Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

News

"Библиохроника" глазами журналистов или что пишут и о чем говорят в средствах массовой информации о жизни и развитии проекта.

Сонеты Уильяма Шекспира в гравюрах Виктора Гоппе. (4.10.2022 г.)

Век мой громкий (2012 год)

Век мой громкий (2012 год)

Марина Цветаева

Великая русская поэтесса, прозаик и переводчица Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) в полном объеме своего творчества была оценена скорее посмертно - у современников ее поэзия не пользовалась слишком большим успехом, хотя среди собратьев по перу у нее были свои поклонники: Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Райнер Мария Рильке... Анна Ахматова отзывалась о Цветаевой как о «мощном поэте». Но поэтесса (впрочем, подобно Ахматовой, Цветаева это слово в применении к себе не признавала, называя себя «поэт») предчувствовала свою грядущую славу:

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Цветаева родилась в интеллигентнейшей московской семье. Ее отец И.В. Цветаев был профессором-искусствоведом, основателем Московского музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Мать М.А. Мейн - пианистка, ученица А.Г. Рубинштейна.

Поскольку мама болела чахоткой (умерла, когда Марине было 16), семья подолгу жила в Италии, Франции, Швейцарии, Германии, где девочка, чтобы не прерывать образование, училась в лучших европейских пансионах. Она свободно говорила по-немецки и по-французски, а в 1909 г. слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Считается, что стихи Цветаева начала писать с 6 лет, но, по свидетельству матери, это произошло еще раньше. Существует подтверждающая это дневниковая запись: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?» (Интересно, что стихи девочка сочиняла на разных языках.) Однако готовили Цветаеву в пианистки. Играла она виртуозно, но в конечном итоге предпочла литературное поприще.

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов, в частности с поэтом В.Я. Брюсовым. Марина участвовала в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет» (в дальнейшем она не примыкала ни к каким течениям и направлениям).

Первый сборник «Вечерний альбом» Марина Цветаева издала на свои деньги в 1910 г. К нему благосклонно отнесся Брюсов и заметил поэт Максимилиан Волошин, который так отозвался о первом опыте юной поэтессы: «“Невзрослый” стих М. Цветаевой, иногда не уверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, не доступные стиху более взрослому. Чувствуешь, что этому невзрослому стиху доступно многое, о чем нам, взрослым, мечтать нечего». Он выделял в ее стихах «девичью интимность», которая ни у одной из современниц «не достигала такой наивности и искренности, как у Марины Цветаевой». «Марина Цветаева дает новый, еще не рассказанный облик женственности», - писал он. Между Волошиным и Цветаевой завязалась искренняя и продолжительная дружба, которая сказалась и на ее творческом развитии. Марина подолгу гостила у Волошина в Коктебеле (в 1911,1913,

1915,1917). Именно там в 1911 г. она встретила будущего мужа - племянника Волошина Сергея Яковлевича Эфрона (1893— 1941). Это была любовь с первого взгляда. «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень», - то ли в шутку, то ли всерьез сказала Марина. И на следующий же день Сергей принес ей бусину сердолика, с которой она не расставалась всю жизнь. Венчание Эфрона и Цветаевой состоялось 27 января 1912 г., а 18 сентября этого же года у них родилась дочь Ариадна. В качестве свадебных подарков молодые подготовили друг другу собственные книги - Марина сборник «Волшебный фонарь» (1912), а Сергей - книгу прозы «Детство», в которой в последней главе «Волшебница» в ярком портрете 17-летней героини Мары узнается его возлюбленная.

В 1914 г. в жизнь молодых меняет Первая мировая война, а затем - и Гражданская. Поступивший на филологический факультет Эфрон оставил учебу и стал братом милосердия в санитарном поезде, затем окончил юнкерское училище. Во время Гражданской войны воевал на стороне белых, а в 1921 г. волею судеб попал в Прагу. Тем временем Марина в тылу испытала все тяжести Гражданской войны. У нее на руках уже две дочери - в 1917 г. родилась Ирина. В 1919 г. Цветаева отдала обеих девочек в Кунцевский приют, где, не дожив до трех лет, младшая дочь умерла от голода.

