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин) со товарищи, чтобы вскоре триумфально въехать в революционный Петроград.