Несмотря на личные беды и житейские трудности, талант Цветаевой развивался стремительно. В 1918-1919 гг. она писала романтические пьесы, а также поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне». Уже в сборниках «Версты» (1921-1922) и «Ремесло» (1923) Цветаева - зрелый поэт со своим, ни на кого не похожим стилем и языком. В центре циклов стихов - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и этого понимания не ищет. Появились характерные для дальнейшей поэзии Цветаевой мотивы одиночества, отверженности, бездомности, трагизма обыденного мира.

В сборниках много циклов, обращенных к поэтам-современникам: кумиру Цветаевой А. Блоку, А. Ахматовой, чье творчество вызывало восхищение Марины Ивановны, а также интимной подруге С. Парнок.

В 1922 г. Цветаева с дочерью эмигрировала в Прагу. Сложно судить о супружеских отношениях с Эфроном, которого Марина никогда не оставляла, но в Чехии у нее почти сразу появился новый возлюбленный, белый офицер и друг Эфрона К. Родзевич. В этой стране Цветаева написала лучшие, по мнению некоторых критиков, произведения - «Поэму Горы» и «Поэму Конца» (1924), посвященные Родзевичу (вторая - расставанию с ним), большую часть поэмы «Крысолов» (1925-1926), циклы «Деревья», «Провода», «Слова и смыслы», «Овраг» и др.

После рождения в 1925 г. сына Георгия (Мура) семья переехала в Париж. В эмигрантской среде стихи Цветаевой не получили признания, зато успехом пользовалась проза. «Эмиграция делает меня прозаиком», - говорила она.

Возникли воспоминания о М.А. Волошине («Живое о живом», 1933), А. Белом («Пленный дух», 1934), М.А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), а также произведения «Дом у Старого Пимена» (1934), «Мать и музыка» (1935), «Мой Пушкин» (1937), «Повесть о Сонечке» (1938) и др. Жанр произведений причудливо сочетает элементы мемуарной и философской литературы с эссеистикой. Интересна переписка М.И. Цветаевой с Б.Л. Пастернаком (1922-1936) и Р.М. Рильке (1926).

Несмотря на то, что Цветаева постоянно работала, с 1930-х гг. семья жила в нищете. Вот строки из воспоминаний Марины Ивановны: «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода». Эмигрантская среда так и не стала своей для Марины Ивановны. Позднее Цветаева написала об этом: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху -  там, туда, оттуда...» Ситуацию осложняло и то, что Эфрон быстро разочаровался в Белом движении и стал тайным агентом НКВД, а позднее его обвинили в причастности к политическому убийству едва ли не самого Л.Д. Троцкого. Семья вновь вернулась в Москву (в 1937 г. - Ариадна и затем ее отец, который буквально бежал из Франции, а в 1939 г. - Цветаева с Муром). По приезде семья жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей- квартира М.И. Цветаевой). Но «счастье на родине» длилось недолго. В том же году была арестована Ариадна (8 лет она провела в лагерях, реабилитирована в 1955 г.). Через несколько месяцев после Ариадны репрессирован С.Я. Эфрон (был расстрелян в августе 1941 г., о чем Цветаева уже не узнала). В эти годы (1939—

1941) Марина Ивановна в основном занимается переводами.

В начале войны Цветаеву с сыном эвакуировали в Елабугу (Татарстан). Работы не было. По словам хозяев дома, где жили Марина Ивановна с сыном, ее подкармливала местная милиционерша в обмен на «постирушки». В архиве Союза писателей Татарии находится письмо поэтессы, в котором она предлагает свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Сохранилось и такое заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». Ни на то, ни на другое заявление ответа Цветаева не получила. Не выдержав одиночества, безысходности и унижений, она повесилась в сенях. Несмотря на каноны Православной церкви, Алексий II дал разрешение на отпевание поэтессы.


Цветаева Марина Ивановна (1892-1941). Век мой громкий. Москва: Прозаик, 2012.624 с., ил. 24,5x17,2

Print
808 Rate this article:
No rating
Please login or register to post comments.

Календарь публикаций

«November 2024»
MonTueWedThuFriSatSun
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top